Статья "Основные принципы воспитания детей в семье"
Марина Куприянович
23.11.2015
2773
3
Воспитательная работа
Куприянович Марина Олеговна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №1
города Архангельск
Архангельской области
Воспитание детей – это вечный вопрос. Каждый родитель рано или поздно сталкивается с проблемами непослушания, неадекватного поведения своих чад, отсутствия контакта и взаимопонимания.
Каковы же основные принципы воспитания детей в семье, учитывая реалии нашей современной жизни? Попробуем разобраться в этом непростом, как показывает практика, вопросе.
Самое главное в процессе любого воспитания, в том числе семейного, - сохранение контакта с ребенком. Не будет контакта, не будет возможности услышать друг друга, появится стена непонимания, а затем и отчуждения между взрослым и ребенком. Именно это в реальности довольно часто происходит в подростковом возрасте, когда идет нарушение привычных эмоциональных связей родителей и подросшего отпрыска. Он ожидает восприятия себя полноценным взрослым, однако родители все еще (часто непроизвольно) воспринимают его как ребенка, дают советы, которые тот резко негативно воспринимает. Все это нарушает привычный эмоциональный контакт, что препятствует дальнейшему процессу воспитания. По сути, оно прекращается.
Поддержание контакта с ребенком (не зависимо от того, дорос он до возраста тинэйджеров или еще нет) напрямую зависит от поведения взрослых членов семьи. Ребенок контактен изначально. Он открыт к любым формам позитивного взаимодействия с родителями. Другое дело, что мы сами часто нарушаем первоначальную гармонию отношений. Нас раздражает живость и непосредственность малышей, требовательность подростков и их претензии на взрослую жизнь. Довольно часто вместо конструктивного взаимодействия с ребенком в тех или иных формах диалога или совместной деятельности мы убегаем в своеобразную «скорлупу» нежелания сотрудничать. Как часто мы озвучиваем лишь свое желание остаться в покое. Фразы типа «отстань от меня», «потерпи», «подожди» и т.д. выдают наше нежелание проявить фантазию и наладить качественное и позитивное взаимодействие с ребенком. И еще чаще мы требуем того же самого невербально, с помощью мимики, жестов. По сути, основным принципам воспитания детей в семье соответствуют наши позитивные ожидания результатов этого процесса.
Каким мы хотим видеть своих детей в будущем? Добрыми, общительными, отзывчивыми на чужую беду и защищающими свои собственные позиции в этом мире, открытыми и одновременно осторожными и предусмотрительными. А ведь для достижения этих целей достаточно изо дня в день демонстрировать детям подобное поведения, напитывая их образцом таких поведенческих норм. Но как непросто осуществить это в реальности, поскольку мы сами несовершенны! Как часто вместо позитивных ненавязчивых примеров должного поведения наши дети видят в нас досужих моралистов, умеющих красиво объяснить им, как необходимо себя вести, но часто не подтверждающих эти принципы в своей собственной повседневной жизни. Важно стараться изжить такую практику. Ведь наши дети готовы отзываться на любые позитивные перемены!
Безусловно, основные принципы всякой педагогики (и особенно семейной) должны быть основаны на любви. Однако любовь в семье предполагает и прощение провинности, и разумное наказание за проступок; и мирные отношения, и дисциплину и помощь другим; добрую позитивную атмосферу и сохранение традиционной иерархии между членами семьи. Последнее особенно значимо для детей. Им жизненно необходимо (для адекватного и качественного психологического развития и личностного роста) реально чувствовать, что папа – глава семьи, добытчик и защитник; мама – его верная помощница и единомышленница. Дети впитывают эти нормы. И уже не имеет значения, что в семье работают и папа, и мама. Напротив, важно подчеркивать (в обращении с ребенком, особенно маленьким), что главный добытчик в семье – отец, его надо жалеть, помогать и слушаться. Мама же работает не так интенсивно, основная ее роль – занятия с детьми. Помните, что как только Вы станете преподносить семейную иерархию в другом виде (мама главнее папы или они одинаковы и равны), авторитет обоих родителей в глазах ребенка упадет. В итоге Вы можете столкнуться и с непослушанием (в том числе демонстративным), и с нарушением здорового контакта между родителями и детьми. Естественно, Вам этого не нужно!
