Почему подрастающее поколение мало читает и пишет с жуткими ошибками
Просмотров: 5199, дата: 10.08.2014, автор: Ольга Спирочкина
Людмила Вербицкая, известный ученый-лингвист, доктор филологических наук. С 1994 по 2008 год - ректор СПбГУ. Сейчас президент этого университета. С 2013 года - президент Российской академии образования.
ССЫЛКА на картинку: www.agregator.pro/pochemu-podrastayuschee-pokolenie-malo-chitaet-i-p.2648015.html
Дата: 14.09.2014
- Людмила Алексеевна, дела-то с русским языком совсем плохи. Ко мне на практику приходят студенты журфака, которые пишут с кучей ошибок, язык у них скудный. Что делать-то?
- Известно, что делать. Только для этого средства нужны большие и воля.
Сейчас распереживались: боже мой, минимальный порог ЕГЭ по русскому языку снизили с 36 до 24 баллов! Да раньше больше жульничали, а на самом деле было так же - у многих выпускников знание родного языка на очень слабую троечку.
У нас недостаточного хороших учителей русского языка. У нас нет учебника, который должен показывать структуру языка и делать это увлекательно. Чтобы дети, держа его, не говорили то, что я иногда слышу: «Господи, как я это ненавижу!»
Петербург - культурная столица, более 700 школ. Но максимум 10 - 15 из них создали обстановку, когда дети с радостью идут на занятия.
- Так проблема в нехватке денег?
- Не только. Недавно был совет по русскому языку при правительстве. Шла речь о том, как мы продвигаем его за пределы нашей Родины. Но одна я говорила о том, что в первую очередь нужно подумать о состоянии русского языка внутри России. В Польше конкурс на русское отделение филфака Варшавского университета самый большой. А у нас? Если приходят из педагогических вузов в школы преподаватели русского языка и литературы, то половина через год уходит. Английского, французского и немецкого - нет. К ним другое отношение - они иностранный преподают. А что такое русский? Вроде я им владею и все, я могу и учить…
- Так что делать?
- С моей точки зрения, педвузы должны стать частью классических университетов. Мы сейчас принимаем туда тех, кто никуда больше не может попасть. Ребята в большинстве своем не любят детей и не хотят связать свою жизнь со школой.
Нужно давать фундаментальное образование этим студентам, а не только педагогику и психологию, которая тоже читается в педвузах не лучшими преподавателями и не в том объеме, в котором нужно. Им нужны глубокие знания, которые дает университет. А потом заинтересовывать идти работать в школу.
- Вы сейчас говорите как эксперт со стороны. Но вы же президент академии образования… Вам и карты в руки.
- К сожалению, мы в РАО пока решаем только одно - как выстроить дальше нашу жизнь. Идет реорганизация академий, и нашей в частности. Нужно открывать междисциплинарные центры. Например, у нас никогда не было Центра русского языка.
- Теперь будет?
- Да. Он уже утвержден, штатное расписание разрабатывается.
- Вам не кажется, что, пока время тратится на возню с оргвопросами, ситуация ухудшается?
- Вы же понимаете, что за год изменить ситуацию невозможно. Минимум четыре года должно пройти, чтобы стало улучшаться положение. При условии, что мы существенно изменим принципы отбора будущих учителей, систему их подготовки. И серьезно займемся повышением квалификации тех, кто сегодня работает.
У меня две дочери, между ними разница в 12 лет - поэтому я могла наблюдать, как учили старшую и как учили младшую. С каждым годом было все хуже и хуже. Когда моя младшая дочь пошла в прекрасную питерскую школу, учительница говорила «иди к дОске», ее ребята поправляли, а она отвечала - молчи, дура, я лучше знаю!
Когда училась старшая, этого не было. И этого не могло быть, когда училась я! А я училась и в 239-й школе в Петербурге, и во Львове. Когда во время сталинских репрессий моего отца арестовали, меня туда в колонию отправили, а замначальника колонии добилась разрешения, чтобы я посещала городскую школу. Там были прекрасные учителя, они готовились к каждому уроку, как к празднику.
- Что же произошло?
- Сейчас во многом винят низкие зарплаты. И правильно: нужно поднимать их, и в первую очередь базовую часть. Но дело не только в этом. В Москве учителям хорошо платят, есть конкурс на место преподавателя. Но когда я встретилась со столичными учителями, услышала много такого, чего даже не могла предположить!
- Например?
- С того момента, когда сочинение убрали из школы, я боролась за то, чтобы его вернули. Вроде бы учителя должны радоваться: у них будет возможность понять, что думает ребенок, как он излагает свои мысли, каким образом строит повествование. А они мне сказали: да вы что, мы с ужасом этого ждем, это другой вид работы, мы привыкли работать на ЕГЭ!
- Но при таком отношении у учителей к сочинению вряд ли будет польза от его возвращения...
- Дело не в самом сочинении, а в том, ради чего учителя учат. И сегодня среди заданий ЕГЭ есть эссе. Но нет к нему жестких требований - дети написали пять строчек как могут, и вроде задание выполнено. В школах, мне кажется, последние 5 - 7 лет не учат мыслить, не учат наизусть запоминать. Вы можете представить, что в школах Петербурга вместо чтения в четвертом классе уроки физкультуры проводили!
А если будет сочинение, учителям придется учить ребят излагать свои мысли, грамотно писать.
Почему отменили сочинение? Появились сборники - «Триста лучших сочинений». И оттуда все списывали. Но теперь есть программа «Антиплагиат». А потом, можно же давать такие темы, которые не спишешь. Например, «Мои мысли о прекрасном»…
- А потом попадается учительница-грымза, которая говорит: ты неправильно мысли о прекрасном понимаешь… и ставит двойку.
- Это сколько угодно, конечно. Потому что она сама не знает, что такое прекрасное. Поэтому и идея, чтобы сочинение проверяли несколько учителей, и само оно в отсканированном виде хранилось в общедоступной базе. Будут сомнения по оценке - можно поднять работу и посмотреть.
- Людмила Алексеевна, еще одно нововведение - единый учебник по литературе...
- Я против этой идеи! Даже в советское время был не один учебник, можно было из двух-трех выбрать. Но самое главное, хорошие преподаватели по учебнику не учили! У меня в старших классах были тетрадки, в которые я записывала то, что рассказывал учитель. Например, о том, как Александр III Достоевского пригласил с женой на беседу. И как он был первым, кто уходил к императору спиной, а прежде все пятились задом… Из такого личного отношения к писателям и рождается интерес, а потом любовь к литературе.
Наша академия проводит экспертизу учебников. В этом году около сотни забраковали. Чтобы появились новые интересные книги, мы хотим объявить свой конкурс. В начале осени будут понятны критерии. А в следующем году подведем итоги.
- Один хороший учитель как-то по поводу спора о количестве учебников заметил: мне все равно, сколько их будет, главная проблема не в учебнике, а в том, что дети не читают.
- Это правильно. Если вы будете читать ребенку с рождения, он вырастет и будет читать сам. Но у нас, по статистике, только две сотых всех родителей читают!
- Но мы же не можем издать указ - читайте детям!
- Наш президент - удивительный творческий человек. И не только потому, что он выпускник Петербургского университета. Он всю жизнь и сам учится. Уезжая из Петербурга, он не знал английского языка вообще. Теперь он его прекрасно знает. Покажите мне другого такого президента, который бы каждый день час занимался языком! Он обратился к нам - составьте список из ста книг, чтобы ребенок знал, какая интересная литература не вошли в школьную программу. Мы это сделали. Список вывешен. Но вот вопрос: как сделать, чтобы захотелось прочитать хотя бы те книги, которые президент рекомендует?.. Начинать, наверное, все-таки нужно с того, чтобы в школе и семье прививать любовь к родному языку, к тому что читать - полезно и престижно.
