С нами 15206 учителей, 5216 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
«Внимание! Тишина в классе!..»
Просмотров: 1409, дата: 22.11.2014, автор: Сажида Хлямина

Почему мы столько усилий и времени тратим на поддержание пресловутой дисциплины, которая выражается в тишине на занятиях? Так ли она нужна для обучения?

На одном международном педагогическом конгрессе учителя пришли к выводу, что самое частое замечание, которое им приходится делать на уроке, – «Тише!». И более резко: «Замолчите!» При малейшем шорохе, даже стоя спиной к детям, учитель мгновенно реагирует: «Я все слышу». В подтексте: прекратите шуметь. Запрет не только на разговоры. Нельзя ничего ронять – стук. Нельзя быстро листать книгу – шелест. Нельзя полезть в сумку – шуршание. Нельзя ерзать на стуле – скрип...

Тишина в классе необходима для эффективной работы

Совершенно справедливое утверждение, с которым согласны не только учителя, но и дети. Ученики часто жалуются на шум как на серьезную помеху для сосредоточенной работы на контрольной, к примеру. Простой выход из этой ситуации – наушники. Разрешаем желающим их надевать и даже слушать музыку. Конечно, негромко, чтобы другим не было слышно. Так многим ребятам легче и сосредоточиться, и успокоиться. Если учитель почему-либо против наушников, он может включить в классе тихую музыку. Она приглушит неизбежный шепот, шелест, шаги. 
Переговоры с соседом по парте часто не мешают, а помогают работе. Чтобы в этом случае шум от нескольких параллельных диалогов не достигал угрожающих размеров, стоит определить критерий предельной громкости. К примеру, собеседников не должно быть слышно от соседней парты (или от учительского стола). Педагог время от времени проходит по кабинету, проверяет, как соблюдается шумовой режим, тихонько напоминает нарушителям о необходимости выполнять договоренности.

Тишина в классе – показатель профессионализма учителя

И здесь не поспоришь. Вопрос только, в какой области учитель считает себя профессионалом. В дрессировке? Тогда тишина в классе достигается за счет разработанной системы поощрений и наказаний, вырабатывается как условный рефлекс на появление преподавателя в классе. Если речь идет о преподавании предмета, мастерстве ведения урока, приходится применять разные методические приемы, в том числе требующие взаимодействия учеников, их передвижения по кабинету. 
Безусловно, дисциплина в классе – свидетельство того, что педагог управляет ситуацией. Тишина – доказательство власти взрослого над ребенком. Но насколько выше должно быть мастерство учителя, чтобы он мог позволить себе и детям свободно общаться. Насколько он должен быть уверен в себе, в своих силах, в интересе учеников к предмету, чтобы не отвлекаться на шумы и шорохи, не воспринимать их как угрозу себе лично или уроку в целом.


 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Предлагаю обсудить:Почему мы столько усилий и времени тратим на поддержание пресловутой дисциплины, которая выражается в тишине на занятиях? Так ли она нужна для обучения?
Сажида Хлямина, дата: 22.11.2014 в 11:24  
#2 Интересная тема для размышления. Дисциплина на уроке - уже половина успеха! А шум может быть и рабочим! А может быть показателем незаинтересованности ученика. Ситуации и уроки могут быть разными. Согласна с тем, что учитель "должен быть уверен в себе, в своих силах, в интересе учеников к предмету, чтобы не отвлекаться на шумы и шорохи, не воспринимать их как угрозу себе лично или уроку в целом".
Людмила Запольских, дата: 22.11.2014 в 22:06  
#3 Спасибо за комментарий к блогу. Тема волнует и опытных педагогов.Согласна с вами. У меня первоклассники очень шумные. Но я не добиваюсь идеальной тишины. Ведь они еще малыши. Постепенно придут к пониманию того, что просто так шуметь нельзя. Но я всегда удивляюсь, когда молодые учителя кричат на детей. Нельзя! Дети ответят тем же. Тишина - не показатель дисциплины в классе.
Сажида Хлямина, дата: 23.11.2014 в 0:31  
#4 Рабочий шум - это возможное явление на уроке. Обсуждение какого-то эпизода произведения, высказывание собственного мнения, когда всем хочется,чтобы выслушали его... Совсем другое дело , когда в классе учатся гиперактивные дети. 15-20 минут на уроке они могут посидеть спокойно, а потом учитель даже может исполнить "танец маленьких лебедей" - не поможет. У меня есть опыт, знания, но когда приходит класс, в котором собраны гиперактивные дети, я с трудом могу установить тишину на всём уроке.А у вас,коллеги,как?
Ирина Щербакова, дата: 29.11.2015 в 16:45  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.