Конечно, и без традиционных форм воспитания детей в семье нам не обойтись. Мамины разъяснения, адресованные дошкольнику, например, и о том, как нужно себя вести и как не нужно, все равно важны. Просто их не должно быть слишком много. В противном случае Вас не услышат, а постараются побыстрее забыть навязчивые многословные нотации. Как правило, частое применение на практике таких методов приводит к обратным результатам, и воспитание дает сбои.
Наличие нескольких детей в семье заметно облегчает весь процесс воспитания. Специалисты утверждают, что достаточно правильно воспитать старшего ребенка, вложить в него максимум любви и поддержки (при сохранении разумной дисциплины и добрых отношений в целом). Младшие дети, особенно если их больше одного, будут подхватывать образцы его поведения, копировать и таким нехитрым путем легко и непринужденно усваивать нормы взаимодействия с каждым членом социума, правила поведения и деятельной активности в рамках группы и т.д. То же подтверждает многовековая практика воспитания детей в традиционных культурах, в том числе в нашей отечественной. Неплохо бы перенять что-то из позитивных образцов опыта прошлых поколений в наши дни!
Каждый родитель любит своего ребенка и желает ему всего самого лучшего. Часто это приводит к тому, что родители беспрекословно исполняют любое желание ребенка. Это большая ошибка. Такая родительская безотказность развивает в характере ребенка эгоизм, жадность и безразличие к окружающим. Большинство детей, привыкнув к постоянному потаканию родителей, выражают недовольство при любом отказе их требованиям, причем недовольство их проявляется в приступах истерики, злобы или гнева на родителей.
Другая воспитательная крайность – излишняя строгость с ребенком. В этом случае ребенку запрещают практически все. Это развивает в его характере замкнутость, излишнюю скромность и болезненную стеснительность.
Как найти «золотую середину» в воспитании ребенка? Обычно излишнюю любовь к ребенку проявляют бабушки и дедушки, которые задаривают кроху игрушками и сладостями. Малыш знает, что он всего может добиться от них своими капризами, и состояние требования становится его обычным состоянием.
Если ребенку отказывают в чем-то, он начинает упрекать родителей в том, что они его не любят, может заплакать, устроить истерику. В такой ситуации нужно как можно более простым и доступным языком объяснить малышу причину отказа, не унижая его и не заставляя оправдываться. Чтобы малыш не превратился в диктатора, нужно четко дать ему понять, что слово родителей – закон, спорить с ними и нехорошо. Нужно обеспечить родительский авторитет как можно раньше, чтобы ребенок в дальнейшем относился к обоим родителям с уважением, чтобы ваше мнение было для него значимым.
При этом не обязательно портить отношения с малышом. Многие дети понимают взрослых, если им правильно объяснить, что их поведение является некрасивым. Поощряйте хорошие поступки ребенка, приучайте его к доброте, милосердию, щедрости. Такие качества, бесспорно, самым благоприятным образом воздействуют на характер маленького человека. Если ребенок рано приучится делиться со сверстниками сладостями и игрушками, это избавит его от многих проблем в общении в дальнейшей жизни.
Не стоит практиковать другую воспитательную крайность. Некоторые родители держат детей в полном подчинении и позволяют себе в общении с ними такие фразы, как: «Помолчи!», «Не лезь!», «Отстань!», «Выйди вон!». Этого делать также нельзя, потому что такое общение ранит психику ребенка. Он начинает бояться людей, замыкается в себе, приобретает массу комплексов. Обычно малыши, воспитывающиеся в подобных условиях, начинают недоброжелательно относиться к своим родителям, бояться их. Нужно понимать, что ребенок – это маленькая личность. Не все его требования бессмысленны и эгоистичны.
Для того, чтобы избегать двух вышеперечисленных крайностей воспитания, придерживайтесь следующих правил поведения с детьми:
- Внимательно относитесь ко всем требованиям ребенка. Различайте его действительные потребности и прихоти. Не пропускайте мимо ушей просьбы малыша.
- Твердо стойте на своем, отказываясь исполнять каприз ребенка. Только поняв, что ему не переспорить родителя, малыш успокоится и осознает, что если мама или папа сказали «нет», то это значит «нет». Если же вы замечаете успехи в поведении малыша, обязательно скажите ему это, поблагодарите его за это.
- Чаще разговаривайте с ребенком. Расскажите ему, что такое «хорошо себя вести» и что такое «плохо себя вести». Покажите ему примеры разного поведения других детей на улице, в магазине, в детском саду. Очень часто такие «живые» примеры плохого поведения имеют большой воспитательный эффект.