ССЫЛКА:http://www.kp.ru/daily/26261/3140186/
Этим вопросом озабочены едва ли не все родители. Действительно, надо признать, что современный прогресс несколько оттолкнул ребенка от старого книжного переплета: и игры за компьютером, и «навороченные» телефоны сделали свое дело. Сегодня подросток с самого раннего утра бежит проверять сообщения в социальной сети или на телефоне, что говорит о его личной психологической привязанности к таким вещам. Этой проблемой озабочены многие отцы и матери, но они не ведают, как отделаться от этих всех современных «примочек». Да и надо ли? Вот вопрос…
Некоторые из юных ребят с детства так увлечены всемирной паутиной, что вытащить их из нее дело довольно затруднительное. Если отобрать компьютер, он будет часами сидеть в Интернете в телефоне. Насилием можно родить только насилие, и если принимать жесткие меры по ограничению, это только озлобит подростка.
К тому же, если дети не читают книг, это не значит, что их ничего не интересует вовсе. Подростки нуждаются в информации, и им неважно, откуда они ее возьмут: с компьютера или же с обыкновенной книги. Поэтому лучше пусть он читает с монитора, чем не читает вовсе. А есть среди подростков и такие, кто заводит личную библиотечку у себя на компьютере, скачивая в нее любимые произведения. Ведь как бы то ни было, сейчас все же есть немало детей, увлеченных чтением книг, некоторые из которых даже в поисках новинок бегают по книжным магазинам, чтобы те сделали запрос на ту или иную книгу. Киноиндустрия сделала свое дело, и «Властелин колец», где сценарий далек от книги, «Хроники Нарнии», «Гарри Поттер» вызывают у наших детей неподдельный интерес.
Следует признать, что сегодняшних подростков не заставишь читать Дюма, Майн Рида или Фенимора Купера. Но в современных книгах, как и в добрых старых, тоже резко очерчена борьба между добром и злом. Сейчас ребята не любят очень маленькие по объему книги, так что писателям придется удвоить пыл, чтобы увеличивать объем своих книг, но с оговоркой: раз молодежь не читает о волшебном мире Жюля Верна (сейчас рынок детской литературы перенасыщен описаниями рыб и других морских существ), то надо выбрать сюжет очень динамичный. Стефани Майер тоже произвела революцию, посвятив книги подросткам-вампирам, хотя вроде тема и исчерпана, но было учтено, что ребятам больше нравится фэнтези.
Есть у нас и свои отечественные писатели, довольно популярные, интересные подросткам, но все же переводная литература - Дж. К. Роулинг, Стефани Майер и другие зарубежные писатели предпочтительнее подросткам. Несмотря на то, что и книги наши отнюдь не хуже. Но влияет на подростков очень сильно западная культура, которая хлынула к нам потоком. И, кстати, это не есть плохо. Но все же давайте посмотрим, не появится ли вскоре на горизонте писатель отечественный, который сравниться по популярности с зарубежным. Не будем говорить, как он пробьет себе дорогу, через интернет или издательство, но заглянем в будущее. Очень хочется верить в лучшее.
Подросток… читающий?
Кажется, что подрастающее поколение – «дети прогресса» - давно забыло о старых добрых книгах. Ведь в наши дни информационные технологии стремительно развиваются: недавно люди удивлялись цветному телевидению, а теперь уже не успевают за Интернетом. И бабушки у подъезда, и многие СМИ утверждают, что современные подростки не хотят читать. Вот только это миф, чтение их по-прежнему интересует.
Книжная индустрия процветает, и полки наших книжных магазинов постоянно пополняются новыми изданиями, равно как и библиотечные фонды. Переехали книги и в пресловутую сеть Интернет: теперь на просторах всемирной паутины можно найти электронные книги любых форматов, в том числе и аудиоверсии. Удивительно, но теперь можно хранить у себя на ноутбуке потрясающие своим размахом библиотеки и слушать произведения литературы с помощью МР3-плеера. Доступность самой разнообразной литературы потрясает.
Проблема только в том, что взрослые не обращают внимания на интерес школьников к литературе. Подростков часто некому направить в путешествии по книжному царству, а оно, как уже говорилось выше, велико, как никогда, и границы его все расширяются.
Родительское воспитание мы оставим в стороне. Подростки – бунтари по натуре, и советы старшего поколения отвергают просто из принципа. Поэтому разберем явление массовой культуры, которое отражено во всем своем многообразии в СМИ. Однако постойте, отражена ли?
О литературе пишут не так много. А качественных рецензий и того меньше. Конечно, в специализированных изданиях (например, «Литературный Крым», «Литературная газета») можно найти массу информации и о литературных новинках, и о классике.
Однако читает ли их молодежь? Можно с уверенностью сказать: не читает. В детских библиотеках можно найти множество литературоведческих журналов, например, «Зарубіжна література», однако большинству школьников не нужно литературоведение. Им не интересны дотошные разборы персонажей, сделанные «взрослыми дядями». Вряд ли такая статья заставит ученика, скажем, 7-го класса взять книгу в руки. А вот если произведение вошло в какой-нибудь «топ-10» или «топ-100»… Уже совсем другое дело.
Давайте заглянем в какое-нибудь издание для подростков, чтобы выяснить, если там путеводитель по миру книг. Берем для примера популярный журнал для девочек «Мадемуазель». Пролистываем. И не находим ничего о литературе. Там есть информация о том, что современная девчонка должна посмотреть и послушать, в курсе каких сплетен быть и за какими тенденциями моды следить. Однако ни слова о чтении, как будто начитанная девушка уже не в моде.
Многим подросткам просто негде узнать, что читать. И после нескольких неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно оставляют всякие попытки приобщиться к миру литературы. Вот тогда-то и просыпаются СМИ, которые не рассказали подрастающему поколению о том, как ориентироваться в литературных лабиринтах, однако с удовольствием сообщили всем, что современная молодежь не читает. И, как всегда, преувеличили, добавив: «Совсем».
Однако если бы пресса и телевидение рассказывали подросткам о пользе чтения и читательской культуры, сообщали о книжных новинках и давали бы хорошие рецензии, то все пошло бы иначе. Есть и другой вариант развития событий: не направляемый никем подросток погружается в мир дешевой литературы, литературы-бизнеса, а не подлинного искусства.
Вот и забиваются головы подрастающего поколения образами-пустышками, не несущими в себе ничего, кроме развлечения, картонными персонажами, не способными вести по жизни. А СМИ в это время трубят о деградации нации, падении культуры и т. д. Хотя в их силах сделать чтение качественной литературы модой. Рассказать писателям о том, что интересует подростков, и рассказать подросткам о том, каких следует выбирать писателей. Более того – это должно быть написано таким языком, который бы зацепил школьника-бунтаря.
Статьи в учебниках, восхваляющие князей Болконских и Евгениев Онегиных, подрастающее поколение совершенно не трогают. Почему? Да потому что они написаны взрослыми для взрослых. А нужно – взрослыми для подростков. Такие материалы нужны в молодежных изданиях, такие передачи могут пользоваться успехом на телевидении. Целая ниша в Интернете практически пустует. Все, чем вынуждены там довольствоваться подростки, – рецензии знакомых в социальных сетях.
Если в СМИ развернуть полномасштабную кампанию по популяризации чтения как такового и читательской культуры в частности, это обязательно принесет свои плоды. Что ни говори, а массовая культура во многом зависит от тех стереотипов и образов, которые насаждаются среди населения с помощью прессы, радио, телевидения. Так почему бы со стереотипом не читающего подростка бороться с помощью стереотипа подростка читающего? Необходимо ввести чтение в моду, сделать начитанность признаком высшего общества, «крутизны».
Можно заинтересовать подростка и классикой, если из этой классики отобрать потенциально интересное для подростков и преподать это интересно, по-современному. Расставить акценты таким образом, что в душе молодого читателя/зрителя/слушателя загорится желание сию минуту бежать в библиотеку или в магазин именно за этим произведением.
Классику подрастающее поколение часто представляет как нечто серое и скучное, безо всякой динамики и накала страстей. А еще – и это важно – читать ЗАСТАВЛЯЮТ. Так вот, СМИ не должны заставлять. Их задача – поймать потенциального читателя на крючок. Например, спросить у кумиров молодежи, что читают они. И если там окажется классика, не забыть упомянуть об этом в материале.
Почему бы не запустить в рамках какой-либо молодежной программы теледебаты, посвященные литературе? Можно сделать анонс «Преступления и наказания» в духе современного психологического триллера. А возможно, стоило бы запустить интернет-ресурсы, посвященные молодежи и чтению. Там подростки смогли бы общаться, делиться отзывами, комментировать журналистские рецензии, знакомиться с отрывками, а быть может, с полными текстами произведений.
