Музей модерна в доме Курлиной
Просмотров: 2739, дата: 27.07.2015, автор: Галина Пожарова
Особняк купца 1 гильдии А.Г.Курлина и его жены А.П.Курлиной построен в 1903 году, он стал одной из первых построек Самары в стиле модерн. В этом, 2013 году зданию исполнилось 110 лет, но выглядит он по прежнему весьма современно. Особняк построил Александр Георгиевич Курлин (1870 —1914) - представитель одного из самых крупных купеческих кланов Самары, для своей красавицы-жены Александры Павловны Курлиной (Журавлевой). В историю Самары особняк также вошел под названием "дом Курлиной". После революции в здании размещались различные организации: в 1920-х здесь были губернский отдел труда, биржа труда и музей охраны труда и гигиены. В 1929 г. дом передали детскому саду. С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало Посольство Королевства Швеции. Затем снова детский сад, после Облоно. В 1970 -е гг. особняк был передан музею краеведения. В 1989 г. в нем открылась экспозиция по истории Самарского края с XVI в. до н. XX в. В 1995 г. по указу Президента РФ "Усадьба Курлиных" получила статус памятника истории и культуры федерального значения. Совсем недавно здание было отреставрировано и сегодня оно представляет из себя музей Модерна и используется для выставок.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5626/46980979.bb/0_c02be_7699e1d6_orig)
Особняк находится на ул. Фрунзе, рядом с костёлом. Проект особняка принадлежит архитектору А.У.Зеленко (1871-1952)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6426/46980979.bb/0_c02bf_8429718e_orig)
С 1897 г. по 1900 г. А.У.Зеленко работал в Самаре: сначала в строительном отделении губернской земской управы, потом в должности городского архитектора. По его проектам в Самаре построено несколько зданий, но особняк Курлиных - самая талантливая из всех его построек.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6433/46980979.bb/0_c02c0_c5367ef6_orig)
До сих пор существует легенда, что лепное изображение изящной женской головки на фронтоне фасада над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара отражает образ прекрасной хозяйки — Сандры Курлиной. Говорят, она была необыкновенно привлекательной женщиной и даже ее выезд на прогулку, как спектакль, собирал зрителей с окрестных улиц.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6438/46980979.bb/0_c02c1_ebbb782c_orig)
. В доме Курлиной были воплощены все основные черты стиля модерн. А. Зеленко широко использует в декоре новый отделочный материал — цветную изразцовую плитку. В оформление фасада вводится лепной орнамент, различные очертания оконных проемов (27 типов!), ажурные решетки ограды и ворота в виде бабочки, рисунок парадной двери — "омега" — также вносят разнообразие во внешний облик постройки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5632/46980979.bb/0_c02c2_53d1ffb7_orig)
. Алексей Толстой в своем романе "Хождение по мукам" назвал здание "нелепо роскошным".
