С нами 17311 учителей, 7332 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Музей модерна в доме Курлиной
Просмотров: 2881, дата: 27.07.2015, автор: Галина Пожарова
Особняк купца 1 гильдии А.Г.Курлина и его жены А.П.Курлиной построен в 1903 году, он стал одной из первых построек Самары в стиле модерн. В этом, 2013 году зданию исполнилось 110 лет, но выглядит он по прежнему весьма современно. Особняк построил Александр Георгиевич Курлин (1870 —1914) - представитель одного из самых крупных купеческих кланов Самары, для своей красавицы-жены Александры Павловны Курлиной (Журавлевой). В историю Самары особняк также вошел под названием "дом Курлиной". После революции в здании размещались различные организации: в 1920-х здесь были губернский отдел труда, биржа труда и музей охраны труда и гигиены. В 1929 г. дом передали детскому саду. С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало Посольство Королевства Швеции. Затем снова детский сад, после Облоно. В 1970 -е гг. особняк был передан музею краеведения. В 1989 г. в нем открылась экспозиция по истории Самарского края с XVI в. до н. XX в. В 1995 г. по указу Президента РФ "Усадьба Курлиных" получила статус памятника истории и культуры федерального значения. Совсем недавно здание было отреставрировано и сегодня оно представляет из себя музей Модерна и используется для выставок.



Особняк находится на ул. Фрунзе, рядом с костёлом. Проект особняка принадлежит архитектору А.У.Зеленко (1871-1952)


 С 1897 г. по 1900 г. А.У.Зеленко работал в Самаре: сначала в строительном отделении губернской земской управы, потом в должности городского архитектора. По его проектам в Самаре построено несколько зданий, но особняк Курлиных - самая талантливая из всех его построек.


 До сих пор существует легенда, что лепное изображение изящной женской головки на фронтоне фасада над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара отражает образ прекрасной хозяйки — Сандры Курлиной. Говорят, она была необыкновенно привлекательной женщиной и даже ее выезд на прогулку, как спектакль, собирал зрителей с окрестных улиц.


. В доме Курлиной были воплощены все основные черты стиля модерн. А. Зеленко широко использует в декоре новый отделочный материал — цветную изразцовую плитку. В оформление фасада вводится лепной орнамент, различные очертания оконных проемов (27 типов!), ажурные решетки ограды и ворота в виде бабочки, рисунок парадной двери — "омега" — также вносят разнообразие во внешний облик постройки.


. Алексей Толстой в своем романе "Хождение по мукам" назвал здание "нелепо роскошным".


 Красивые ворота в виде бабочки, ведущие во внутренний двор.


. Внутренний двор.


  Парадный вход. В организации внутреннего пространства воплощена характерная для модерна центричная планировка. Вокруг холла группируются все комнаты первого парадного этажа: гостиная, столовая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Помещения второго этажа имеют подобную планировку, но меньше по размерам. Всего в доме 22 комнаты.


 В холле стоит экспозиция с домами в стиле модерн в разных странах мира.


Потолок парадной гостинной покрывает орнамент столь любимых модерном орхидей. Длинные, свисающие с потолка на стены цветочные стебли словно колышутся от дуновения ветра.


Большая гостиная наполнена воздухом и светом. Огромные окна, покрывающие плоскости двух стен, как бы связывают ее с городской средой.


Парадная гостиная соединяется с соседней столовой. Здесь раскрывается иной образ, эта комната кажется более камерной. Гротовая штукатурка, потолочные балки, заканчивающиеся масками мифических божеств, и подобные маски на панели стен словно погружают в сказочную реальность.


 Камин в столовой.

Потолок столовой.


 Интерьер кабинета хозяина отличается строгостью. Главный элемент его отделки — деревянные кессоны, расположенные по периметру потолка. Центральная его часть декорирована геометрическим орнаментом. Четкий ритм кессонов, геометрический рисунок потолка и паркета задавал обстановке тон деловитости.


 Своеобразную разрядку в это царство геометрии вносит декоративная медная окантовка камина в виде маков — символа опьянения и грез.

 Рядом с кабинетом будуар хозяйки. Здесь царство природы: витраж в виде кроны деревьев на окне, живописный пейзаж над дверным проемом, сама дверь с цветочным рисунком и зеркальным стеклом.


 Особенно выразителен лепной декор потолка. Фантастическое переплетение гибких стеблей орхидей по периметру стен и потолка обрамляет парящую женскую фигуру, окутанную тонким покровом в виде крыльев бабочки.


