С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Совершенствование урока посредством применения педагогической техники "Конструктор""
Алимова Эльвие Назимовна
учитель химии
магистр химии
МОУ «Вольновская школа»
п.Вольное, Джанкойский район
Республика Крым

 
Совершенствование урока посредством применения педагогической техники "Конструктор"
 
Учить сегодня – сложная задача.
Ученье, как вершина нас зовет.
Быть современным, грамотным,
А это значит – учить себя,
Чтобы двигаться вперед.
         Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен.
         Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке должны разумно чередоваться различные формы деятельности, и каждый урок должен быть неповторим, не похож на другие.
        В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идеяКонструктор урока, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.
        Взяв, как основу, форму конструктора А. Гина  я   разработала собственный конструктор, в который внесла методические приемы, используемые мною на уроках. Данный конструктор используется  при тематическом планировании всех разделов химии. Для его разработки необходимо  обозначить  этапы урока буквами,  составить список  и описание разных приемов и их комбинаций, составить таблицу « Конструктор уроков». При составлении календарно-тематических планов выделить графу, в которой записывается формула конкретного урока.
Разработан алгоритм деятельности по применению техники «Конструктор»:
1.  Обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами.
2.  Изучение разных приёмов и их комбинаций.
3.  Структурирование всех приёмов в «Конструкторе».
4.  Тематическое планирование с введением раздела «Конструктор».
5.  Создание собственного «Конструктора» урока.
«Конструктор урока»         
Урок «открытия» нового знания
Этапы урока Функциональные блоки
1 2 3 4 5 6 7
А.
Мотивация к учебной деятельности
 
Кроссворд Фантастическая добавка Картинная галерея Удивляй! Отсроченная отгадка Фантастическая добавка Ассоциативный ряд
Б.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Толстый и тонкий вопрос Цепочка признаков Развивающий канон «Да-нет» Вопросительные слова Химическая задача Демонстрационный эксперимент
В.
Постановка учебной задачи
Вопросительные слова Эвристическая беседа Демонстрационный эксперимент Фантастическая добавка Найти ошибку «Корзина идей» «Кубики»
Г.
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)
Стратегия «Идеал» Ромашка знаний Демонстрационный эксперимент Изобретательская задача Зиг-Заг Вопросы-суждения к тексту ЗХУ
Д.
Первичное закрепление во внешней речи
Взаимный опрос «Лови ошибку!» «Спроси себя» «Кубики» Стратегия «Фишбоун» Химический диктант Обратный мозговой штурм
Е.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Тест Работа с раздаточным материалом Фронтальная лабораторная работа Карточки с химическими задачами Тренировочная кратковременная контрольная работа «Создай паспорт» Ситуационные задачи
Ж.
Включение в систему знаний и повторение
Вопросительные слова Тонкий и толстый вопрос Вопрос к тексту Хочу спросить Обсуждаем домашнее задание «Ромашка Блума» Игра в случайность
З.
Рефлексия деятельности (итог урока)
Шесть шляп Цветик-семицветик /
Лестница успеха
Острова /
Чемодан, мясорубка, корзина
Смайлики
 
