Статья "Правовое регулирование отношений в сфере образования"
Марина Куприянович
21.10.2015
2298
0
Законодательство, правовые вопросы
Куприянович Марина Олеговна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №1
города Архангельск Архангельской области
В Российской Федерации с состоянием дел в сфере образования напрямую связана не только государственная социальная политика, но и стратегия экономического развития государства. В современном обществе от уровня развития образования и его качества зависят практически все стороны государственной жизни и общественного развития: экономика, безопасность, научно-технический прогресс, культура, экология и т. д.
Очевидно, что столь значимый сегмент общественной жизни должен иметь адекватную правовую базу. Однако на протяжении ряда лет в России остро ощущалось несоответствие между общественно-политической значимостью образования, его особой ролью в процессе модернизации российской экономики, с одной стороны, и состоянием нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере образования, с другой стороны.
Принятый еще в 1992 г. Закон РФ «Об образовании»[2] уже в конце 90-х годов прошлого столетия нуждался в серьезном обновлении. Многочисленные поправки и дополнения сделали российское законодательство об образовании внутренне противоречивым. Однако, пожалуй, самая главная причина, заставившая правительство приступить к разработке нового базового закона об образовании, заключалась в том, что прежний закон был принят для регулирования еще советской модели образования. Череда реформ в образовании в конце 90-х годов и начале «нулевых» привела к кардинальному изменению самого объекта нормативно-правового регулирования, и решать задачу адаптации образовательного законодательства к новым реалиям в российском образовании требовалось через принятие нового базового законодательного акта.
Законодательство РФ в области образования включает в себя:
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №1
города Архангельск Архангельской области
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Аннотация: в данной статье рассмотрены и структурированы положения законодательства об образовании, касающиеся системы источников образовательного права в Российской Федерации.
Ключевые слова: правовое регулирование отношений в сфере образования; законодательство об образовании.
Ключевые слова: правовое регулирование отношений в сфере образования; законодательство об образовании.
В Российской Федерации с состоянием дел в сфере образования напрямую связана не только государственная социальная политика, но и стратегия экономического развития государства. В современном обществе от уровня развития образования и его качества зависят практически все стороны государственной жизни и общественного развития: экономика, безопасность, научно-технический прогресс, культура, экология и т. д.
Очевидно, что столь значимый сегмент общественной жизни должен иметь адекватную правовую базу. Однако на протяжении ряда лет в России остро ощущалось несоответствие между общественно-политической значимостью образования, его особой ролью в процессе модернизации российской экономики, с одной стороны, и состоянием нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере образования, с другой стороны.
Принятый еще в 1992 г. Закон РФ «Об образовании»[2] уже в конце 90-х годов прошлого столетия нуждался в серьезном обновлении. Многочисленные поправки и дополнения сделали российское законодательство об образовании внутренне противоречивым. Однако, пожалуй, самая главная причина, заставившая правительство приступить к разработке нового базового закона об образовании, заключалась в том, что прежний закон был принят для регулирования еще советской модели образования. Череда реформ в образовании в конце 90-х годов и начале «нулевых» привела к кардинальному изменению самого объекта нормативно-правового регулирования, и решать задачу адаптации образовательного законодательства к новым реалиям в российском образовании требовалось через принятие нового базового законодательного акта.
Законодательство РФ в области образования включает в себя:
- Конституцию РФ[1]
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[3]
- другие законы, принимаемые в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»
- нормативные правовые акты РФ (в т.ч. постановления Правительства)
- законы и иные правовые акты субъектов РФ в области образования.
В Конституции РФ[1], принятой 12.12.1993 г., образованию посвящена 43-я статья. Она лаконична, поэтому приведем ее полностью:
«1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Ныне действующий Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»[3] от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) принят Государственной Думой 21.12.12 г., одобрен Советом Федерации 26.12.12 г.
Под образованием в данном Законе понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В Статье 5 (пункте 3) закона «Об образовании РФ»[3] говорится: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые».
Федеральные законы в области образования:
«1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Ныне действующий Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»[3] от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) принят Государственной Думой 21.12.12 г., одобрен Советом Федерации 26.12.12 г.
Под образованием в данном Законе понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В Статье 5 (пункте 3) закона «Об образовании РФ»[3] говорится: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые».
Федеральные законы в области образования:
- разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;
- вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
2012 г. вошел в историю современного российского права как год вступления в силу нового федерального закона об образовании. Значение этого законодательного акта для всех сторон российской социально-экономической жизни, пожалуй, никем не ставится под сомнение. Никем не ставилась под сомнение и настоятельная необходимость законодательных реформ в сфере образования - прежний закон об образовании 1992 г. давно уже изжил себя. Удалось ли с принятием нового закона об образовании сформировать эффективную систему правового регулирования образования? - Ответ на этот вопрос спустя некоторое время даст правоприменительная практика.
Список используемых источников:
[1]Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
[2]Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. 1992. № 172. 31 июля.
[3]Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Список используемых источников:
[1]Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
[2]Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. 1992. № 172. 31 июля.
[3]Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Другие статьи
- Школьный дискуссионный клуб на английском языке как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции учащихся
- Использование куклы на уроках английского языка.
- Школьный журнал на английском языке как ресурс обучения и воспитания учащихся
- Реализация ФГОС: формирование письменной речи на уроках английского языка в начальной школе
- Этика, такт, стиль –основные составляющие профессиональной культуры педагога
- Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
- Развитие мышления как одной из составляющей интеллектуального развития подростков
- Моё призвание
- Развитие интеллектуальных способностей ученика
- Театральный проект
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.