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5626/46980979.bb/0_c02c3_4f98da64_orig)
Красивые ворота в виде бабочки, ведущие во внутренний двор.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6429/46980979.bb/0_c02c4_fbd45609_orig)
. Внутренний двор.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6431/46980979.bb/0_c02c5_c338f2ae_orig)
Парадный вход. В организации внутреннего пространства воплощена характерная для модерна центричная планировка. Вокруг холла группируются все комнаты первого парадного этажа: гостиная, столовая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Помещения второго этажа имеют подобную планировку, но меньше по размерам. Всего в доме 22 комнаты.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6439/46980979.bb/0_c02c6_79df1482_orig)
В холле стоит экспозиция с домами в стиле модерн в разных странах мира.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5646/46980979.bb/0_c02c7_a7131b36_orig)
Потолок парадной гостинной покрывает орнамент столь любимых модерном орхидей. Длинные, свисающие с потолка на стены цветочные стебли словно колышутся от дуновения ветра.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5642/46980979.bb/0_c02c8_5778fd25_orig)
Большая гостиная наполнена воздухом и светом. Огромные окна, покрывающие плоскости двух стен, как бы связывают ее с городской средой.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6425/46980979.bb/0_c02c9_7c07800f_orig)
Парадная гостиная соединяется с соседней столовой. Здесь раскрывается иной образ, эта комната кажется более камерной. Гротовая штукатурка, потолочные балки, заканчивающиеся масками мифических божеств, и подобные маски на панели стен словно погружают в сказочную реальность.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5639/46980979.bb/0_c02ca_2905233a_orig)
Камин в столовой.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5642/46980979.bb/0_c02cb_e4483c3e_orig)
Потолок столовой.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5629/46980979.bb/0_c02cd_75ebb3ba_orig)
Интерьер кабинета хозяина отличается строгостью. Главный элемент его отделки — деревянные кессоны, расположенные по периметру потолка. Центральная его часть декорирована геометрическим орнаментом. Четкий ритм кессонов, геометрический рисунок потолка и паркета задавал обстановке тон деловитости.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6440/46980979.bb/0_c02ce_eeb0ca2e_orig)
Своеобразную разрядку в это царство геометрии вносит декоративная медная окантовка камина в виде маков — символа опьянения и грез.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6432/46980979.bb/0_c02d0_bea823e9_orig)
Рядом с кабинетом будуар хозяйки. Здесь царство природы: витраж в виде кроны деревьев на окне, живописный пейзаж над дверным проемом, сама дверь с цветочным рисунком и зеркальным стеклом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6435/46980979.bb/0_c02d1_6da99346_orig)
Особенно выразителен лепной декор потолка. Фантастическое переплетение гибких стеблей орхидей по периметру стен и потолка обрамляет парящую женскую фигуру, окутанную тонким покровом в виде крыльев бабочки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6428/46980979.bb/0_c02d2_8233acf1_orig)
Фрагмент двери в будуаре хозяйки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6429/46980979.bb/0_c02d3_c3ebde8e_orig)
Все полы застелены паркетом. Рисунки паркета во всех комнатах разные.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/46980979.bb/0_c02d4_dfb232cc_orig)
Металлическая лестница, ведущая на 2-й этаж.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5633/46980979.bb/0_c02d6_f7bde1a1_orig)
Фрагмент лестницы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6433/46980979.bb/0_c02d7_832ce88b_orig)
Вид лестницы со 2-го этажа.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5628/46980979.bb/0_c02d9_718db3a5_orig)
Сейчас в музее проходит фотовыставка "Автохромы Петра Веденисова" (1909-1914) из цикла "История России в фотографиях". Петр Иванович Веденисов (1866-1937), дворянин, проживавший в Ялте, доброжелательный, общительный, быстро вошедший в число самых интересных людей Ялты. Петр Веденисов увлекался музыкой, краеведением и фотографией.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5644/46980979.bb/0_c02da_33f8d4ed_orig)
Большая часть фотографий Петра Веденисова сейчас хранится в Алупкинском музее-заповеднике и часть в Московском доме фотографии. Увлекающийся техническими новинками Петр Веденисов смог самостоятельно освоить редкую для того времени цветную фотографию.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6447/46980979.bb/0_c02db_51e82868_orig)
Ялта, 1910 год.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5636/46980979.bb/0_c02dc_39180223_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6431/46980979.bb/0_c02dd_499acf8e_orig)