Вариантов много, главное – фантазия и понимание увлечений подростков. Пригодится и умение этими увлечениями манипулировать. Да, манипулировать. Не стоит бояться этого слова. Если мы хотим изменить тенденцию и вернуть подростков от пустой литературы к искусству, наполненному смыслом, не стоит отказываться от небольшой дозы манипулятивных технологий, скажем, социальной рекламы. А почему бы и нет? Запад активно использует рекламные технологии во благо общества; в последние годы активизировалась в этом направлении и Россия. Украине тоже отставать не следует, и разработка нескольких рекламных кампаний, направленных на популяризацию чтения и читательской культуры, будет как раз кстати. Ведь борются же с курением, пьянством и наркоманией, почему бы не пропагандировать качественную литературу?
Каждый родитель мечтает, чтоб его подросток забыл о компьютере и предпочел книгу. Но как этого достичь? Думаете, об этом должны позаботиться учителя? Вряд ли эта задача выполнима, учитывая количество учеников и уроков литературы. А еще – несовершенную учебную программу. А несовершенна учебная программа потому, что не ставит цель для учителя вызвать интерес у подростка к чтению. Почти все произведения сложные, не понятные, а потому и не интересные детям. Чего только стоит "Дон Кихот" в 8 классе… Да, само по себе произведение замечательное, но это понимаешь только с возрастом. Та же ситуация и с «Преступлением и наказанием».
А ведь достаточно только ненадолго сосредоточиться и подумать, как в сознании рождается множество способов привлечь молодежь к чтению и привить им интерес к искусству, а не к бездушному продукту бизнеса. СМИ любят говорить о том, куда катится молодежь, но совершенно не хотят что-либо с этим делать. Место на полосах газет занимает то политическая пропаганда, то модные новинки, эфир забивается «мыльными операми»… Подростки же тем временем продолжают бунтовать против классики и читать бессмысленные повести. А ведь самое главное – совместными силами вызвать интерес у подростка к книге, убедить, что книги полезны и необходимы.
ССЫЛКА: http://www.childbrand.ua/articles/16/230.html
Дата: 15.09.2014
Как привить ребенку любовь к чтению:
Т. Шебурова , учитель начальных классов МОУ СОШ с. Пушанина
Ссылка: http://puschanino.narod.ru/page/semja.html
Как известно, нами правят привычки. Наши привычки в буквальном смысле творят нашу судьбу. Например, такая, казалось бы, незначительная вещь как привычный способ выражения своего раздражения и гнева может стать главной причиной успехов или неудач в личной жизни.
Любовь к чтению – такая же привычка. Самоподкрепляемая привычка. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.
Излишне рассуждать о том, что привычка много читать, в особенности хорошую литературу, – входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становятся грамотность (работодателям все труднее и труднее отыскивать людей, способных без ошибок написать хотя бы пару абзацев – отсюда у тех, кто умеет это делать огромное преимущество в зарплате), способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.
Так как же помочь ребенку «войти во вкус к чтению»?
Вот что вы можете сделать:
1. Помните, что лучшее лечение – профилактика.
Если ребенок еще мал, и для вас это тема кажется чем-то далеким и несущественным – самое время действовать. Руководствуйтесь принципом «книги и чтение повсюду»: дайте ребенку возможность беспрепятственно играть с книгами, грызть их, рисовать в них (в этом возрасте именно так проявляется и развивается любовь в книгам, забудьте о бережном отношении – все это потом), строить из них дома и гаражи для машинок и даже купаться с ними (купите специальные непромокаемые книжки).
То же самое – с различными вариантами букв: на кубиках, пластиковые буквы, вырезанные из картона, нарисованные на бумаге, на магнитах и наклейках и пр. Читайте вывески и плакаты на улице и т.д. Ждите – результат придет неожиданно.
2. Подавайте личный пример
Читайте сами. В слух и про себя. Если ребенок каждый день видит родителя по три часа сидящим с бутылкой пива перед телевизором, то нетрудно предположить, как он будет относиться к нотациям о пользе чтения. И наоборот, если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Срабатывает эффект «соленого огурца» – свежий огурец, опущенный в бочку с солеными, приобретает такой же вкус. В нашем случае – вкус к чтению.
Я где-то слышал такое высказывание: «Вы думаете, что личный пример – это эффективный способ мотивации человека? Ошибаетесь – это единственный способ!». Преувеличение конечно, но не далеко от истины.
3. Выбирайте вместе.Многие дети (особенно подростки) не любят читать из-за того, что их родители сами выбирают что им читать и этот выбор им неинтересен. Хотя бы потому, что это не их личный выбор.
Дети обожают делать покупки. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин не реже одного раза в месяц и дайте ребенку возможность выбирать самому с таким условием: на каждую книжку, которую покупает ребенок, он обязуется прочесть одну книжку из предложенного вами списка.
Тогда даже если выбор ребенка будет не самым лучшим, вы сможете быть уверены, что половина из того, что читает ребенок – это действительно хорошая литература.
4. Защитите ребенка от «Большого Экрана».
Один мой знакомый, на вопрос «если тебе дать автомат, кого бы ты выстрелил» ответил: «В телевизор».
Перережьте антенну – веревку с камнем, которые тормозят развитие вашего ребенка. Ничто так не воспитывает пассивность мышления как просмотр телевизора. Вы можете не согласиться и сказать, что ведь есть действительно полезные телепрограммы. И вы будете правы. Только вот на практике доля таких программ из реально просматриваемых ребенком – крайне мала. Использовать телевизор исключительно как монитор для DVD-проигрывателя и на 100% могу контролировать что смотрят мои дети и сколько времени проводят перед экраном.
То же касается компьютерных игр и социальных сетей (Одноклассники, В контакте и пр.) . Установите предельный лимит времени на эти «наркотические» занятия (например, 30 минут) и условия доступа к ним (например, сделать уроки и выполнить свою часть работы по дому).
Выбирайте компьютерные игры сами. Есть масса развивающих игр, зачем подвергать психику ребенка обработке сценами насилия и побуждениями к агрессивным действиям? Если кратко – фильтруйте то, что ребенок видит с экрана (монитора или телевизора).
5. Вознаграждайте чтение
Человек склонен продолжать делать то, что, в конце концов, приводит его к удовольствию.
Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать дополнительно, если каждый день будет прочитывать оговоренный с ним объем текста. Например, дополнительное время за компьютером, на полчаса позже ложимся спать, на выходных вместе идем в кино и пр. Пусть ребенок перескажет то, что прочитал. Тогда вы будете уверены, что он на самом деле прочитал заданный объем, и дадите ему возможность потренировать память и поупражняться в изложении. Способность ясно излагать свои мысли можно и нужно совершенствовать. То, что она является ключевой для карьерного роста (да и в личной жизни), по-моему, не требует комментариев.
6. Читайте ребенку пред сном
Известно, что мозг, особенно воображение ребенка, развивается не только днем, но и ночью. Прочитайте ему добрую сказку или историю на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне. Даже если ребенок взрослый, вам обоим это доставит удовольствие. Совместное погружение в рассказ – прекрасный способ наладить нарушенный с ребенком контакт. Если делать это регулярно, то книга войдет в привычный для ребенка ритуал отхода ко сну и станет для него незаменимым другом.
7. Читайте по ролям
Выберите сказку, басню или короткую историю с диалогами, вырежьте из бумаги персонажей, раскрасьте их и приклейте на картонную подложку с палочкой. Затем придвиньте к стене стол, накройте его длинным покрывалом, залезьте с ребенком под стол, и, держа фигурки за палочки, просуньте их между столом и стеной. Ваш кукольный театр готов. Вы также можете прикрепить к стене над столом декорации. Отрепетируйте и позовите на представление родственников.
Можно также читать по ролям какое-нибудь смешное произведение с большим количеством диалогов, просто сидя рядом с ребенком. Вы оба получите огромное удовольствие.
8. Используйте аудиокниги
Сейчас многие замечательные произведения русской и зарубежной литературы доступны в формате аудиокниги. Некоторые из них представляют из себя настоящие шедевры театрального искусства.