 Фрагмент двери в будуаре хозяйки.


Все полы застелены паркетом. Рисунки паркета во всех комнатах разные.

 Металлическая лестница, ведущая на 2-й этаж.


Фрагмент лестницы.

Вид лестницы со 2-го этажа.

 Сейчас в музее проходит фотовыставка "Автохромы Петра Веденисова" (1909-1914) из цикла "История России в фотографиях". Петр Иванович Веденисов (1866-1937), дворянин, проживавший в Ялте, доброжелательный, общительный, быстро вошедший в число самых интересных людей Ялты. Петр Веденисов увлекался музыкой, краеведением и фотографией.


Большая часть фотографий Петра Веденисова сейчас хранится в Алупкинском музее-заповеднике и часть в Московском доме фотографии. Увлекающийся техническими новинками Петр Веденисов смог самостоятельно освоить редкую для того времени цветную фотографию.


Ялта, 1910 год.




Камера Петра Веденисова.


 Комната 2-го этажа.


 Орнаменты в углах комнаты.





 Мазутный бак под лестницей в подвале служил для отопления дома. Удобства и комфортабельность дома Курлиной были обеспечены инженерными коммуникациями. В год постройки он был подключен к городскому водопроводу. Имел современную калориферную систему отопления. До сих пор сохранились каналы внутри стен, выходящие в каждую комнату. Они оснащены жалюзи для регулировки теплого воздуха и прикрыты декоративными прорезными решетками. В доме была и канализация. Все комнаты освещались электричеством. Хозяева также являлись одними из первых абонентов телефонной станции. Богатство интерьеров и комфортабельность дома сделали его одним из самых дорогих особняков в Самаре начала XX в.

. Подвальные помещения. Здесь располагалась кухня и хранились продукты.


 Сейчас в подвале экспонируются психоделические инсталляции.


 Вот например, инсталляция "Чума"


 Инсталляция "Пытка". Летом 1918 года Самару заняли белочехи и в доме Курлиной разместилась белочешская контрразведка. Согласно воспоминаниям, в подвале держали заключенных и производили расстрелы. С тех времен остались надписи на стенах и выбоины от пуль.


 В подвале сохранился тоннель для коммуникаций, никто точно не знает, куда он ведёт.





Александр Георгиевич Курлин (1870 —1914), сын известного в Самаре купца Георгия Ивановича Курлина, в середине 1880-х гг. закончил гимназию, а затем Московский университет. Продолжая дело отца, он занимался хлебной торговлей. Являлся членом совета общества взаимного кредита, гласным городской думы. Стоял у истоков создания одной из крупнейшей в России хлебной биржи и в течение нескольких лет был ее председателем.




Александр активно занимался благотворительностью, являлся попечителем коммерческого училища, училища для слепых детей, городского 6-ти классного училища и др. В 1893 году в Успенской церкви он обвенчался с 16-летней купеческой дочерью Александрой Павловной Журавлевой. В 1908 году по причине душевной болезни Александр Георгиевич оставил все должности, его опекуном стала супруга. Александр Георгиевич скончался в возрасте 43 лет от паралича сердца. Погребен на кладбище женского Иверского монастыря.



Курлина Александра Павловна (род. в 1876 — умерла в 1970-е годы), девичья фамилия Журавлева (дочь Павла Михайловича Журавлева) после 1918 года уехала в Москву, где проживала в обычной коммунальной квартире на улице Мясковского у ресторана "Прага". В Самару Александра Курлина уже никогда не возвращалась. Александра Павловна умерла в 1970-е годы, точная дата неизвестна. Похоронена в Москве на Востряковском кладбище. Потомки по линии Ивана, старшего сына Г.И. Курлина, до сих пор живут в Москве, Англии и Австралии.