Камера Петра Веденисова.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/46980979.bb/0_c02de_dd2243b3_orig)
Комната 2-го этажа.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5641/46980979.bb/0_c02df_18a94431_orig)
Орнаменты в углах комнаты.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/46980979.bc/0_c02e0_b9b5c2e_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6445/46980979.bc/0_c02e1_61a2f267_orig)
Мазутный бак под лестницей в подвале служил для отопления дома. Удобства и комфортабельность дома Курлиной были обеспечены инженерными коммуникациями. В год постройки он был подключен к городскому водопроводу. Имел современную калориферную систему отопления. До сих пор сохранились каналы внутри стен, выходящие в каждую комнату. Они оснащены жалюзи для регулировки теплого воздуха и прикрыты декоративными прорезными решетками. В доме была и канализация. Все комнаты освещались электричеством. Хозяева также являлись одними из первых абонентов телефонной станции. Богатство интерьеров и комфортабельность дома сделали его одним из самых дорогих особняков в Самаре начала XX в.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6436/46980979.bc/0_c02e2_caf0cf06_orig)
. Подвальные помещения. Здесь располагалась кухня и хранились продукты.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5641/46980979.bc/0_c02e3_c5f7c285_orig)
Сейчас в подвале экспонируются психоделические инсталляции.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6439/46980979.bc/0_c02e4_12b80972_orig)
Вот например, инсталляция "Чума"
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5633/46980979.bc/0_c02e5_e6c9f774_orig)
Инсталляция "Пытка". Летом 1918 года Самару заняли белочехи и в доме Курлиной разместилась белочешская контрразведка. Согласно воспоминаниям, в подвале держали заключенных и производили расстрелы. С тех времен остались надписи на стенах и выбоины от пуль.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5645/46980979.bc/0_c02e6_4b9e07d7_orig)
В подвале сохранился тоннель для коммуникаций, никто точно не знает, куда он ведёт.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6441/46980979.bc/0_c02e7_7dd87e10_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6441/46980979.bc/0_c02e9_5f5b02af_orig)
Александр Георгиевич Курлин (1870 —1914), сын известного в Самаре купца Георгия Ивановича Курлина, в середине 1880-х гг. закончил гимназию, а затем Московский университет. Продолжая дело отца, он занимался хлебной торговлей. Являлся членом совета общества взаимного кредита, гласным городской думы. Стоял у истоков создания одной из крупнейшей в России хлебной биржи и в течение нескольких лет был ее председателем.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6440/46980979.bc/0_c02ea_8f99f0ae_orig)
Александр активно занимался благотворительностью, являлся попечителем коммерческого училища, училища для слепых детей, городского 6-ти классного училища и др. В 1893 году в Успенской церкви он обвенчался с 16-летней купеческой дочерью Александрой Павловной Журавлевой. В 1908 году по причине душевной болезни Александр Георгиевич оставил все должности, его опекуном стала супруга. Александр Георгиевич скончался в возрасте 43 лет от паралича сердца. Погребен на кладбище женского Иверского монастыря.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5642/46980979.bc/0_c02eb_53df025_orig)
Курлина Александра Павловна (род. в 1876 — умерла в 1970-е годы), девичья фамилия Журавлева (дочь Павла Михайловича Журавлева) после 1918 года уехала в Москву, где проживала в обычной коммунальной квартире на улице Мясковского у ресторана "Прага". В Самару Александра Курлина уже никогда не возвращалась. Александра Павловна умерла в 1970-е годы, точная дата неизвестна. Похоронена в Москве на Востряковском кладбище. Потомки по линии Ивана, старшего сына Г.И. Курлина, до сих пор живут в Москве, Англии и Австралии.
http://chronograph.livejournal.com/147341.html
Особняк находится на ул. Фрунзе, рядом с костёлом. Проект особняка принадлежит архитектору А.У.Зеленко (1871-1952)
С 1897 г. по 1900 г. А.У.Зеленко работал в Самаре: сначала в строительном отделении губернской земской управы, потом в должности городского архитектора. По его проектам в Самаре построено несколько зданий, но особняк Курлиных - самая талантливая из всех его построек.
До сих пор существует легенда, что лепное изображение изящной женской головки на фронтоне фасада над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара отражает образ прекрасной хозяйки — Сандры Курлиной. Говорят, она была необыкновенно привлекательной женщиной и даже ее выезд на прогулку, как спектакль, собирал зрителей с окрестных улиц.