Послушайте, например, «Евгения Онегина» в исполнении Смоктуновского. Это нельзя сравнивать с печатным текстом – просто другое. Для детей можно найти замечательный сборник «Золотой фонд радиоспектаклей на DVD», в котором представлено большинство лучших произведений, когда либо «переведенных» в формат аудио книги.
9. «Внедритесь» в читающие группы
Используйте эффект «Соленого огурца» – превращение свежего огурца, помещенного в бочку в солеными, в соленый, причем такого же вкуса. Если ребенок вращается в среде сверстников, любящих читать, то со временем у него появятся среди них друзья, а затем и похожие интересы.
Вы можете записать ребенка в детскую группу по изучению иностранного языка, в театральную студию, в музыкальную школу, школу изобразительного искусства, исторический кружок при краеведческом музее, сходите с ним на экскурсию на радио или просто в расположенную поблизости детскую библиотеку. В этих сообществах процент детей, любящих читать, намного выше среднего.
10. Сколько можно читать? – Пора писать!
Конечно, в сравнении с просмотром телевизора, чтение – благо. Активность мышления против пассивности. Но все же по настоящему счастливы только люди, занимающиеся продуктивной деятельностью, творчеством в различных его формах. В этом смысле чтение само по себе бесполезно, точнее бесплодно. Научите ребенка использовать прочитанное, например, заведя дневник в и комментируя то, что он хочет комментировать. Регулярные заметки в дневнике помогут ему развить свой стиль и привести в порядок свои мысли. Вы можете также помочь ребенку издать книгу – это не так трудно как кажется, а всплеск мотивации обеспечен.
Дата: 17.09.2014г.
ПЕРЕЧЕНЬ «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению:
1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга
2. Айтматов Ч. И дольше века длится день…/ Белый пароход
3. Аксенов В. Звездный билет/ Остров Крым
4. Алексин А. Мой брат играет на кларнете
5. Арсеньев В. Дерсу Узала
6. Астафьев В. Пастух и пастушка/ Царь-рыба
7. Бабель И. Одесские рассказы/ Конармия
8. Бажов П. Уральские сказы
9. Белых Л., Пантелеев Л. Республика ШКИД
10. Богомолов В. Момент истины (В августе сорок четвертого)
11. Бондарев Ю. Батальоны просят огня/ Горячий снег
12. Боханов А. Император Александр III
13. Булгаков М. Белая гвардия
14. Булычев К. Приключения Алисы
15. Бунин И. Темные аллеи
16. Быков В. Мертвым не больно/ Сотников
17. Васильев Б. А зори здесь тихие.../ В списках не значился
18. Вернадский Г. Начертание русской истории
19. Волков А. Волшебник Изумрудного города
20. Гайдар А. Тимур и его команда/ Голубая чашка/ Чук и Гек
21. Гамзатов Р. Мой Дагестан/ Стихотворения
22. Гиляровский В. Москва и москвичи
23. Гончаров И. Обыкновенная история
24. Горянин А. Россия. История успеха (в 2-х книгах)/ Россия: история успеха
25. Грин А. Алые паруса/ Бегущая по волнам
26. Гумилёв Л. От Руси до России
27. Гумилев Н. Стихотворения
28. Деникин А. Очерки русской смуты
29. Джалиль М. Моабитская тетрадь
30. Довлатов С. Зона/ Чемодан/ Заповедник/ Рассказы
31. Достоевский Ф. Идиот
32. Драгунский В. Денискины рассказы
33. Дудинцев В. Белые одежды
34. Думбадзе Н. Я, бабушка, Илико и Илларион
35. Ибрагимбеков М. И не было лучше брата
36. Ильин И. О России. Три речи
37. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев/ Золотой телёнок
38. Ишимова А. История России в рассказах для детей
39. Искандер Ф. Сандро из Чегема
40. Каверин В. Два капитана/ Открытая книга
41. Кассиль Л. Будьте готовы, Ваше высочество!/ Кондуит и Швамбрания
42. Катаев В. Белеет парус одинокий
43. Кондратьев В. Сашка
44. Кончаловская Н. Наша древняя столица
45. Крапивин В. Мальчик со шпагой
46. Кузьмин В. Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах
47. Куприн А. Поединок/ Гранатовый браслет
48. Лагин Л. Старик Хоттабыч
49. Лесков Н. Очарованный странник
50. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ Раздумья о России (сборник)/ Рассказы русских летописей XII - XIV вв.
51. Лотман Ю. Беседы о русской культуре/ Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий
52. Набоков В. Дар/ Защита Лужина /Приглашение на казнь
53. Некрасов В. В окопах Сталинграда
54. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей/ Незнайка на Луне/ Живая шляпа / Мишкина каша
55. Обручев В. Земля Санникова
56. Олеша Ю. Три толстяка
57. Островский Н. Как закалялась сталь
58. Паустовский К. Повесть о жизни/ Мещерская сторона
59. Пикуль В. Реквием каравану PQ-17/ Миниатюры
60. Приставкин А. Ночевала тучка золотая
61. Петрушевская Л. Рассказы и повести
62. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке
63. Прутков Козьма. Сочинения
64. Распутин В. Прощание с Матерой
65. Рождественский Р. Стихотворения
66. Рубцов Н. Стихотворения
67. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре
68. Рыбаков А. Кортик/ Бронзовая птица/ Выстрел
69. Самойлов Д. Стихотворения
70. Симонов К. Стихотворения/ Живые и мертвые
71. Соловьев Л. Повесть о Ходже Насреддине
72. Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу/ Трудно быть богом
73. Токарева В. Рассказы и повести
74. Толстой А. Князь Серебряный
75. Толстой Л. Хаджи-Мурат/ Казаки/ Анна Каренина
76. Тукай Г. Шурале 77. Тынянов Ю. Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара
78. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья./ Дядя Федор, пес и кот
79. Фадеев А. Молодая гвардия/ Разгром
80. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви
81. Хетагуров К. Стихотворения
82. Шварц Е. Дракон/ Снежная королева
83. Шукшин В. Рассказы
84. Эйдельман Н. Лунин/ Твой девятнадцатый век
85. Эренбург И. Люди, годы, жизнь
86. Ян В. Чингисхан. Батый. К последнему морю
87. Янин В. Я послал тебе бересту
88. Эпосы, былины, летописи Алпамыш
89. Гэсэр 90. Давид Сасунский
91. Джангар
92. Калевала
93. Кёр-оглу
94. Манас
95. Олонхо
96. Урал-батыр
97. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым
98. Повесть временных лет
99. Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.)
100. Сказки народов России (сост. Ватагин М.)
ССЫЛКА на картинку: www.agregator.pro/pochemu-podrastayuschee-pokolenie-malo-chitaet-i-p.2648015.html
Дата: 14.09.2014
- Известно, что делать. Только для этого средства нужны большие и воля.
Сейчас распереживались: боже мой, минимальный порог ЕГЭ по русскому языку снизили с 36 до 24 баллов! Да раньше больше жульничали, а на самом деле было так же - у многих выпускников знание родного языка на очень слабую троечку.
У нас недостаточного хороших учителей русского языка. У нас нет учебника, который должен показывать структуру языка и делать это увлекательно. Чтобы дети, держа его, не говорили то, что я иногда слышу: «Господи, как я это ненавижу!»
Петербург - культурная столица, более 700 школ. Но максимум 10 - 15 из них создали обстановку, когда дети с радостью идут на занятия.
- Так проблема в нехватке денег?
- Не только. Недавно был совет по русскому языку при правительстве. Шла речь о том, как мы продвигаем его за пределы нашей Родины. Но одна я говорила о том, что в первую очередь нужно подумать о состоянии русского языка внутри России. В Польше конкурс на русское отделение филфака Варшавского университета самый большой. А у нас? Если приходят из педагогических вузов в школы преподаватели русского языка и литературы, то половина через год уходит. Английского, французского и немецкого - нет. К ним другое отношение - они иностранный преподают. А что такое русский? Вроде я им владею и все, я могу и учить…
- Так что делать?
