С нами 12650 учителей, 4491 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Как работает электронный ресурс «Единая коллекция ЦОР» на уроках русского языка?"
Галина Борискина   15.01.2016   1164   3   ИКТ

Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов
Забайкальского края

Как работает электронный ресурс «Единая коллекция ЦОР»

на уроках русского языка?

 

    Многие современные учителя владеют информационно-коммуникативными технологиями, применяя на практике электронные ресурсы, электронные доски, всевозможные тренажёры, интерактивные таблицы, анимации, тесты и тексты.
   Работая четвёртый год в дистанционной школе, я осваиваю современные дистанционные технологии. Поэтому тема моего самообразования «Электронные ресурсы на уроках русского языка и литературы как способ формирования УУД». Тема выбрана с целью изучения возможностей использования электронных ресурсов на уроках русского языка и литературы, повышения своего теоретического, методического уровня и развития благоприятной, мотивирующей потребности учащихся к учебе.
   Для себя я определила следующие задачи: использовать на своих уроках электронные ресурсы, чтобы активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы учащихся, сделать уроки более яркими и увлекательными. Поставленные задачи соотносятся с предполагаемыми результатами- использование электронных ресурсов позволит:

-активизировать познавательную активность учащихся;

-разнообразить формы работы на уроке, деятельность учащихся;

-повысить уровень наглядности в ходе обучения;

-значительно сэкономить время на уроке;

-повысить творческий потенциал личности детей;

-внести элемент занимательности,

-оживить учебный процесс.

    На дистанционных уроках русского языка применяется несколько электронных ресурсов. В этой статье опишу использование ресурсов из сайта
   «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», который является незаменимым помощником в образовательно процессе. На сайте много разных полезных заданий, таблиц, анимаций, текстов, тестов, которые помогают учителю в планировании и проведении урока. При актуализации знаний, «вхождении» в тему урока, создании проблемной ситуации в начале урока, исследовании нового учебного материала уместно использовать разного вида анимации. Например:

1 анимация — путешествие по теме урока «Образование имён существительных» для учащихся 6 класса http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a2519-0a01-0180-003d-a8509fd9fa5b/%5BNS-RUS_1-02%5D_%5BMA_011%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a3960cf-0a01-0355-0149-43d6b598e229/%5BRUS6_104%5D_%5BIM_359%5D.swf,

2 анимация -рисунок к уроку «Степени сравнения наречий» для учащихся 7 класса http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a3960c6-0a01-0355-013f-9276d8e48729/%5BRUS6_104%5D_%5BIM_360%5D.swf ,

3 анимация-построение схемы по теме «Сложноподчинённое предложение» для учащихся 9 класса http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a2e2041-abe9-4e33-9c1b-ffeabf58941a/%5BRUS9_202%5D_%5BIM_162%5D.swf Анимации оживляют учебный процесс, вносят элемент занимательности в урок русского языка. И конечно, они помогают учащимся усвоить тот или иной учебный материал.
    Интерактивные таблицы, рисунки применяются при объяснении или исследовании темы урока. Таблица по теме «Полные и краткие прилагательные» поможет обучающемуся сопоставить прилагательные и самому сформулировать правило. Таблица по теме «Образование имён существительных» способствует формированию предметных и метапредметных навыков. Ученик, исследуя примеры, объясняет способы образования существительных, делает вывод. Таким образом, знания, полученные через анализ примеров, лучше усваиваются.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cce46a58-9b8a-4e58-949c-d9ee2f9e48fd/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_07-AT%5D.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b0bf40e8-be83-4ea9-81bc-d7c3702a4c64/%5BIS-TA_05-11_02%5D_%5BIA_11-AT%5D.swf, Таблица по теме « Словосочетание» показывает виды словосочетаний, на конкретных примерах даётся объяснение . http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804 -50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf.

На уроке по теме «Степени сравнения наречий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/87b20ecc-a7c1-4f57-80d9-b1e023c66862/%5BRUS6_117%5D_%5BIM_069%5D.swf даётся рисунок с примерами, при помощи которого можно построить объяснение новой темы. Ученица, читая словосочетания, объясняет, анализирует их при помощи учителя, записывает в тетрадь опорную схему, делает выводы, формулирует правило. На данном этапе урока развиваются коммуникативные навыки обучающейся: учебное сотрудничество с учителем, регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, уметь пользоваться тренажёром-рисунком из электронных ресурсов.
     Тексты для чтения и звуковые незаменимы при закреплении темы. Коллекция текстов так богата, что позволяет учителю организовать разнообразные виды работ: творческий, объяснительный, выборочный диктант, комплексный внализ текста, письмо по памяти, изложение.