. В доме Курлиной были воплощены все основные черты стиля модерн. А. Зеленко широко использует в декоре новый отделочный материал — цветную изразцовую плитку. В оформление фасада вводится лепной орнамент, различные очертания оконных проемов (27 типов!), ажурные решетки ограды и ворота в виде бабочки, рисунок парадной двери — "омега" — также вносят разнообразие во внешний облик постройки.
. Алексей Толстой в своем романе "Хождение по мукам" назвал здание "нелепо роскошным".
Красивые ворота в виде бабочки, ведущие во внутренний двор.
. Внутренний двор.
Парадный вход. В организации внутреннего пространства воплощена характерная для модерна центричная планировка. Вокруг холла группируются все комнаты первого парадного этажа: гостиная, столовая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Помещения второго этажа имеют подобную планировку, но меньше по размерам. Всего в доме 22 комнаты.
В холле стоит экспозиция с домами в стиле модерн в разных странах мира.
Потолок парадной гостинной покрывает орнамент столь любимых модерном орхидей. Длинные, свисающие с потолка на стены цветочные стебли словно колышутся от дуновения ветра.
Большая гостиная наполнена воздухом и светом. Огромные окна, покрывающие плоскости двух стен, как бы связывают ее с городской средой.
Парадная гостиная соединяется с соседней столовой. Здесь раскрывается иной образ, эта комната кажется более камерной. Гротовая штукатурка, потолочные балки, заканчивающиеся масками мифических божеств, и подобные маски на панели стен словно погружают в сказочную реальность.
Камин в столовой.
Потолок столовой.
Интерьер кабинета хозяина отличается строгостью. Главный элемент его отделки — деревянные кессоны, расположенные по периметру потолка. Центральная его часть декорирована геометрическим орнаментом. Четкий ритм кессонов, геометрический рисунок потолка и паркета задавал обстановке тон деловитости.
Своеобразную разрядку в это царство геометрии вносит декоративная медная окантовка камина в виде маков — символа опьянения и грез.
Рядом с кабинетом будуар хозяйки. Здесь царство природы: витраж в виде кроны деревьев на окне, живописный пейзаж над дверным проемом, сама дверь с цветочным рисунком и зеркальным стеклом.
Особенно выразителен лепной декор потолка. Фантастическое переплетение гибких стеблей орхидей по периметру стен и потолка обрамляет парящую женскую фигуру, окутанную тонким покровом в виде крыльев бабочки.
Фрагмент двери в будуаре хозяйки.
Все полы застелены паркетом. Рисунки паркета во всех комнатах разные.
Металлическая лестница, ведущая на 2-й этаж.
Фрагмент лестницы.
Вид лестницы со 2-го этажа.
Сейчас в музее проходит фотовыставка "Автохромы Петра Веденисова" (1909-1914) из цикла "История России в фотографиях". Петр Иванович Веденисов (1866-1937), дворянин, проживавший в Ялте, доброжелательный, общительный, быстро вошедший в число самых интересных людей Ялты. Петр Веденисов увлекался музыкой, краеведением и фотографией.
Большая часть фотографий Петра Веденисова сейчас хранится в Алупкинском музее-заповеднике и часть в Московском доме фотографии. Увлекающийся техническими новинками Петр Веденисов смог самостоятельно освоить редкую для того времени цветную фотографию.
Ялта, 1910 год.
Камера Петра Веденисова.
Комната 2-го этажа.
Орнаменты в углах комнаты.
Мазутный бак под лестницей в подвале служил для отопления дома. Удобства и комфортабельность дома Курлиной были обеспечены инженерными коммуникациями. В год постройки он был подключен к городскому водопроводу. Имел современную калориферную систему отопления. До сих пор сохранились каналы внутри стен, выходящие в каждую комнату. Они оснащены жалюзи для регулировки теплого воздуха и прикрыты декоративными прорезными решетками. В доме была и канализация. Все комнаты освещались электричеством. Хозяева также являлись одними из первых абонентов телефонной станции. Богатство интерьеров и комфортабельность дома сделали его одним из самых дорогих особняков в Самаре начала XX в.