- С моей точки зрения, педвузы должны стать частью классических университетов. Мы сейчас принимаем туда тех, кто никуда больше не может попасть. Ребята в большинстве своем не любят детей и не хотят связать свою жизнь со школой.
Нужно давать фундаментальное образование этим студентам, а не только педагогику и психологию, которая тоже читается в педвузах не лучшими преподавателями и не в том объеме, в котором нужно. Им нужны глубокие знания, которые дает университет. А потом заинтересовывать идти работать в школу.
- Вы сейчас говорите как эксперт со стороны. Но вы же президент академии образования… Вам и карты в руки.
- К сожалению, мы в РАО пока решаем только одно - как выстроить дальше нашу жизнь. Идет реорганизация академий, и нашей в частности. Нужно открывать междисциплинарные центры. Например, у нас никогда не было Центра русского языка.
- Теперь будет?
- Да. Он уже утвержден, штатное расписание разрабатывается.
- Вам не кажется, что, пока время тратится на возню с оргвопросами, ситуация ухудшается?
- Вы же понимаете, что за год изменить ситуацию невозможно. Минимум четыре года должно пройти, чтобы стало улучшаться положение. При условии, что мы существенно изменим принципы отбора будущих учителей, систему их подготовки. И серьезно займемся повышением квалификации тех, кто сегодня работает.
У меня две дочери, между ними разница в 12 лет - поэтому я могла наблюдать, как учили старшую и как учили младшую. С каждым годом было все хуже и хуже. Когда моя младшая дочь пошла в прекрасную питерскую школу, учительница говорила «иди к дОске», ее ребята поправляли, а она отвечала - молчи, дура, я лучше знаю!
Когда училась старшая, этого не было. И этого не могло быть, когда училась я! А я училась и в 239-й школе в Петербурге, и во Львове. Когда во время сталинских репрессий моего отца арестовали, меня туда в колонию отправили, а замначальника колонии добилась разрешения, чтобы я посещала городскую школу. Там были прекрасные учителя, они готовились к каждому уроку, как к празднику.
- Что же произошло?
- Сейчас во многом винят низкие зарплаты. И правильно: нужно поднимать их, и в первую очередь базовую часть. Но дело не только в этом. В Москве учителям хорошо платят, есть конкурс на место преподавателя. Но когда я встретилась со столичными учителями, услышала много такого, чего даже не могла предположить!
- Например?
- С того момента, когда сочинение убрали из школы, я боролась за то, чтобы его вернули. Вроде бы учителя должны радоваться: у них будет возможность понять, что думает ребенок, как он излагает свои мысли, каким образом строит повествование. А они мне сказали: да вы что, мы с ужасом этого ждем, это другой вид работы, мы привыкли работать на ЕГЭ!
- Но при таком отношении у учителей к сочинению вряд ли будет польза от его возвращения...
- Дело не в самом сочинении, а в том, ради чего учителя учат. И сегодня среди заданий ЕГЭ есть эссе. Но нет к нему жестких требований - дети написали пять строчек как могут, и вроде задание выполнено. В школах, мне кажется, последние 5 - 7 лет не учат мыслить, не учат наизусть запоминать. Вы можете представить, что в школах Петербурга вместо чтения в четвертом классе уроки физкультуры проводили!
А если будет сочинение, учителям придется учить ребят излагать свои мысли, грамотно писать.
Почему отменили сочинение? Появились сборники - «Триста лучших сочинений». И оттуда все списывали. Но теперь есть программа «Антиплагиат». А потом, можно же давать такие темы, которые не спишешь. Например, «Мои мысли о прекрасном»…
- А потом попадается учительница-грымза, которая говорит: ты неправильно мысли о прекрасном понимаешь… и ставит двойку.
- Это сколько угодно, конечно. Потому что она сама не знает, что такое прекрасное. Поэтому и идея, чтобы сочинение проверяли несколько учителей, и само оно в отсканированном виде хранилось в общедоступной базе. Будут сомнения по оценке - можно поднять работу и посмотреть.
- Людмила Алексеевна, еще одно нововведение - единый учебник по литературе...
- Я против этой идеи! Даже в советское время был не один учебник, можно было из двух-трех выбрать. Но самое главное, хорошие преподаватели по учебнику не учили! У меня в старших классах были тетрадки, в которые я записывала то, что рассказывал учитель. Например, о том, как Александр III Достоевского пригласил с женой на беседу. И как он был первым, кто уходил к императору спиной, а прежде все пятились задом… Из такого личного отношения к писателям и рождается интерес, а потом любовь к литературе.
Наша академия проводит экспертизу учебников. В этом году около сотни забраковали. Чтобы появились новые интересные книги, мы хотим объявить свой конкурс. В начале осени будут понятны критерии. А в следующем году подведем итоги.
- Один хороший учитель как-то по поводу спора о количестве учебников заметил: мне все равно, сколько их будет, главная проблема не в учебнике, а в том, что дети не читают.
- Это правильно. Если вы будете читать ребенку с рождения, он вырастет и будет читать сам. Но у нас, по статистике, только две сотых всех родителей читают!
- Но мы же не можем издать указ - читайте детям!
- Наш президент - удивительный творческий человек. И не только потому, что он выпускник Петербургского университета. Он всю жизнь и сам учится. Уезжая из Петербурга, он не знал английского языка вообще. Теперь он его прекрасно знает. Покажите мне другого такого президента, который бы каждый день час занимался языком! Он обратился к нам - составьте список из ста книг, чтобы ребенок знал, какая интересная литература не вошли в школьную программу. Мы это сделали. Список вывешен. Но вот вопрос: как сделать, чтобы захотелось прочитать хотя бы те книги, которые президент рекомендует?.. Начинать, наверное, все-таки нужно с того, чтобы в школе и семье прививать любовь к родному языку, к тому что читать - полезно и престижно.
ССЫЛКА:http://www.kp.ru/daily/26261/3140186/
Почему подростки мало читают
Что читают современные подростки и читают ли? Этим вопросом озабочены едва ли не все родители. Действительно, надо признать, что современный прогресс несколько оттолкнул ребенка от старого книжного переплета: и игры за компьютером, и «навороченные» телефоны сделали свое дело. Сегодня подросток с самого раннего утра бежит проверять сообщения в социальной сети или на телефоне, что говорит о его личной психологической привязанности к таким вещам. Этой проблемой озабочены многие отцы и матери, но они не ведают, как отделаться от этих всех современных «примочек». Да и надо ли? Вот вопрос…
Некоторые из юных ребят с детства так увлечены всемирной паутиной, что вытащить их из нее дело довольно затруднительное. Если отобрать компьютер, он будет часами сидеть в Интернете в телефоне. Насилием можно родить только насилие, и если принимать жесткие меры по ограничению, это только озлобит подростка.
К тому же, если дети не читают книг, это не значит, что их ничего не интересует вовсе. Подростки нуждаются в информации, и им неважно, откуда они ее возьмут: с компьютера или же с обыкновенной книги. Поэтому лучше пусть он читает с монитора, чем не читает вовсе. А есть среди подростков и такие, кто заводит личную библиотечку у себя на компьютере, скачивая в нее любимые произведения. Ведь как бы то ни было, сейчас все же есть немало детей, увлеченных чтением книг, некоторые из которых даже в поисках новинок бегают по книжным магазинам, чтобы те сделали запрос на ту или иную книгу. Киноиндустрия сделала свое дело, и «Властелин колец», где сценарий далек от книги, «Хроники Нарнии», «Гарри Поттер» вызывают у наших детей неподдельный интерес.
Следует признать, что сегодняшних подростков не заставишь читать Дюма, Майн Рида или Фенимора Купера. Но в современных книгах, как и в добрых старых, тоже резко очерчена борьба между добром и злом. Сейчас ребята не любят очень маленькие по объему книги, так что писателям придется удвоить пыл, чтобы увеличивать объем своих книг, но с оговоркой: раз молодежь не читает о волшебном мире Жюля Верна (сейчас рынок детской литературы перенасыщен описаниями рыб и других морских существ), то надо выбрать сюжет очень динамичный. Стефани Майер тоже произвела революцию, посвятив книги подросткам-вампирам, хотя вроде тема и исчерпана, но было учтено, что ребятам больше нравится фэнтези.
