С нами 17141 учитель, 7295 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Обобщение опыта по теме самообразования учителя музыки "«Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания» "
Трушина Светлана Юрьевна 
Учитель музыки МБОУ СОККШ
с. Знаменка Нерчинский район.
Забайкальский край

                                                   Обобщение опыта по теме самообразования
            "Использование технологии проблемного  обучения как средство патриотического воспитания"
   Вступление.  (2 мин)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я работаю учителем музыки в Знаменской Казачьей кадетской школе. Школа  этот статус  приобрела сравнительно недавно- с января 2012 года.
Моя тема самообразования - «Использование технологии проблемного обучения  как средство патриотического воспитания»  соответствует  теме работы школы -  « Использование в образовательном  процессе культуры и традиций казачества».   (1и 2 сл.)
В настоящее время существует множество программ, в основе которых лежит концепция Д.Б.Кабалевского. Программа по музыке  раскрывает  наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка “вечные темы” искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.
Темы, составляющие содержание школьного урока музыки, четко определяются учебной программой,  но я творчески подхожу  к содержанию данных тем, используя для этого элементы казачьей музыкальной культуры.
 Патриотическое  воспитание  на  моих  уроках  осуществляется через:  (3 сл)
- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора  и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;
-  введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”;
- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
- знакомство с культурой,  традициями  Забайкальского казачества.
  Далее я хочу поделиться опытом своей работы  по внедрению казачьего компонента на  своих уроках и  патриотическому воспитанию средствами музыкального искусства.
 