. Подвальные помещения. Здесь располагалась кухня и хранились продукты.
Сейчас в подвале экспонируются психоделические инсталляции.
Вот например, инсталляция "Чума"
Инсталляция "Пытка". Летом 1918 года Самару заняли белочехи и в доме Курлиной разместилась белочешская контрразведка. Согласно воспоминаниям, в подвале держали заключенных и производили расстрелы. С тех времен остались надписи на стенах и выбоины от пуль.
В подвале сохранился тоннель для коммуникаций, никто точно не знает, куда он ведёт.
Александр Георгиевич Курлин (1870 —1914), сын известного в Самаре купца Георгия Ивановича Курлина, в середине 1880-х гг. закончил гимназию, а затем Московский университет. Продолжая дело отца, он занимался хлебной торговлей. Являлся членом совета общества взаимного кредита, гласным городской думы. Стоял у истоков создания одной из крупнейшей в России хлебной биржи и в течение нескольких лет был ее председателем.
Александр активно занимался благотворительностью, являлся попечителем коммерческого училища, училища для слепых детей, городского 6-ти классного училища и др. В 1893 году в Успенской церкви он обвенчался с 16-летней купеческой дочерью Александрой Павловной Журавлевой. В 1908 году по причине душевной болезни Александр Георгиевич оставил все должности, его опекуном стала супруга. Александр Георгиевич скончался в возрасте 43 лет от паралича сердца. Погребен на кладбище женского Иверского монастыря.
Курлина Александра Павловна (род. в 1876 — умерла в 1970-е годы), девичья фамилия Журавлева (дочь Павла Михайловича Журавлева) после 1918 года уехала в Москву, где проживала в обычной коммунальной квартире на улице Мясковского у ресторана "Прага". В Самару Александра Курлина уже никогда не возвращалась. Александра Павловна умерла в 1970-е годы, точная дата неизвестна. Похоронена в Москве на Востряковском кладбище. Потомки по линии Ивана, старшего сына Г.И. Курлина, до сих пор живут в Москве, Англии и Австралии.
http://chronograph.livejournal.com/147341.html
Другие блоги пользователя
- Самарский академический театр драмы имени М. Горького
- Образ учителя в кинематографе
- Музей модерна в доме Курлиной
- 9 фотографий, когда учителя действительно круты
- Русский математик, писательница, публицист; первая русская женщина-профессор, первая женщина - член-корреспондент Петербургской Академии наук
- Амбидекстр кто это?
- XLII Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина
- Международный день числа "Пи"
- Музей "Бункер И. В. Сталина" в Самаре
- Самарский академический театр оперы и балета
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
![](/users/f8e6ba1db0f3c4054afec1684ba8fb26/mini_TCFL2ihTCBPL.jpg)
#1 Усадьбу Курлиных по праву называют «жемчужиной» самарского модерна. Чета Курлиных – известные в городе благотворители, попечители детских приютов, училища для слепых детей, коммерческого училища.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 27.07.2015 в 19:25
![](/users/f8e6ba1db0f3c4054afec1684ba8fb26/mini_TCFL2ihTCBPL.jpg)
#2 Музей Модерна открылся в конце 2012 года, он занимается изучением стиля модерн в регионе, сбором информации и предметов той эпохи. За два года работы в Музее Модерна было проведено более 100 мероприятий, направленных на популяризацию стиля модерн и современной культуры. Объединяя усилия и сотрудничая с профессионалами в различных областях культуры и искусства, ведущими музеями страны и мира, он стал не только выставочной площадкой, но и научным, образовательным, креативным культурным центром.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 27.07.2015 в 19:26
![](/users/f8e6ba1db0f3c4054afec1684ba8fb26/mini_TCFL2ihTCBPL.jpg)