Есть у нас и свои отечественные писатели, довольно популярные, интересные подросткам, но все же переводная литература - Дж. К. Роулинг, Стефани Майер и другие зарубежные писатели предпочтительнее подросткам. Несмотря на то, что и книги наши отнюдь не хуже. Но влияет на подростков очень сильно западная культура, которая хлынула к нам потоком. И, кстати, это не есть плохо. Но все же давайте посмотрим, не появится ли вскоре на горизонте писатель отечественный, который сравниться по популярности с зарубежным. Не будем говорить, как он пробьет себе дорогу, через интернет или издательство, но заглянем в будущее. Очень хочется верить в лучшее.
Подросток… читающий?
Кажется, что подрастающее поколение – «дети прогресса» - давно забыло о старых добрых книгах. Ведь в наши дни информационные технологии стремительно развиваются: недавно люди удивлялись цветному телевидению, а теперь уже не успевают за Интернетом. И бабушки у подъезда, и многие СМИ утверждают, что современные подростки не хотят читать. Вот только это миф, чтение их по-прежнему интересует.
Книжная индустрия процветает, и полки наших книжных магазинов постоянно пополняются новыми изданиями, равно как и библиотечные фонды. Переехали книги и в пресловутую сеть Интернет: теперь на просторах всемирной паутины можно найти электронные книги любых форматов, в том числе и аудиоверсии. Удивительно, но теперь можно хранить у себя на ноутбуке потрясающие своим размахом библиотеки и слушать произведения литературы с помощью МР3-плеера. Доступность самой разнообразной литературы потрясает.
Проблема только в том, что взрослые не обращают внимания на интерес школьников к литературе. Подростков часто некому направить в путешествии по книжному царству, а оно, как уже говорилось выше, велико, как никогда, и границы его все расширяются.
Родительское воспитание мы оставим в стороне. Подростки – бунтари по натуре, и советы старшего поколения отвергают просто из принципа. Поэтому разберем явление массовой культуры, которое отражено во всем своем многообразии в СМИ. Однако постойте, отражена ли?
О литературе пишут не так много. А качественных рецензий и того меньше. Конечно, в специализированных изданиях (например, «Литературный Крым», «Литературная газета») можно найти массу информации и о литературных новинках, и о классике.
Однако читает ли их молодежь? Можно с уверенностью сказать: не читает. В детских библиотеках можно найти множество литературоведческих журналов, например, «Зарубіжна література», однако большинству школьников не нужно литературоведение. Им не интересны дотошные разборы персонажей, сделанные «взрослыми дядями». Вряд ли такая статья заставит ученика, скажем, 7-го класса взять книгу в руки. А вот если произведение вошло в какой-нибудь «топ-10» или «топ-100»… Уже совсем другое дело.
Давайте заглянем в какое-нибудь издание для подростков, чтобы выяснить, если там путеводитель по миру книг. Берем для примера популярный журнал для девочек «Мадемуазель». Пролистываем. И не находим ничего о литературе. Там есть информация о том, что современная девчонка должна посмотреть и послушать, в курсе каких сплетен быть и за какими тенденциями моды следить. Однако ни слова о чтении, как будто начитанная девушка уже не в моде.
Многим подросткам просто негде узнать, что читать. И после нескольких неудачных опытов, зачастую связанных со школьной программой, они действительно оставляют всякие попытки приобщиться к миру литературы. Вот тогда-то и просыпаются СМИ, которые не рассказали подрастающему поколению о том, как ориентироваться в литературных лабиринтах, однако с удовольствием сообщили всем, что современная молодежь не читает. И, как всегда, преувеличили, добавив: «Совсем».
Однако если бы пресса и телевидение рассказывали подросткам о пользе чтения и читательской культуры, сообщали о книжных новинках и давали бы хорошие рецензии, то все пошло бы иначе. Есть и другой вариант развития событий: не направляемый никем подросток погружается в мир дешевой литературы, литературы-бизнеса, а не подлинного искусства.
Вот и забиваются головы подрастающего поколения образами-пустышками, не несущими в себе ничего, кроме развлечения, картонными персонажами, не способными вести по жизни. А СМИ в это время трубят о деградации нации, падении культуры и т. д. Хотя в их силах сделать чтение качественной литературы модой. Рассказать писателям о том, что интересует подростков, и рассказать подросткам о том, каких следует выбирать писателей. Более того – это должно быть написано таким языком, который бы зацепил школьника-бунтаря.
Статьи в учебниках, восхваляющие князей Болконских и Евгениев Онегиных, подрастающее поколение совершенно не трогают. Почему? Да потому что они написаны взрослыми для взрослых. А нужно – взрослыми для подростков. Такие материалы нужны в молодежных изданиях, такие передачи могут пользоваться успехом на телевидении. Целая ниша в Интернете практически пустует. Все, чем вынуждены там довольствоваться подростки, – рецензии знакомых в социальных сетях.
Если в СМИ развернуть полномасштабную кампанию по популяризации чтения как такового и читательской культуры в частности, это обязательно принесет свои плоды. Что ни говори, а массовая культура во многом зависит от тех стереотипов и образов, которые насаждаются среди населения с помощью прессы, радио, телевидения. Так почему бы со стереотипом не читающего подростка бороться с помощью стереотипа подростка читающего? Необходимо ввести чтение в моду, сделать начитанность признаком высшего общества, «крутизны».
Можно заинтересовать подростка и классикой, если из этой классики отобрать потенциально интересное для подростков и преподать это интересно, по-современному. Расставить акценты таким образом, что в душе молодого читателя/зрителя/слушателя загорится желание сию минуту бежать в библиотеку или в магазин именно за этим произведением.
Классику подрастающее поколение часто представляет как нечто серое и скучное, безо всякой динамики и накала страстей. А еще – и это важно – читать ЗАСТАВЛЯЮТ. Так вот, СМИ не должны заставлять. Их задача – поймать потенциального читателя на крючок. Например, спросить у кумиров молодежи, что читают они. И если там окажется классика, не забыть упомянуть об этом в материале.
Почему бы не запустить в рамках какой-либо молодежной программы теледебаты, посвященные литературе? Можно сделать анонс «Преступления и наказания» в духе современного психологического триллера. А возможно, стоило бы запустить интернет-ресурсы, посвященные молодежи и чтению. Там подростки смогли бы общаться, делиться отзывами, комментировать журналистские рецензии, знакомиться с отрывками, а быть может, с полными текстами произведений.
Вариантов много, главное – фантазия и понимание увлечений подростков. Пригодится и умение этими увлечениями манипулировать. Да, манипулировать. Не стоит бояться этого слова. Если мы хотим изменить тенденцию и вернуть подростков от пустой литературы к искусству, наполненному смыслом, не стоит отказываться от небольшой дозы манипулятивных технологий, скажем, социальной рекламы. А почему бы и нет? Запад активно использует рекламные технологии во благо общества; в последние годы активизировалась в этом направлении и Россия. Украине тоже отставать не следует, и разработка нескольких рекламных кампаний, направленных на популяризацию чтения и читательской культуры, будет как раз кстати. Ведь борются же с курением, пьянством и наркоманией, почему бы не пропагандировать качественную литературу?
Каждый родитель мечтает, чтоб его подросток забыл о компьютере и предпочел книгу. Но как этого достичь? Думаете, об этом должны позаботиться учителя? Вряд ли эта задача выполнима, учитывая количество учеников и уроков литературы. А еще – несовершенную учебную программу. А несовершенна учебная программа потому, что не ставит цель для учителя вызвать интерес у подростка к чтению. Почти все произведения сложные, не понятные, а потому и не интересные детям. Чего только стоит "Дон Кихот" в 8 классе… Да, само по себе произведение замечательное, но это понимаешь только с возрастом. Та же ситуация и с «Преступлением и наказанием».
А ведь достаточно только ненадолго сосредоточиться и подумать, как в сознании рождается множество способов привлечь молодежь к чтению и привить им интерес к искусству, а не к бездушному продукту бизнеса. СМИ любят говорить о том, куда катится молодежь, но совершенно не хотят что-либо с этим делать. Место на полосах газет занимает то политическая пропаганда, то модные новинки, эфир забивается «мыльными операми»… Подростки же тем временем продолжают бунтовать против классики и читать бессмысленные повести. А ведь самое главное – совместными силами вызвать интерес у подростка к книге, убедить, что книги полезны и необходимы.
