Статья "Причины снижения успеваемости в начальной школе (из опыта работы методического объединения)"
Елена Фотеева
29.10.2015
20198
2
В помощь учителю
Фотеева Елена Николаевна
1 категория
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 7»
Г. Каменск-Уральский
Свердловская область
1 категория
Учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 7»
Г. Каменск-Уральский
Свердловская область
Причины снижения успеваемости в начальной школе
(из опыта работы методического объединения)
(из опыта работы методического объединения)
Анализируя успеваемость в начальной школе с переходом на ФГОС, было выявлено ежегодное ухудшение успеваемости учащихся.
2012-2013 г | 2013-2014 г | 2014-2015 г | |
Начало года | 41, 4% | 57,6% | 36,5% |
Конец года | 60% | 35,9% |
Сравнивая показатели качества знаний за три года, из представленной таблицы видно, что наблюдается отрицательная динамика, так как с каждым годом идёт снижение качества знаний. Чтобы выявить их причины, на школьном методическом объединении учителей начальных классов, мы обсудили эту проблему. Для этого все учителя разделились на 4 группы.
1 группа - обсуждала причины снижения успеваемости.
2 группа - это учителя.
3 группа – «родители».
4 группа – «учащиеся».
Вот какие результаты были получены после работы в группах.
Отчёт 1 группы:
Причины снижения успеваемости:
1.Невыполнение домашнего задания.
2.Нет контроля со стороны родителей.
3.Нежелание ребёнка хорошо учиться.
4.Забывание материала прошлого года.
5.Увеличение количества медлительных детей, которым нужны дифференцированные задания.
5.Большая нагрузка у учителя (бумажная работа).
6.Равнодушие родителей.
7.Скучные уроки (плохое техническое оснащение кабинетов)
Отчёт 2-ой группы. Группа учителей считает, что для улучшения качества знаний необходимо:
1.Группа продлённого дня.
2.Консультации для родителей (еженедельно).
3.Индивидуальная работа с учащимися.
4.Использование занимательного материала для заинтересованности предметом.
5.По русскому языку программу Канакиной поменять на Рамзаеву, так как у первого автора много тем из программы среднего звена и не очень хорошо составлены учебники 1 и 2 класса.
Отчёт 3-ей группы. Группа родителей считает, что для улучшения качества знаний, нужно:
1.Создать группу продлённого дня (минимум 1 час в день).
2.В классах КРО вернуть занятия коррекции.
3.Оснастить кабинеты необходимой техникой для проведения уроков по ФГОС.
4.Консультации для родителей.
5.Дополнительные занятия по предметам.
Отчёт 4-ой группы. Группа учащихся считает, что для повышения качества знаний, нужно:
- Пересмотреть критерии оценивания контрольных работ. Например, отметку «5» ставить, если работа выполнена без ошибок или допущена одна ошибка. Отметку «4» – за 2-3 ошибки, отметка «3» – за 4-6 ошибок.
Итог: из этой групповой работы были сделаны выводы, что для улучшения качества знаний учащихся, необходимо:
- Создать группу продлённого дня.
- Консультации для родителей.
- Индивидуальная работа с учащимися.
Рекомендации учителям:
Учителям начальной школы во второй четверти написать в дневниках расписание консультаций для родителей и дни для индивидуальной работы с учащимися. Вести еженедельный мониторинг успеваемости учащихся, которые закончили с одной четвёркой или одной тройкой.
Для учащихся:
Будет оформлен уголок с фотографиями отличников и ударников по классам, чтобы одноклассники гордились своими звёздочками.
Просьба к администрации школы:
Поощрить класс в конце года за стабильную успеваемость или повышение качества знаний в классах билетами в кино или сладкими призами.
Рекомендации родителям:
Учителям на родительских собраниях, индивидуальных беседах или выложить в электронный дневник и довести до сведений «Рекомендации для родителей»:
Учителям начальной школы во второй четверти написать в дневниках расписание консультаций для родителей и дни для индивидуальной работы с учащимися. Вести еженедельный мониторинг успеваемости учащихся, которые закончили с одной четвёркой или одной тройкой.
Для учащихся:
Будет оформлен уголок с фотографиями отличников и ударников по классам, чтобы одноклассники гордились своими звёздочками.
Просьба к администрации школы:
Поощрить класс в конце года за стабильную успеваемость или повышение качества знаний в классах билетами в кино или сладкими призами.
Рекомендации родителям:
Учителям на родительских собраниях, индивидуальных беседах или выложить в электронный дневник и довести до сведений «Рекомендации для родителей»:
- Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?", "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.
- Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.
- Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.
- Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
- Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.
- Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабо успевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
- Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
- Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению.
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
- Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.
- Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.
- Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.
- При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.
- Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.
- Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.
Давайте будем помогать друг другу!
Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить!
Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить!
Список использованных материалов:
Другие статьи
- Использование эвристических методов на уроках в начальной школе как средство развития умственной деятельности
- Модульное обучение в образовательном процессе
- Приоритетное направление развития информационной среды в системе образования
- Карта индивидуального роста как инструмент формирующего оценивания
- Игровые технологии на уроке музыки
- Формирование понятия времени. Обучение измерению времени
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- Развитие интеллектуальных способностей ученика
- Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся
- Проектная деятельность как способ организации воспитательного процесса в условиях ФГОС
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Спасибо за объяснение причин снижения успеваемости, и самое главное- за советы родителям! Эти советы -рекомендации можно разметить на школьных сайтах , конечно же, использовать на родительских собраниях! Спасибо, Елена Николаевна!
Валентина Федоровна Шайдурова, дата: 29.10.2015 в 21:47
#2 Полностью согласна с размышлениями автора о причинах школьной неуспеваемости. Это проблема волнует ежегодно каждого педагога, который неравнодушен к результативности и эффективности своей работы. Действительно, с проблемой школьной неуспеваемостью можно бороться только выявив её причины
Наталья Чубаева, дата: 30.10.2015 в 20:36
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.