#3 Курлины прожили в доме 15 лет. Они были гостеприимными хозяевами. Любили музыку, различные концерты и спектакли, часто устраивали в особняке музыкальные вечера для своих друзей и даже приглашали заезжих артистов. В 1909 году здесь побывал Федор Шаляпин. Он приезжал в Самару с единственным концертом, и после выступления в цирке-театре «Олимп» Александра Курлина пригласила его на ужин.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 27.07.2015 в 19:31
![](/users/23712318a400454a2c049f165106d985/mini_fMcYF0jjkk5I.jpg)
#4 Особняк Александры Курлиной находится в Самаре на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе. Дом в стиле модерн является одним из наиболее достопримечательных памятников архитектуры города.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:35
![](/users/f8e6ba1db0f3c4054afec1684ba8fb26/mini_TCFL2ihTCBPL.jpg)
#5 В 1893 году будущая хозяйка выходит замуж за самарского купца Александра Георгиевича Курлина, который решает построить для молодой жены новый дом. Архитектором стал А.У.Зеленко, сторонник нового художественного стиля – модерна, - волна которого к тому времени уже захлестнула всю Европу. Но в России модерн еще не был так широко распространен, поэтому особняк, законченный в 1903 году, стал настоящим событием.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 27.07.2015 в 19:35
![](/users/f8e6ba1db0f3c4054afec1684ba8fb26/mini_TCFL2ihTCBPL.jpg)
#6 Жителей поразила та гармония, с которой архитектор смог объединить детали, богатый декор, включающий растительные узоры, лепнину и цветную изразцовую плитку, а ажурные кованые ворота в виде крыльев бабочки и вовсе были признаны верхом мастерства литейщиков.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 27.07.2015 в 19:36
![](/users/23712318a400454a2c049f165106d985/mini_fMcYF0jjkk5I.jpg)
#7 Дом построен в 1903 году, архитектор — А. У. Зеленко. Адрес — г. Самара, улица Фрунзе, д. 159.
В доме насчитывается 22 комнаты, каждая из которых по-своему уникальна и индивидуальна. На второй этаж ведет узорная кованая металлическая лестница.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:37
![](/users/f8e6ba1db0f3c4054afec1684ba8fb26/mini_TCFL2ihTCBPL.jpg)
#8 Интерьер дома не менее изысканный. Всего здесь 22 комнаты, которые расположены вокруг центрального зала и каждая из них имеет неповторимый художественный образ. Воздушность и жизнерадостность модерна воплощают резные двери, лепные цветы и мифические божества, витражи. Даже кованая лестница превращена в произведение искусства и украшена орнаментами.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 27.07.2015 в 19:37
![](/users/f8e6ba1db0f3c4054afec1684ba8fb26/mini_TCFL2ihTCBPL.jpg)
#9 Особняк был удобен и в бытовом плане: в дом было проведено электричество, имелся водопровод и отопление. Поэтому не удивительно, что в начале XX века здание было одним из самых дорогих в Самаре.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 27.07.2015 в 19:37
![](/users/23712318a400454a2c049f165106d985/mini_fMcYF0jjkk5I.jpg)
#10 В качестве отделки применена цветная изразцовая плитка. Фасад отделан голубой блестящей плиткой, прекрасно гармонирует по цвету с матовой побелкой цоколя и зелёными вставками из фактурных изразцов. На фасаде присутствует лепнина: женская голова хозяйки дома на фронтоне и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном. Металлические решётки в виде стилизованных крыльев бабочки, стрекоза на крыше и ажурные ворота придают дому неповторимость и воздушность кованых конструкций.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:38
![](/users/23712318a400454a2c049f165106d985/mini_fMcYF0jjkk5I.jpg)
#11 Интересные факты.
В романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам» писатель упоминает Дом Курлиной, называя его «нелепо роскошным».