Синквейн Рефлексивный экран Свободный микрофон
 
Работа по алгоритму строится следующим образом:
Обозначение основных разделов урока может быть следующим (урок «открытия» новых знаний):
1) Мотивация к учебной деятельности
2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3) Постановка учебной задачи
4) Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания)
5) Первичное закрепление во внешней речи
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7) Включение в систему знаний и повторение
8) Рефлексия деятельности (итог урока)
        Любой из разделов урока может быть реализован разными приёмами или их комбинациями, то есть приёмы, по сути, и есть элементы конструктора урока. Учитель в соответствии со своими целями обозначает формулу конкретного урока. Например: Начинаем урок с интеллектуальной разминки, изучение нового материала начинаем с использованием приёма «Удивляй», закрепление идёт в виде «Игры в случайности», на уроке проводится терминологический диктант, задание задаётся массивом, итог урока проводим, обсуждая домашнее задание.
Приёмы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приёмы, взаимосвязанные между собой. Все приёмы легко применимы в условиях современной школы.
     При использовании «Конструктора» значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.
Конструктор урока будет «дышать» и изменяться, как живое существо. А возможно, вы впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор. Конструктор, разработанный А. Гином, взят за основу при проектировании уроков естественно-гуманитарного цикла. Ниже приведены некоторые методические приёмы, используемые в собственном конструкторе урока.
Прием «Отсроченная от гадка»
1. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
 Прием «Удивляй!»
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Прием «Фантастическая добавка»
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастической. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значения любого параметра, который обычно остается постоянным; придумать фантастическое растение или животное и рассмотреть его в реальном мире; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека.
Прием «Лови ошибку!»
1. Объясняя материал, учитель допускает ошибку.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться!
2. Ученик получает текст (или, скажем, разбор решения задачи) со специально  допущенными ошибками. Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
Прием «Да» и «нет» говорите («Да -нетка», или Универсальная игра для всех).
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Игра учит:
• связывать разрозненные факты в единую картину:
• систематизировать уже имеющуюся информацию:
• слушать и слышать соучастника.
После игры обязательно краткое обсуждение: какие вопросы были сильными? какие (и почему) -слабыми?
Прием «Мозговой штурм»
Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
Цель-развитие творческого стиля мышления. Дидактические ценности УМШ:
• это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
• учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
• участники учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует
учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
• учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею:
• наработанные решения часто дают новый подход к изучению темы:
• УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать
деловую игру.
Технология.
Проводится в группах численностью -7-9 человек. До штурма:
1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на 1 этапе -НИКАКОЙ КРИТИКИ!
В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил УМШ, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы  группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.
Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми  словами, рисунками, знаками...)
2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.
3. Учитель определяет время на 1 этап. Время, обычно до 20 мин., желательно фиксировать на доске.
1 этап.
Создание банка идей. Цель—наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Затем небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции; какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...
2 этап.
Анализ идей.
Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв.
3 этап.
Обработка результатов.
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю.
Рекомендации.
1. Класс предлагается разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга штурмовать одну задачу.
2. Каждая группа может штурмовать свою задачу. Лучше в се задачи объединить одной, более общей проблемой.
3. Нет ничего плохого в том, если 3 этап будет отделен временем, даже проведен  на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи  - пусть обсуждают и их. Главное - спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенной количество идей в строго отведенное время.
4. УМШ пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений.

Приём  «Цепочка признаков»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует:
  • умение описывать объект через имена и значения признаков;
  • умение определять по заданным частям модели скрытые части;
  • умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак («сульфат бария – осадок белого цвета»);
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («сульфат бария является солью»);
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак  и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример:
Тонкие вопросы Толстые вопросы
Кислоты это жидкости?
Какой кислотный оксид не взаимодействует с водой?
Какие вещества называют оксидами и как их классифицируют?
Что такое реакция нейтрализации?

Приём «Развивающий канон»

Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Пример.
Гидроксид натрия – щелочь = один из классов неорганических соединений - ?
Стратегия «Вопросительные слова»
Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример:
 
Вопросительные слова
 
Основные понятия темы
Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Какой?
Зачем?
Каким образом?
Какая взаимосвязь?
Из чего состоит?
Каково назначение?
Основные классы неорганических соединений
Оксиды
Кислоты
Соли
Основания

Приём  «Корзина идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Кислоты » можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать кислотами, привести примеры

 Приём  «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Пример.
Химия:
  • голова - Белки
  • верхние косточки – фибриллярные и глобулярные
  • нижние косточки - растворимость
  • хвост- растворимые и нерастворимые

Приём «З-Х-У»

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует:
  • умение определять уровень собственных знаний;
  • умение анализировать информацию;
  • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.
Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Приём “Обратная мозговая атака”

Обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно.

Приём  «Зигзаг»

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
• анализировать текст совместно с другими людьми;
• вести исследовательскую работу в группе;
 • доступно передавать информацию другому человеку;
• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример.
Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

Приём  «Создай паспорт»

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Приём  «Ромашка» Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Пример.
  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
  • Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  • Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
  • Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Приём  «Шесть шляп»

Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.
Формирует:
  • умение осмысливать свой опыт;
  • умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
  • ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
      Конструктор уроков не только позволит учителю систематизировать имеющиеся материалы, но и создавать без больших временных затрат качественные уроки на основе системно-деятельностного подхода, обеспечив таким образом активную учебно-познавательную деятельность учащихся. 
      Главное – не забывать пополнять свой конструктор новыми методическими приемами и любопытными фактами.

Литература:

1.Курсы повышения квалификации «Как начать и как завершить  урок по ФГОС» http://moi-universitet.ru/ru/do/directions/attestacia/UrokFGOS/UrokFGOS/
2.https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-   3.fidia.org/text/77/492/47998.php
3. sites.google.com/site/appocio/konstruktor-uroka

4.fidia.org/text/77/492/47998.php
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