С нами 17460 учителей, 7397 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Рабочая тетрадь как учебное пособие для организации познавательной и самостоятельной деятельности студентов колледжа при освоении специальных дисциплин"
Кулыгина Елена Ивановна
преподаватель спецдисциплин I категории
ТОГАПОУ «Промышленно-технологический
Колледжим. В.И. Заволянского», г. Мичуринск Тамбовская область
 
Рабочая тетрадь как учебное пособие для организации познавательной и самостоятельной деятельности студентов колледжа при освоении специальных дисциплин
            Использование печатных рабочих тетрадей, при освоении учебной дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля в колледже, является одним из современных способов ведения учебного процесса.
            Рабочая тетрадь является одной из форм помощи студентам колледжей при освоении способов самостоятельного добывания, активного усвоения и применения полученных знаний.
            Данное учебное пособие, получившее в последнее время широкое распространение, может быть использовано студентами в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, при подготовке к промежуточной аттестации по изучаемой дисциплине или профессиональному модулю.
            Роль рабочей тетради универсальна и для преподавателя, т.к. может быть использована им как на лекционных, так и практических занятиях, при организации самостоятельной работы студентов. Это учебно-методическое пособие позволяет преподавателю осуществлять своевременную и объективную оценку качества подготовки студентов.
            Рабочая тетрадь предполагает формирование у обучающихся портфеля «знаю-умею-владею». Она помогает осуществить студенту переход от учебно-познавательной и учебно-практической деятельности к деятельности профессиональной.
            Одной из основных причин побуждающих преподавателя специальных дисциплин к использованию рабочих тетрадей – это острая нехватка дидактических средств на уроках теоретического обучения.
            Объясняя новый материал, преподаватель не может быть уверен в том, что все обучающиеся производят именно те операции, которые нужны, производят их так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в ту систему, которая требуется.
            Основными источниками знаний педагога, о ходе усвоения обучающимися технических знаний и умений, являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени; по отношению к каждому обучающемуся такой опрос носит эпизодический характер. [6]
            С внедрением в педагогический процесс рабочих тетрадей контроль усвоения полученных студентом знаний может осуществляться как индивидуально, так и одновременно у всей группы. Преподавателю достаточно просмотреть записи в тетради. Произвести диагностику и исправление обнаруженных недостатков в мыслительной деятельности отдельных обучающихся. [8]
            Выполнение заданий рабочих тетрадей создает прочную базу для усвоения основного материала изучаемой дисциплины и является одним из наиболее результативных видов самостоятельной работы студента, формируя у них умения и навыки самоконтроля.
            Хотелось бы привести пример нескольких заданий из рабочих тетрадей, разматываемых мною для студентов по профессии «Мастер общестроительных работ».
Тема 4. Подбор состава раствора
1. Объясните запись:
цементный раствор 1:3 ___________________________________________________________;
цементно-известковый раствор 1:0,6:6 ______________________________________________;
цементно-глиняный 1:0,8:7 ________________________________________________________
 
2. При подборе состава раствора необходимо знать:
а) ____________________________________________________________;
б) ____________________________________________________________;
в) ____________________________________________________________.
3. Решите задачу.
            Составить пропорцию объемных частей раствора марки 50, если надземную кладку стен предполагается производить в летних условиях. Вяжущее – портландцемент марки 400 с плотностью 1100кг/м3. Пластифицирующая добавка – известковое тесто с плотностью 1400кг/м3.
Решение: ____________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
            Разработка рабочей тетради процесс весьма трудоемкий и во многом зависит не только от педагогического опыта педагога, но и от его творческого потенциала. Кроме того, следует четко понимать – рабочая тетрадь призвана помочь обучающемуся и преподавателю в его дальнейшей работе.
            При разработке рабочей тетради, для достижения высокой адаптивности к учебному процессу представленных в ней материалов, необходимо чтобы ее содержание и структура четко совпадали с рабочей программой, изучаемого профессионального курса, а так же с базовым учебником или учебным пособием.
            Очень важным, при составлении рабочей тетради по специальной дисциплине, является включение электронных средств обучения. Это способствует формированию информационной и технологической культуры обучающихся.
            В своей практике, при проведении промежуточной аттестации по пройденным темам, я использую онлайн тесты: «Технология каменной кладки». Электронный ресурс. Режим доступа: - https://onlinetestpad.com/ru/test/862216-tekhnologiya-kladki
    Тест по технике безопасности: «Каменные работы». Электронный ресурс. Режим доступа: - https://kupidonia.ru/viktoriny/test-po-tehnike-bezopasnosti-kamennye-raboty
            Еще один очень интересный тест, используемый мной на занятиях, называется «Какой из вас каменщик». Электронный ресурс. Режим доступа: - https://etokirpichi.ru/test-1.
            Цель любого теста – проверить учащегося, степень усвоения им образовательной программы по конкретному направлению (предмету). Но онлайн-тест исключают возможность списывания, так как студент не знает, какие вопросы и задания ему попадутся.
            Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки и коррекции знаний обучающихся, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку студентов к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемой дисциплине.
          В нашем колледже и преподаватели, и студенты активно используют в учебном процессе такие образовательные платформы как Юрайт, Лань и др.
            Электронные образовательные платформы позволяют существенно восполнить недостающие в библиотеках колледжа современные печатные издания профессиональной направленности. Повысить интерес к изучаемому предмету, осознанность запоминания информации, отработать необходимые навыки и, что очень важно, снизить уровень рутинной работы преподавателя специальных дисциплин.
            Динамичность работы с учебными материалами печатной рабочей тетради так же достаточно высока, поскольку содержат весь спектр учебных материалов и заданий известных педагогической практике: кроссворды, тесты, упражнения, профессиональные задачи или проблемные вопросы.
            Вот несколько примеров, взятых из разработанных мной рабочих тетрадей для студентов профессии «Мастер общестроительных работ», дисциплина «Технология каменных работ».
            1. При производстве бутовой кладки стен, возводимых студентом, боковые поверхности некоторых камней, уложенных в ряду, оказались наклонены к горизонту. Как эти камни будут вести себя в кладке?
            2. Самосвал, предназначенный для доставки раствора на объект, был задействован в транспортировке щебня. После чего не был тщательно промыт. К чему может привести попадание мелкого щебня в раствор при производстве кирпичной кладки?
           3. Одновременно из одного и того же кирпича и раствора выполнялась кладка наставником и недобросовестным студентом. Швы в кладке у студента оказались неравномерно уплотненными и гораздо толще, положенных по нормативам. Как это обстоятельство повлияет на прочностные характеристики кладки студента?
         В создании проблемной ситуации основная роль принадлежит преподавателю. Он должен заинтересовать, увлечь студентов работой.
            При решении задачи наиболее активной становится деятельность студентов, а преподаватель направляет, корректирует их мыслительные усилия.
            Исходя из своего педагогического опыта, могу сделать следующий вывод, что продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы обучающихся не создает перегрузки, а наоборот, вызывает у обучающихся повышенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает его усвоению и закреплению.
            При подборе вопросов и заданий необходимо реализовывать дифференцированный подход. Одним студентам, для овладения основными профессиональными знаниями и умениями, достаточно ответить на контрольные вопросы по пройденной теме. Другие же способны продемонстрировать умение сравнивать предложенные понятия и ситуации, проводить их классификацию, анализировать и делать обобщения.
            Например, задания для студентов базового уровня сложности по теме «Правила разрезки каменной кладки»:
 Дать определение каменной кладки _________________________________________ ____________________________
 