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:41
![](/users/23712318a400454a2c049f165106d985/mini_fMcYF0jjkk5I.jpg)
#12 Есть легенда, что лепное изображение изящной женской головки над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара воплощают образ прекрасной хозяйки Сандры Курлиной.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:43
![](/users/23712318a400454a2c049f165106d985/mini_fMcYF0jjkk5I.jpg)
#13 В помещениях подвала находится экспозиция «Самара, 1918 год», повествующая о четырёхмесячном правлении Комуча.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:46
![](/users/23712318a400454a2c049f165106d985/mini_fMcYF0jjkk5I.jpg)
#14 В 1918 году, в период гражданской войны город заняли белочехи, и дом Курлиной был заселён контрразведкой белочешской армии.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:46
![](/users/23712318a400454a2c049f165106d985/mini_fMcYF0jjkk5I.jpg)
#15 В подвале находится мемориальная зона — стена с выбоинами от пуль и надписями, оставленными узниками белочешской контрразведки после расстрелов красноармейцев. По другой версии следы оставлены анархистами, штаб которых располагался в доме Курлиной, в подвале же был тир, откуда и характерные следы на стене.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:47
![](/users/23712318a400454a2c049f165106d985/mini_fMcYF0jjkk5I.jpg)
#16 С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало Посольство Королевства Швеции.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:48
![](/users/23712318a400454a2c049f165106d985/mini_fMcYF0jjkk5I.jpg)
#17 В 1995 г. по указу Президента РФ «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:50
![](/users/23712318a400454a2c049f165106d985/mini_fMcYF0jjkk5I.jpg)
#18 Реконструкция 2008—2012.
1 июня 2008 года музей был закрыт для посещения. По заказу министерства культуры и молодёжной политики Самарской области в нём была проведена реконструкция., Были проведены работы по восстановлению дворовых построек, далее специалисты занялись непосредственно самим домом. Восстановлено было все — от интерьеров до крыши, также был укреплен фундамент.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:53
![](/users/23712318a400454a2c049f165106d985/mini_fMcYF0jjkk5I.jpg)
#19 На время реставрации все экспонаты переехали в фонд Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина. Часть экспонатов вошла в историко-краеведческую экспозицию "Перекрестки самарской истории". Открыта обновлённая усадьба 25 декабря 2012 года. После открытия в здании разместился Музей Модерна, остающийся филиалом ГБУК "СОИКМ им П. В. Алабина".
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:54
![](/users/23712318a400454a2c049f165106d985/mini_fMcYF0jjkk5I.jpg)
#20 С декабря 2012 года в особняке Курлиной открылся Музей Модерна.
Тамара Спиридонова, дата: 27.07.2015 в 19:55
![](/users/fe2b421b8b5f0e7c355ace66a9fe0206/mini_C0DndtRRTE0j.jpg)
#21 Спасибо за интересную информацию. С удовольствием побывала на Вашей экскурсии.
Татьяна Образцова, дата: 27.07.2015 в 20:05
![](/users/88cf91a1aef212f3c2cd12406983427d/mini_p3ukvEtwUJgh.gif)
#22 Красоту объемного построения особняка обогащает его декоративное убранство. Зеленко широко использует в декоре новый отделочный материал — цветную изразцовую плитку. В оформление фасада вводится и лепной орнамент: женская головка на фронтоне и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном. Различные очертания оконных проемов (27 типов), ажурные решетки ограды и ворота в виде бабочки, рисунок парадной двери — «омега» — также вносят разнообразие во внешний облик постройки.
Валентина Титова, дата: 27.07.2015 в 20:18
![](/users/88cf91a1aef212f3c2cd12406983427d/mini_p3ukvEtwUJgh.gif)
#23 В организации внутреннего пространства воплощена характерная для модерна центричная планировка. Вокруг холла группируются все комнаты первого парадного этажа: гостиная, столовая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Помещения второго этажа имеют подобную планировку, но меньше по размерам. Всего в доме 22 комнаты.