ССЫЛКА: http://www.childbrand.ua/articles/16/230.html
Дата: 15.09.2014
Как привить ребенку любовь к чтению:
10 заповедей родителя
Т. Шебурова , учитель начальных классов МОУ СОШ с. ПушанинаСсылка: http://puschanino.narod.ru/page/semja.html
Как известно, нами правят привычки. Наши привычки в буквальном смысле творят нашу судьбу. Например, такая, казалось бы, незначительная вещь как привычный способ выражения своего раздражения и гнева может стать главной причиной успехов или неудач в личной жизни.
Любовь к чтению – такая же привычка. Самоподкрепляемая привычка. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.
Излишне рассуждать о том, что привычка много читать, в особенности хорошую литературу, – входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становятся грамотность (работодателям все труднее и труднее отыскивать людей, способных без ошибок написать хотя бы пару абзацев – отсюда у тех, кто умеет это делать огромное преимущество в зарплате), способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.
Так как же помочь ребенку «войти во вкус к чтению»?
Вот что вы можете сделать:
1. Помните, что лучшее лечение – профилактика.
Если ребенок еще мал, и для вас это тема кажется чем-то далеким и несущественным – самое время действовать. Руководствуйтесь принципом «книги и чтение повсюду»: дайте ребенку возможность беспрепятственно играть с книгами, грызть их, рисовать в них (в этом возрасте именно так проявляется и развивается любовь в книгам, забудьте о бережном отношении – все это потом), строить из них дома и гаражи для машинок и даже купаться с ними (купите специальные непромокаемые книжки).
То же самое – с различными вариантами букв: на кубиках, пластиковые буквы, вырезанные из картона, нарисованные на бумаге, на магнитах и наклейках и пр. Читайте вывески и плакаты на улице и т.д. Ждите – результат придет неожиданно.
2. Подавайте личный пример
Читайте сами. В слух и про себя. Если ребенок каждый день видит родителя по три часа сидящим с бутылкой пива перед телевизором, то нетрудно предположить, как он будет относиться к нотациям о пользе чтения. И наоборот, если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Срабатывает эффект «соленого огурца» – свежий огурец, опущенный в бочку с солеными, приобретает такой же вкус. В нашем случае – вкус к чтению.
Я где-то слышал такое высказывание: «Вы думаете, что личный пример – это эффективный способ мотивации человека? Ошибаетесь – это единственный способ!». Преувеличение конечно, но не далеко от истины.
3. Выбирайте вместе.Многие дети (особенно подростки) не любят читать из-за того, что их родители сами выбирают что им читать и этот выбор им неинтересен. Хотя бы потому, что это не их личный выбор.
Дети обожают делать покупки. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин не реже одного раза в месяц и дайте ребенку возможность выбирать самому с таким условием: на каждую книжку, которую покупает ребенок, он обязуется прочесть одну книжку из предложенного вами списка.
Тогда даже если выбор ребенка будет не самым лучшим, вы сможете быть уверены, что половина из того, что читает ребенок – это действительно хорошая литература.
4. Защитите ребенка от «Большого Экрана».
Один мой знакомый, на вопрос «если тебе дать автомат, кого бы ты выстрелил» ответил: «В телевизор».
Перережьте антенну – веревку с камнем, которые тормозят развитие вашего ребенка. Ничто так не воспитывает пассивность мышления как просмотр телевизора. Вы можете не согласиться и сказать, что ведь есть действительно полезные телепрограммы. И вы будете правы. Только вот на практике доля таких программ из реально просматриваемых ребенком – крайне мала. Использовать телевизор исключительно как монитор для DVD-проигрывателя и на 100% могу контролировать что смотрят мои дети и сколько времени проводят перед экраном.
То же касается компьютерных игр и социальных сетей (Одноклассники, В контакте и пр.) . Установите предельный лимит времени на эти «наркотические» занятия (например, 30 минут) и условия доступа к ним (например, сделать уроки и выполнить свою часть работы по дому).
Выбирайте компьютерные игры сами. Есть масса развивающих игр, зачем подвергать психику ребенка обработке сценами насилия и побуждениями к агрессивным действиям? Если кратко – фильтруйте то, что ребенок видит с экрана (монитора или телевизора).
5. Вознаграждайте чтение
Человек склонен продолжать делать то, что, в конце концов, приводит его к удовольствию.
Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать дополнительно, если каждый день будет прочитывать оговоренный с ним объем текста. Например, дополнительное время за компьютером, на полчаса позже ложимся спать, на выходных вместе идем в кино и пр. Пусть ребенок перескажет то, что прочитал. Тогда вы будете уверены, что он на самом деле прочитал заданный объем, и дадите ему возможность потренировать память и поупражняться в изложении. Способность ясно излагать свои мысли можно и нужно совершенствовать. То, что она является ключевой для карьерного роста (да и в личной жизни), по-моему, не требует комментариев.
6. Читайте ребенку пред сном
Известно, что мозг, особенно воображение ребенка, развивается не только днем, но и ночью. Прочитайте ему добрую сказку или историю на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне. Даже если ребенок взрослый, вам обоим это доставит удовольствие. Совместное погружение в рассказ – прекрасный способ наладить нарушенный с ребенком контакт. Если делать это регулярно, то книга войдет в привычный для ребенка ритуал отхода ко сну и станет для него незаменимым другом.
7. Читайте по ролям
Выберите сказку, басню или короткую историю с диалогами, вырежьте из бумаги персонажей, раскрасьте их и приклейте на картонную подложку с палочкой. Затем придвиньте к стене стол, накройте его длинным покрывалом, залезьте с ребенком под стол, и, держа фигурки за палочки, просуньте их между столом и стеной. Ваш кукольный театр готов. Вы также можете прикрепить к стене над столом декорации. Отрепетируйте и позовите на представление родственников.
Можно также читать по ролям какое-нибудь смешное произведение с большим количеством диалогов, просто сидя рядом с ребенком. Вы оба получите огромное удовольствие.
8. Используйте аудиокниги
Сейчас многие замечательные произведения русской и зарубежной литературы доступны в формате аудиокниги. Некоторые из них представляют из себя настоящие шедевры театрального искусства.
Послушайте, например, «Евгения Онегина» в исполнении Смоктуновского. Это нельзя сравнивать с печатным текстом – просто другое. Для детей можно найти замечательный сборник «Золотой фонд радиоспектаклей на DVD», в котором представлено большинство лучших произведений, когда либо «переведенных» в формат аудио книги.
9. «Внедритесь» в читающие группы
Используйте эффект «Соленого огурца» – превращение свежего огурца, помещенного в бочку в солеными, в соленый, причем такого же вкуса. Если ребенок вращается в среде сверстников, любящих читать, то со временем у него появятся среди них друзья, а затем и похожие интересы.
Вы можете записать ребенка в детскую группу по изучению иностранного языка, в театральную студию, в музыкальную школу, школу изобразительного искусства, исторический кружок при краеведческом музее, сходите с ним на экскурсию на радио или просто в расположенную поблизости детскую библиотеку. В этих сообществах процент детей, любящих читать, намного выше среднего.
10. Сколько можно читать? – Пора писать!
Конечно, в сравнении с просмотром телевизора, чтение – благо. Активность мышления против пассивности. Но все же по настоящему счастливы только люди, занимающиеся продуктивной деятельностью, творчеством в различных его формах. В этом смысле чтение само по себе бесполезно, точнее бесплодно. Научите ребенка использовать прочитанное, например, заведя дневник в и комментируя то, что он хочет комментировать. Регулярные заметки в дневнике помогут ему развить свой стиль и привести в порядок свои мысли. Вы можете также помочь ребенку издать книгу – это не так трудно как кажется, а всплеск мотивации обеспечен.
Дата: 17.09.2014г.