Каменная кладка воспринимает нагрузки от ____________________________________ ___________________________
            Задания по той же теме, выполнив которое студент имеет возможность продемонстрировать умение анализировать ситуацию и делать обобщения:
            При каком условии может быть обеспечена работа камней в кладке только на сжатие (первое правило разрезки)? ________________________________________________________ ___________________________________
 
Что может произойти с кладкой, если боковые поверхности камней будут иметь наклон к горизонту (второе правило разрезки)? _______________________________________________ ___________________________________________
 
Установить соответствие рисунка и подписи, соединив их стрелочками.
  Организация рабочего места каменщика при выполнении кладки глухих участков стен
 
  Организация рабочего места каменщика при выполнении кладки столбов
 
  Организация рабочего места каменщика при выполнении кладки углов стен
 
  Организация рабочего места каменщика при выполнении кладки простенков
 
            Естественно, при данной форме обучения и оценка студентов будет различной. Но преподаватель дает каждому обучающемуся право выбора – остановить на «малом» или попробовать углубить свои знания по теме и добиться определенных успехов в профессии.
            Главными характеристиками выпускника колледжа должны стать его компетентность, конкурентоспособность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин с использованием рабочих тетрадей переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.
            Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, с использованием печатной рабочей тетради, представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки ее выполнения.
            Заполнение рабочей тетради во внеаудиторное время в значительной мере помогает организовать самостоятельную работу обучающихся, которая в основе своей осуществляется ими стихийно.
            Увеличение доли самостоятельных занятий предполагает предоставление студенту возможности в должной мере работать с литературой и сетевыми ресурсами, ставит студента перед необходимостью самостоятельно «добывать» информацию, осмысливать её, проектировать собственный результат.
            Таким образом, рабочая тетрадь значительно увеличивает объем самостоятельной деятельности всех студентов и в аудитории, и дома. Индивидуальные задания стимулируют обучающихся к осуществлению поиска, анализа и интерпретации информации, необходимой для выполнения профессиональных задач. Вызывают у каждого студента чувство ответственности и удовлетворения в случае успешного нахождения правильного решения, способствуют формированию познавательных интересов.
 
 
Список литературы
            1. Е.Г. Ведерникова Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления. – М.: Эксмо, 2023.
            2. Н.А. Гойдина Организация самостоятельной аудиторной работы студентов. – М.: Эксмо-Пресс, 2023.
            3. И.С. Лесик Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий усвоения профессиональных компетенций. – М.: ПРИОР, 2022.
            4. О.И. Марохонько Организация самостоятельной работы студентов. – М.: Эксмо-Пресс, 2023.
            5. И.А. Трофимова Педагогика и психология: Основы самостоятельной работы студентов: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2023.
            5. Рабочая тетрадь как средство эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Электронный ресурс. Режим доступа: http://проф-обр.рф/blog/2019-01-28-1331
            6. Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса. Электронный ресурс. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/04/28/rabochie-tetradi-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti
            7. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины. Электронный ресурс. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/51/6462/
            8. Рабочая тетрадь как средство повышения качества работы студентов. Электронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru/rabochaya-tetrad-kak-sredstvo-povisheniya-kachestva-raboti-studentov-2591546.html
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