Валентина Титова, дата: 27.07.2015 в 20:18
![](/users/88cf91a1aef212f3c2cd12406983427d/mini_p3ukvEtwUJgh.gif)
#24 В стиле модерн оформлены и интерьеры парадных залов. Каждая из комнат имеет свой художественный образ. Большая гостиная настраивает посетителей на беззаботное веселье. Она наполнена воздухом и светом. Огромные окна, покрывающие плоскости двух стен, как бы связывают ее с городской средой.
Ощущение изменчивости и подвижности вызывает лепное убранство потолка и стен. Их покрывает орнамент столь любимых модерном орхидей. Длинные, свисающие с потолка на стены цветочные стебли словно колышутся от дуновения ветра.
Валентина Титова, дата: 27.07.2015 в 20:19
![](/users/88cf91a1aef212f3c2cd12406983427d/mini_p3ukvEtwUJgh.gif)
#25 Удобства и комфортабельность дома Курлина были обеспечены инженерными коммуникациями. В год постройки он был подключен к городскому водопроводу. Имел современную калориферную систему отопления. Ее материальные остатки — каналы внутри стен, выходящие в каждую комнату. Они оснащены жалюзи и прикрыты декоративными прорезными решетками. В доме была и канализация. Все комнаты освещались электричеством. Хозяева также являлись одними из первых абонентов телефонной станции. Богатство интерьеров и комфортабельность дома сделали его одним из самых дорогих особняков в Самаре начала XX в..
Валентина Титова, дата: 27.07.2015 в 20:20
![](/users/88cf91a1aef212f3c2cd12406983427d/mini_p3ukvEtwUJgh.gif)
#26 В 1908 г. А.Г. Курлин был признан недееспособным по причине душевной болезни. Умер в 1914 г. в возрасте 44 лет. После 1918 г. Александра Курлина жила в Москве в коммунальной квартире. Умерла в 1970-е гг.
Летом 1918 г. Самару заняли белочехи и в доме Курлиной разместилась белочешская контрразведка. Согласно воспоминаниям, в подвале держали заключенных и производили расстрелы. С тех времен остались надписи на стенах и выбоины от пуль.
В 1920 — е гг. здесь располагались три организации: губернский отдел труда, биржа труда и музей охраны труда и гигиены. В 1929 г. дом передали детскому саду. С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало Посольство Королевства Швеции. Затем снова детский сад, облоно. В 1970 -е гг. особняк был передан музею краеведения. В 1989 г. в нем открылась экспозиция по истории Самарского края с XVI в. до н. XX в. В 1995 г. по указу Президента РФ «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения.
www.alabin.ru/kurlina/about_museum/
Валентина Титова, дата: 27.07.2015 в 20:21
#27 Галина Александровна! Музей посетил с удовольствием. Спасибо!
Владимир Баранов, дата: 28.07.2015 в 5:52
![](/users/6a6610feab86a1f294dbbf5855c74af9/mini_xfKqYpt4DCkg.jpg)
#28 Очень познавательный блог. В стиле модер работали архитекторы Орта,Гауди, Гимар.
Первым по времени произведением модерна в России считается дача великого князя Бориса Владимировича, построенная архитекторами Шернборном и Скоттом в 1897 году в Царском Сел
Нина Васильевна Ефимова, дата: 28.07.2015 в 15:53
#29 Красивое здание. Такая необычная гостиная в виде орхидей.
Эльвие Алимова, дата: 28.07.2015 в 21:46
#30 Вот не знала о такой красоте раньше, а то бы обязательно заглянула во время посещения Самары! Очень красиво. Спасибо за блог. Теперь буду знать, что это за здание, разглядывая фото в альбоме.
Евгения Брашко, дата: 05.08.2015 в 13:30
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.