   Вот небольшой перечень текстов: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8bb2e2e0-73db-4b62-81e8-e30eb589744e/%5BRUS7_135%5D_%5BIM_233%5D.swf(Причастие), http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395e1c-0a01-0355-012c-d7361418a043/%5BRUS6_098%5D_%5BIM_231%5D.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a39b22b-0a01-0355-00a6-8fd8d961a963/index_listing.html(Имя прилагательное). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f97cb74b-25a9-414b-a872-25f9a0ad404e/%5BRUS7_146%5D_%5BIM_009%5D.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f97cb74b-25a9-414b-a872-25f9a0ad404e/%5BRUS7_146%5D_%5BIM_009%5D.swf(Предлог). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0974b71a-9190-4bab-ae24-4509b82614e7/%5BRUS8_190%5D_%5BIM_041%5D.swf (Уточняющие члены предложения») Задания по этим текстам тоже интересные: выбрать нужный предлог и вставить вместо точек, найти причастия, восстановить текст...
     Для активизации мыслительной и познавательной деятельности, для формирования навыков самостоятельной работы , при подведении итогов темы урока можно использовать тексты, которые позволяют осуществить самопроверку задания, тем самым формировать регулятивный учебный навык. 
    Например, найти наречия в сравнительной степени и проверить. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b6171988-8ac1-4d13-84c2-0fc3edf759a3/%5BRUS6_117%5D_%5BIM_071%5D.swf». И таких заданий-текстов много. Коллекция интерактивных озвученных текстов многообразна, интересна по своему содержанию. Тексты со звуком воспитывают эстетическое восприятие, обучают детей выразительному чтению. На уроках часто использую интерактивные тексты с заданиями: «Восстановить стихотворение». Привожу несколько примеров текстов по теме «Имя прилагательное» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea182-0a01-00ee-01b2-b131cb7a8eb6/%5BRUS5_005%5D_%5BIM_144%5D.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea10c-0a01-00ee-0168-989eac249c53/%5BRUS5_005%5D_%5BIM_142%5D.swf. Такая работа приносит удовольствие, ведь многим детям нравятся стихи, иллюстрации к ним. Можно организовать разную работу по интерактивному ресурсу: комплексный анализ текста, написание сочинения-миниатюры по картине...
    Коллекция текстов «Описание картины» по теме «Имя прилагательное» применима на уроках русского языка как в средних, так и в начальных классах http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cfadd6-0a01-00ee-0019-ccbadb647563/index_listing.html. В занимательной форме дети постигают сложный русский язык, учатся задавать вопросы к прилагательным., определять грамматические признаки.
    Коллекция интерактивных загадок к теме «Имя существительное» может использоваться при повторении или изучении темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cfad99-0a01-00ee-00c5-e2cff215dedb/index_listing.html  Дети обучаются на лучших текстах русской литературы. Загадки, стихотворения классиков И.Бунина, А.С. Пушкина, М.Лермонтова...Это ли не образец для подражания! Межпредметная связь с литературой, ИЗО не только развивает умственно, но и духовно, нравственно.
     Тесты из этого сайта тоже применяются на уроках русского языка, потому что они готовят детей к сдаче ОГЭ, ЕГЭ. Тесты способствуют закреплению темы урока, их также можно применять и при подведении итогов урока. Данный тест проверяет знания по теме «Однородные члены предложения». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/34324431-7d48-457b-b3c6-f86a1c551cbc/%5BRUS8_186%5D_%5BQS_008%5D.html ,http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3d0995ea-b473-4ad7-a465-29ea7df9a57f/index_listing.html, Много тестов по орфографии, например, задание: выделите безударные гласные -орфограммы в окончаниях глаголов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf5c99-0a01-00ee-013f-1f92d6a1c4dd/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_220%5D.html
     При помощи электронных ресурсов создаются условия для развития логического мышления, устной и письменной речи, памяти, внимания, воображения детей. Школьники учатся работать с электронными ресурсами, которые способствуют формированию познавательного интереса к предмету и умению пользоваться алгоритмом, схемой.

 

Источники:

 

Сайт « Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://school-collection.edu.ru/

Комментарии

#1 Галина Георгиевна, на сегодняшний день очень актуальная статья. Находка для любого учителя, не только для учителя русского языка и литературы. Вы представили и обобщили собственный практический опыт работы с одной из мощных и нужной дистанционной технологии. Диапазон вашего опыта достаточно широк. Вы рассматриваете различные приёмы использования вами нескольких ЭОР одновременно на своих уроках. Это очень здорово! Ваша статья методически верно оформлена, всё чётко, последовательно изложено. Мои бурные аплодисменты и я очень надеюсь, что большая часть участников нашего сайта вас поддержат.
Наталья Чубаева, дата: 16.01.2016 в 14:33  
#2 Я тоже иногда применяю ЦОР, но очень редко: еще плохо освоила. А так это очень нудный ресурс.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 16.01.2016 в 18:25  
#3 Спасибо за статью. Воспользуюсь Вашими советами. Думаю, урок станет более интересным. Жаль, только что у нас в школе одна интерактивная доска для всех учителей. Записываемся заранее, чтобы провести свой урок.
Эльвие Алимова, дата: 17.01.2016 в 23:32  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.