http://chronograph.livejournal.com/147341.html
Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Усадьбу Курлиных по праву называют «жемчужиной» самарского модерна. Чета Курлиных – известные в городе благотворители, попечители детских приютов, училища для слепых детей, коммерческого училища.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 27.07.2015 в 19:25  
#2 Музей Модерна открылся в конце 2012 года, он занимается изучением стиля модерн в регионе, сбором информации и предметов той эпохи. За два года работы в Музее Модерна было проведено более 100 мероприятий, направленных на популяризацию стиля модерн и современной культуры. Объединяя усилия и сотрудничая с профессионалами в различных областях культуры и искусства, ведущими музеями страны и мира, он стал не только выставочной площадкой, но и научным, образовательным, креативным культурным центром.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 27.07.2015 в 19:26  
#3 Курлины прожили в доме 15 лет. Они были гостеприимными хозяевами. Любили музыку, различные концерты и спектакли, часто устраивали в особняке музыкальные вечера для своих друзей и даже приглашали заезжих артистов. В 1909 году здесь побывал Федор Шаляпин. Он приезжал в Самару с единственным концертом, и после выступления в цирке-театре «Олимп» Александра Курлина пригласила его на ужин.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 27.07.2015 в 19:31  
#4 Особняк Александры Курлиной находится в Самаре на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе. Дом в стиле модерн является одним из наиболее достопримечательных памятников архитектуры города.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:35  
#5 В 1893 году будущая хозяйка выходит замуж за самарского купца Александра Георгиевича Курлина, который решает построить для молодой жены новый дом. Архитектором стал А.У.Зеленко, сторонник нового художественного стиля – модерна, - волна которого к тому времени уже захлестнула всю Европу. Но в России модерн еще не был так широко распространен, поэтому особняк, законченный в 1903 году, стал настоящим событием.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 27.07.2015 в 19:35  
#6 Жителей поразила та гармония, с которой архитектор смог объединить детали, богатый декор, включающий растительные узоры, лепнину и цветную изразцовую плитку, а ажурные кованые ворота в виде крыльев бабочки и вовсе были признаны верхом мастерства литейщиков.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 27.07.2015 в 19:36  
#7 Дом построен в 1903 году, архитектор — А. У. Зеленко. Адрес — г. Самара, улица Фрунзе, д. 159. В доме насчитывается 22 комнаты, каждая из которых по-своему уникальна и индивидуальна. На второй этаж ведет узорная кованая металлическая лестница.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:37  
#8 Интерьер дома не менее изысканный. Всего здесь 22 комнаты, которые расположены вокруг центрального зала и каждая из них имеет неповторимый художественный образ. Воздушность и жизнерадостность модерна воплощают резные двери, лепные цветы и мифические божества, витражи. Даже кованая лестница превращена в произведение искусства и украшена орнаментами.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 27.07.2015 в 19:37  
#9 Особняк был удобен и в бытовом плане: в дом было проведено электричество, имелся водопровод и отопление. Поэтому не удивительно, что в начале XX века здание было одним из самых дорогих в Самаре.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 27.07.2015 в 19:37  
#10 В качестве отделки применена цветная изразцовая плитка. Фасад отделан голубой блестящей плиткой, прекрасно гармонирует по цвету с матовой побелкой цоколя и зелёными вставками из фактурных изразцов. На фасаде присутствует лепнина: женская голова хозяйки дома на фронтоне и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном. Металлические решётки в виде стилизованных крыльев бабочки, стрекоза на крыше и ажурные ворота придают дому неповторимость и воздушность кованых конструкций.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:38  
#11 Интересные факты. В романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам» писатель упоминает Дом Курлиной, называя его «нелепо роскошным».
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:41  
#12 Есть легенда, что лепное изображение изящной женской головки над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара воплощают образ прекрасной хозяйки Сандры Курлиной.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:43  
#13 В помещениях подвала находится экспозиция «Самара, 1918 год», повествующая о четырёхмесячном правлении Комуча.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:46  
#14 В 1918 году, в период гражданской войны город заняли белочехи, и дом Курлиной был заселён контрразведкой белочешской армии.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:46  
#15 В подвале находится мемориальная зона — стена с выбоинами от пуль и надписями, оставленными узниками белочешской контрразведки после расстрелов красноармейцев. По другой версии следы оставлены анархистами, штаб которых располагался в доме Курлиной, в подвале же был тир, откуда и характерные следы на стене.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:47  