ПЕРЕЧЕНЬ «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению:
1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга
2. Айтматов Ч. И дольше века длится день…/ Белый пароход
3. Аксенов В. Звездный билет/ Остров Крым
4. Алексин А. Мой брат играет на кларнете
5. Арсеньев В. Дерсу Узала
6. Астафьев В. Пастух и пастушка/ Царь-рыба
7. Бабель И. Одесские рассказы/ Конармия
8. Бажов П. Уральские сказы
9. Белых Л., Пантелеев Л. Республика ШКИД
10. Богомолов В. Момент истины (В августе сорок четвертого)
11. Бондарев Ю. Батальоны просят огня/ Горячий снег
12. Боханов А. Император Александр III
13. Булгаков М. Белая гвардия
14. Булычев К. Приключения Алисы
15. Бунин И. Темные аллеи
16. Быков В. Мертвым не больно/ Сотников
17. Васильев Б. А зори здесь тихие.../ В списках не значился
18. Вернадский Г. Начертание русской истории
19. Волков А. Волшебник Изумрудного города
20. Гайдар А. Тимур и его команда/ Голубая чашка/ Чук и Гек
21. Гамзатов Р. Мой Дагестан/ Стихотворения
22. Гиляровский В. Москва и москвичи
23. Гончаров И. Обыкновенная история
24. Горянин А. Россия. История успеха (в 2-х книгах)/ Россия: история успеха
25. Грин А. Алые паруса/ Бегущая по волнам
26. Гумилёв Л. От Руси до России
27. Гумилев Н. Стихотворения
28. Деникин А. Очерки русской смуты
29. Джалиль М. Моабитская тетрадь
30. Довлатов С. Зона/ Чемодан/ Заповедник/ Рассказы
31. Достоевский Ф. Идиот
32. Драгунский В. Денискины рассказы
33. Дудинцев В. Белые одежды
34. Думбадзе Н. Я, бабушка, Илико и Илларион
35. Ибрагимбеков М. И не было лучше брата
36. Ильин И. О России. Три речи
37. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев/ Золотой телёнок
38. Ишимова А. История России в рассказах для детей
39. Искандер Ф. Сандро из Чегема
40. Каверин В. Два капитана/ Открытая книга
41. Кассиль Л. Будьте готовы, Ваше высочество!/ Кондуит и Швамбрания
42. Катаев В. Белеет парус одинокий
43. Кондратьев В. Сашка
44. Кончаловская Н. Наша древняя столица
45. Крапивин В. Мальчик со шпагой
46. Кузьмин В. Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах
47. Куприн А. Поединок/ Гранатовый браслет
48. Лагин Л. Старик Хоттабыч
49. Лесков Н. Очарованный странник
50. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ Раздумья о России (сборник)/ Рассказы русских летописей XII - XIV вв.
51. Лотман Ю. Беседы о русской культуре/ Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий
52. Набоков В. Дар/ Защита Лужина /Приглашение на казнь
53. Некрасов В. В окопах Сталинграда
54. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей/ Незнайка на Луне/ Живая шляпа / Мишкина каша
55. Обручев В. Земля Санникова
56. Олеша Ю. Три толстяка
57. Островский Н. Как закалялась сталь
58. Паустовский К. Повесть о жизни/ Мещерская сторона
59. Пикуль В. Реквием каравану PQ-17/ Миниатюры
60. Приставкин А. Ночевала тучка золотая
61. Петрушевская Л. Рассказы и повести
62. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке
63. Прутков Козьма. Сочинения
64. Распутин В. Прощание с Матерой
65. Рождественский Р. Стихотворения
66. Рубцов Н. Стихотворения
67. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре
68. Рыбаков А. Кортик/ Бронзовая птица/ Выстрел
69. Самойлов Д. Стихотворения
70. Симонов К. Стихотворения/ Живые и мертвые
71. Соловьев Л. Повесть о Ходже Насреддине
72. Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу/ Трудно быть богом
73. Токарева В. Рассказы и повести
74. Толстой А. Князь Серебряный
75. Толстой Л. Хаджи-Мурат/ Казаки/ Анна Каренина
76. Тукай Г. Шурале 77. Тынянов Ю. Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара
78. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья./ Дядя Федор, пес и кот
79. Фадеев А. Молодая гвардия/ Разгром
80. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви
81. Хетагуров К. Стихотворения
82. Шварц Е. Дракон/ Снежная королева
83. Шукшин В. Рассказы
84. Эйдельман Н. Лунин/ Твой девятнадцатый век
85. Эренбург И. Люди, годы, жизнь
86. Ян В. Чингисхан. Батый. К последнему морю
87. Янин В. Я послал тебе бересту
88. Эпосы, былины, летописи Алпамыш
89. Гэсэр 90. Давид Сасунский
91. Джангар
92. Калевала
93. Кёр-оглу
94. Манас
95. Олонхо
96. Урал-батыр
97. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым
98. Повесть временных лет
99. Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.)
100. Сказки народов России (сост. Ватагин М.)
Другие блоги пользователя
- О приметах русского народа, дошедших до наших дней
- Учителя поделились опытом с педагогами Республики Крым и г. Севастополя
- Необычные профессии. Где этому учат?
- Дмитрий Ливанов проведет Общероссийское родительское собрание
- Число образовательных учреждений для одаренных детей в России увеличат
- Здесь растят смену казакам
- В некоторых российских ВУЗах исчезнет аспирантура...
- Астрахань. Найдено гигантское месторождение нефти
- Выпускные вечера в России
- Каков должен быть вес рюкзака школьника
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 www.kovrov33.ru/f2/index.php?topic=91993.0;wap2 ПРОЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ и увидите перечень из 100 книг, рекомендованных к прочтению
Ольга Спирочкина, дата: 10.08.2014 в 15:15
#2 Чтение - прекрасное образование и воспитание и учёба, всё вместе взятое! Жаль, что родителям некогда приучать детей к чтению, в этом только я вижу причину. Каковы родители, так и детки, нужно с малых лет сидеть с ребенком, читать с ним, общаться по книгам.А другая причина, гиперзанятость детей другими делами - им ведь сейчас даже не хватает времени досыта поспать - кружки, интернет общения, дом дела, всё что угодно. Конечно, и родители тоже очень "Заняты". А жаль. В чтении заложено много всего, что пригодится в будущем ребенку.
Ольга Степанова, дата: 10.08.2014 в 18:23
#4 В моей домашней библиотеке есть много книг. Родители с самого раннего детства прививали мне любовь к чтению.Любая книга - источник нового,манящий к себе какой-то необъяснимой, притягательной силой.
Ольга, позвольте с Вами немного не согласиться с тем, что ребёнок должен иметь возможность беспрепятственно играть с книгами,грызть их, рисовать в них.Мне кажется, что надо с самого раннего детства воспитывать в детях бережное отношение к книгам, давая тем самым понять, что они - лучшие друзья .
Елена Комарова, дата: 04.02.2015 в 0:18
#5 Прошу прощения за неточность при обращении к автору статьи.
Елена Комарова, дата: 04.02.2015 в 0:21
#6 У меня с учениками тоже проблема чтения не только литературы вне программного списка для изучения в школе, но и самих изучаемых произведений. На мои реплики родителям, часто слышу ответ: "Они не любят с детства, как мы можем их заставить". Не смогли заставить, не привили интерес к чтению - упустили время.
Валентина Фролова, дата: 31.05.2015 в 18:10
#7 Да современные подростки мало читают. Книжкой мало кого заманишь, иногда нужно изрядно постараться заинтересовать учащихся прочитать хотя бы обязательный минимум, предусмотренный программой. бывает, приходишь на урок в "слабый", читающий мало класс и думаешь, как же работать... Помогают просмотры художественных фильмов или мультфильмов, или их отрывки, снятые по мотивам того или иного произведения. Однако кино есть кино, но чтение оно не заменит.
Читающие дети сильно отличаются от остальных, их речь намного красноречивее и приятна.
Сергей К, дата: 31.05.2015 в 18:47
#8 Хороший совет, использовать аудиокниги. Можно и полку прибить, и посуду перемыть под строки любимого романа.
Много ребят и среди моих "продвинутых" учеников, которые увлекаются аудиокнигами.
Сергей К, дата: 31.05.2015 в 18:51
#9 Мало читающий ребенок -это порок нашего времени . Приходится осознавать данную реальность. В чтении заложено много , что необходимо для развития личности ребенка.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 11.07.2015 в 9:21
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.