                                                                     Опыт работы.  (3 мин)
(4 слайд)
В начальных классах в процессе реализации  темы «Взаимодействие песенности, танцевальности и маршевости» обращаюсь к строевым казачьим песням, которые исполнялись в строю во время походов, военных смотров и учений. Они связаны с условиями своего исполнения: «пешие» («пехотные») поются «под шаг»; «кавалерийские»  – поются под ход коня.
Раскрывая тему жанрового многообразия музыки,  обращаюсь  к жанру танца, его значению в жизни человека, разнообразию танцев разных времен и народов. Обязательно  указываю  на казачью хореографию, отличавшуюся большим своеобразием ,  где есть   элементы военной (боевой) гимнастики, скачек, пешего хода, джигитовки и т.д.
(5 слайд)
В процессе реализации темы  «Можем ли мы «услышать» живопись?» использую   репродукции жизни и быта казаков.
Для развития   музыкально- эстетическго опыта  учащихся   провожу аналогию между картинами и музыкой ; предлагаю ответить на вопросы: «Какая казачья песня «звучит» в данной картине?»,                     
«Звуки какого казачьего праздника вы услышали?» и т. д
(6 слайд)
Раскрывая тему «Преобразующая сила музыки», рассказываю  о боевых песнях казаков, большинство из которых по своему содержанию были призваны поднимать боевое настроение.
Здесь учим строевые и военные песни казаков, применяю  проблемный подход  - ответы  на вопросы о воздействии данной песни на слушателей и исполнителей, о том, помогала ли она казакам совершать подвиги, сплачиваться для борьбы с врагом и т. д.
 Любимым образом казачьего фольклора является образ коня, который играл огромную роль в жизни казака, был верным другом и надежной опорой всегда. Поэтому обращаемся к  казачьим  поговоркам, которые иллюстрируют  отношение казака  к коню: «Конь подо мной – то и Бог надо мной», «Казак сам не поест, а коня накормит», «Казаку конь себя дороже», «Без коня казак кругом сирота», «Казак без коня что солдат без ружья» и т.д.
В 5 классе  ряд уроков посвящены патриотизму,  такие как-
«Сила музыки в годы ВОВ», «Красота и  правда музыки о героях ВОВ».
На  уроке «Музыка с человеком в горе и радости» , где мы обращаемся к опере «Повесть о настоящем человеке»,  учащимся предлагается  поговорить о такой проблеме: если человек - герой, то какого жанра музыки он достоин?
В каком жанре композитор должен рассказать нам о нём?
--Я уже назвала свою тему самообразования- «Использование технологии проблемного обучения  как средство патриотического воспитания» .
Что  даёт проблемное обучение на уроках музыки:  (7 слайд)
1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства. 
2. Открытие неизвестного, нового. 
Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания. 
3. Практическая часть.   1 задание.  (10 мин)
Я хочу предложить  вам фрагменты  разработанного мною урока-исследования  «Сила патриотической песни» ,  где прослеживается тема самообразования.   
У каждого на столе лежит заранее приготовленная мной цветная карточка.  Предлагаю сесть в группы  в  соответствии с цветом карточек.    
Для начала определите степень взаимосвязи  картин.
 (показ  репродукций)
1.Репродукция П. Корина «Александр Невский».
2. Репродукция Дм. Костылев «Ледовое побоище. Поединок»
3. Репродукция В. Назарук «Ледовое побоище»
4.  Репродукция Луи Лежене «Бородинское сражение»
5. Репродукция А. Аверьянов «Князь Багратион в Бородинской битве»
6.Репродукция А.П. Шепелюк «М.Кутузов во время Бородинского сражения»
7. Репродукция А. Емельянов «Атака»
8. Репродукция  Ев. Редько «Позади Москва»
9. Репродукция Ек. Калиновской «Советские войска на улице Гатчины»
10. Репродукция Вас. Ходоковский  «Казаки в степи»
11. Репродукция В. Сурикова «Казаки».
12. Репродукция В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
(8 слайд)   -Вспомните  известные музыкальные произведения или песни, связанные с предложенной  эпохой и темой. 
Объясняю,  что:   (9 слайд)
синий цвет  объединил учащихся во времена  подвигов Александра Невского» (1 группа),
зелёный  цвет-  Отечественная война 1812года  (2 группа), (песня о Кутузове «Валаам»,  Поражение Бонапарта. Солдатская песни времен 1812 года - исп. хор     Валаамского монастыря
Разоренная дорожка. Солдатская песни времен 1812 года - 
Хоть Москва в руках французов. Солдатская песни времен 1812 года - исп.  
  хор Валаамского монастыря
 Скажи-ка, дядя, ведь недаром (сл. М.Ю. Лермонтова)
- красный - эпоха Великой Отечественной войны (3 группа),  
 - жёлтым цветом представлены  картины о казаках (4 группа).
2 задание. (10 мин)
Предлагаю поработать в группах  над следующим  заданием и продолжить наше исследование о силе патриотической песни.
 Сейчас прозвучат несколько песен.
 ( раздаю  тексты этих песен и таблицы музыкальных терминов  для каждой группы).
 Задание:  ответить на предложенный вам вопрос и вписать несколько терминов, характеризующих эмоции от прослушанной  патриотической песни.
Каждая группа работает только над одной песней.        (10 слайд)
               1 группа                     2группа                        3 группа                    4 группа
Едут по Берлину казаки  Казак уходил на войну            Казачья             Шли мы эскадронами
На экране слайд с планом  анализа для песен.    (11 слайд)
1) Какие чувства передаются в музыке?
2. Определение средств музыкальной выразительности.
(на столах таблицы муз-ных терминов)
Сейчас мы обратились в казачьим песням. Но все мы знаем, что патриотические  песни- это и военные песни,   песни о Родине, о родной природе, о матери и о школе. Мы не будем сейчас вспоминать  названия песен, я уверена, что каждый из присутствующих знает их много.  
Я напомню, что это был  фрагмент урока на тему «Сила патриотической песни».
Вопрос: Как вы думаете, так в чём сила патриотической песни? (ответы)
А сейчас я хочу предложить вам спеть казачью песню, которая называется
«Бравый атаман».  (12-15 слайды)
Постановка проблемного вопроса.  (5 мин) (16 слайд)
- Есть ли необходимость в современное время  вспоминать о войне, воспитывать молодёжь  на героических и патриотических произведениях?  Нужна ли эта тема?  
 А давайте представим, что на одном из таких уроков некоторые ученики могут ответить- нет , не нужна.
Как бы Вы поступили в такой ситуации?
На уроках  обращаюсь к  воспитанию эстетики  кадет в корпусах и школах.
Рассказываю о том, что казаки, помимо плясок и народных танцев, ещё в старину умели танцевать на балах разные классические танцы ,  в том числе и вальс.
3 задание.  (8 мин)   (17 слайд)
Предлагаю фрагмент урока «Сила вальсовой музыки», где также прослеживается тема самообразования.  (включаю фрагмент вальса)
В начале урока  при слушании  вальса  Ф. Шопена   задаются вопросы:
Какое настроение вызывает музыка?  
 Как  считается   вальс?
Вы умеете танцевать вальс?
Это современный танец?После ответов учащихся- постановка  проблемной ситуации:
Сегодня на уроке  мы найдём  ответ, современен ли танец вальс, почему он не «стареет» и  до сих пор нравится всем людям. В конце урока дети делают выводы.
Обратимся к одному из  фрагментов  этого урока, который  помогает детям ответить на вопрос о современности вальса.
Вопрос для участников (учителей):
- Где в современное время мы видим и слышим вальсы?
Ответы: в школе на выпускных балах,  на концертах,  на свадьбах…
 Про учителей и про школу  написано много песен, в том числе и вальсовых.
- А в кадетских школах и корпусах танцуют этот танец?   (ответы ) А современные  казаки танцуют вальс?  (просмотр видео )   (18 слайд)
В конце этого урока как рефлексия предлагается синквейн- (2 мин)
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.
 1 группа- 1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна    (вальс)
  2 строка- 2 прилагательных, описывающих тему  (австрийский, русский,  международный ,  безграничный , современный и т.д.)
2 группа- 3 строка- 3 глагола,  характеризующих действия  (кружится, путешествует, поёт , слышится, зовёт, вдохновляет,   возвышает  и т.д)
3 группа – 4 строка- короткое предложение, фраза из 4 слов (вальс не знает границ,  вальс, как способ общения,  вальс может танцевать каждый , дарит людям надежду и т.д.)
4 группа-5 строка- синоним или ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).   (мир , красота, вдохновение, радость и т.д.  (2 мин) 
В  6 и 7 кл.  обязательны уроки о воинах-интернационалистах, где учащиеся знакомятся с песенным творчеством  этих героев и историей нашей страны.
При слушании «Симфонии № 7» (Ленинградской) выдвигаю проблемный вопрос:
-Как вы считаете, эта симфония в те годы могла влиять на гражданско-патриотическое  воспитание подрастающего поколения. ( Да. Нет. Не уверен. Кто хочет аргументировать?)   Выслушиваем аргументы.
-А сегодня, на вас лично какое впечатление произвела  музыка Шостаковича?
 
Закончить  я хочу такими словами:  (19 слайд)
МУЗЫКА   – ОБОГАЩАЕТ ЖИЗНЬ,
А ЗНАЧИТ,  ОБОГАЩАЕТ КАЖДОГО ИЗ НАС.
Она имеет огромную преобразующую силу и оказывает мощное воздействие на чувства. И эти чувства есть у каждого из вас, потому что каждый из вас  –личность.
Спасибо за внимание!    (20 слайд)
  
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Очень интересно, много нового, ценного почерпнула для себя!
Даяна Алтынаманова, дата: 13.04.2016 в 14:46  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