#16 С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало Посольство Королевства Швеции.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:48  
#17 В 1995 г. по указу Президента РФ «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:50  
#18 Реконструкция 2008—2012. 1 июня 2008 года музей был закрыт для посещения. По заказу министерства культуры и молодёжной политики Самарской области в нём была проведена реконструкция., Были проведены работы по восстановлению дворовых построек, далее специалисты занялись непосредственно самим домом. Восстановлено было все — от интерьеров до крыши, также был укреплен фундамент.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:53  
#19 На время реставрации все экспонаты переехали в фонд Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина. Часть экспонатов вошла в историко-краеведческую экспозицию "Перекрестки самарской истории". Открыта обновлённая усадьба 25 декабря 2012 года. После открытия в здании разместился Музей Модерна, остающийся филиалом ГБУК "СОИКМ им П. В. Алабина".
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:54  
#20 С декабря 2012 года в особняке Курлиной открылся Музей Модерна.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:55  
#21 Спасибо за интересную информацию. С удовольствием побывала на Вашей экскурсии.
Татьяна Образцова, дата: 27.07.2015 в 20:05  
#22 Красоту объемного построения особняка обогащает его декоративное убранство. Зеленко широко использует в декоре новый отделочный материал — цветную изразцовую плитку. В оформление фасада вводится и лепной орнамент: женская головка на фронтоне и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном. Различные очертания оконных проемов (27 типов), ажурные решетки ограды и ворота в виде бабочки, рисунок парадной двери — «омега» — также вносят разнообразие во внешний облик постройки.
Валентина Титова, дата: 27.07.2015 в 20:18  
#23 В организации внутреннего пространства воплощена характерная для модерна центричная планировка. Вокруг холла группируются все комнаты первого парадного этажа: гостиная, столовая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Помещения второго этажа имеют подобную планировку, но меньше по размерам. Всего в доме 22 комнаты.
Валентина Титова, дата: 27.07.2015 в 20:18  
#24 В стиле модерн оформлены и интерьеры парадных залов. Каждая из комнат имеет свой художественный образ. Большая гостиная настраивает посетителей на беззаботное веселье. Она наполнена воздухом и светом. Огромные окна, покрывающие плоскости двух стен, как бы связывают ее с городской средой. Ощущение изменчивости и подвижности вызывает лепное убранство потолка и стен. Их покрывает орнамент столь любимых модерном орхидей. Длинные, свисающие с потолка на стены цветочные стебли словно колышутся от дуновения ветра.
Валентина Титова, дата: 27.07.2015 в 20:19  
#25 Удобства и комфортабельность дома Курлина были обеспечены инженерными коммуникациями. В год постройки он был подключен к городскому водопроводу. Имел современную калориферную систему отопления. Ее материальные остатки — каналы внутри стен, выходящие в каждую комнату. Они оснащены жалюзи и прикрыты декоративными прорезными решетками. В доме была и канализация. Все комнаты освещались электричеством. Хозяева также являлись одними из первых абонентов телефонной станции. Богатство интерьеров и комфортабельность дома сделали его одним из самых дорогих особняков в Самаре начала XX в..
Валентина Титова, дата: 27.07.2015 в 20:20  
#26 В 1908 г. А.Г. Курлин был признан недееспособным по причине душевной болезни. Умер в 1914 г. в возрасте 44 лет. После 1918 г. Александра Курлина жила в Москве в коммунальной квартире. Умерла в 1970-е гг. Летом 1918 г. Самару заняли белочехи и в доме Курлиной разместилась белочешская контрразведка. Согласно воспоминаниям, в подвале держали заключенных и производили расстрелы. С тех времен остались надписи на стенах и выбоины от пуль. В 1920 — е гг. здесь располагались три организации: губернский отдел труда, биржа труда и музей охраны труда и гигиены. В 1929 г. дом передали детскому саду. С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало Посольство Королевства Швеции. Затем снова детский сад, облоно. В 1970 -е гг. особняк был передан музею краеведения. В 1989 г. в нем открылась экспозиция по истории Самарского края с XVI в. до н. XX в. В 1995 г. по указу Президента РФ «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения. www.alabin.ru/kurlina/about_museum/
Валентина Титова, дата: 27.07.2015 в 20:21  
#27 Галина Александровна! Музей посетил с удовольствием. Спасибо!
Владимир Баранов, дата: 28.07.2015 в 5:52  
#28 Очень познавательный блог. В стиле модер работали архитекторы Орта,Гауди, Гимар. Первым по времени произведением модерна в России считается дача великого князя Бориса Владимировича, построенная архитекторами Шернборном и Скоттом в 1897 году в Царском Сел
Нина Васильевна Ефимова, дата: 28.07.2015 в 15:53  
#29 Красивое здание. Такая необычная гостиная в виде орхидей.
Эльвие Алимова, дата: 28.07.2015 в 21:46  
#30 Вот не знала о такой красоте раньше, а то бы обязательно заглянула во время посещения Самары! Очень красиво. Спасибо за блог. Теперь буду знать, что это за здание, разглядывая фото в альбоме.
Евгения Брашко, дата: 05.08.2015 в 13:30  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