- Строите доброжелательные отношения с ребенком. Станьте другом своему ребенку с самого раннего возраста, ведь это обеспечит вам хорошие отношения и взаимопонимание в его подростковом возрасте, что очень важно. Дети не любят строгих наставников, но прислушиваются к каждому слову старших товарищей.
Кем станете вы для своего ребенка – решать только вам.
Список использованной литературы:
1. Веб-сайт Женский журнал - раздел Психология и развитие // [Электронный ресурс]. URL: www.allwomens.ru/5949-osnovnye-principy-vospitaniya-detej-v-seme.html (дата обращения: 22.11.2015);
2. Веб-сайт Женский журнал - раздел Психология и развитие // [Электронный ресурс]. URL: www.allwomens.ru/4273-kak-najti-zolotuyu-seredinu-v-vospitanii-rebenka.html (дата обращения: 22.11.2015).
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №1
города Архангельск
Архангельской области
Основные принципы воспитания детей в семье
Воспитание детей – это вечный вопрос. Каждый родитель рано или поздно сталкивается с проблемами непослушания, неадекватного поведения своих чад, отсутствия контакта и взаимопонимания.
Каковы же основные принципы воспитания детей в семье, учитывая реалии нашей современной жизни? Попробуем разобраться в этом непростом, как показывает практика, вопросе.
Самое главное в процессе любого воспитания, в том числе семейного, - сохранение контакта с ребенком. Не будет контакта, не будет возможности услышать друг друга, появится стена непонимания, а затем и отчуждения между взрослым и ребенком. Именно это в реальности довольно часто происходит в подростковом возрасте, когда идет нарушение привычных эмоциональных связей родителей и подросшего отпрыска. Он ожидает восприятия себя полноценным взрослым, однако родители все еще (часто непроизвольно) воспринимают его как ребенка, дают советы, которые тот резко негативно воспринимает. Все это нарушает привычный эмоциональный контакт, что препятствует дальнейшему процессу воспитания. По сути, оно прекращается.
Поддержание контакта с ребенком (не зависимо от того, дорос он до возраста тинэйджеров или еще нет) напрямую зависит от поведения взрослых членов семьи. Ребенок контактен изначально. Он открыт к любым формам позитивного взаимодействия с родителями. Другое дело, что мы сами часто нарушаем первоначальную гармонию отношений. Нас раздражает живость и непосредственность малышей, требовательность подростков и их претензии на взрослую жизнь. Довольно часто вместо конструктивного взаимодействия с ребенком в тех или иных формах диалога или совместной деятельности мы убегаем в своеобразную «скорлупу» нежелания сотрудничать. Как часто мы озвучиваем лишь свое желание остаться в покое. Фразы типа «отстань от меня», «потерпи», «подожди» и т.д. выдают наше нежелание проявить фантазию и наладить качественное и позитивное взаимодействие с ребенком. И еще чаще мы требуем того же самого невербально, с помощью мимики, жестов. По сути, основным принципам воспитания детей в семье соответствуют наши позитивные ожидания результатов этого процесса.
Каким мы хотим видеть своих детей в будущем? Добрыми, общительными, отзывчивыми на чужую беду и защищающими свои собственные позиции в этом мире, открытыми и одновременно осторожными и предусмотрительными. А ведь для достижения этих целей достаточно изо дня в день демонстрировать детям подобное поведения, напитывая их образцом таких поведенческих норм. Но как непросто осуществить это в реальности, поскольку мы сами несовершенны! Как часто вместо позитивных ненавязчивых примеров должного поведения наши дети видят в нас досужих моралистов, умеющих красиво объяснить им, как необходимо себя вести, но часто не подтверждающих эти принципы в своей собственной повседневной жизни. Важно стараться изжить такую практику. Ведь наши дети готовы отзываться на любые позитивные перемены!
Безусловно, основные принципы всякой педагогики (и особенно семейной) должны быть основаны на любви. Однако любовь в семье предполагает и прощение провинности, и разумное наказание за проступок; и мирные отношения, и дисциплину и помощь другим; добрую позитивную атмосферу и сохранение традиционной иерархии между членами семьи. Последнее особенно значимо для детей. Им жизненно необходимо (для адекватного и качественного психологического развития и личностного роста) реально чувствовать, что папа – глава семьи, добытчик и защитник; мама – его верная помощница и единомышленница. Дети впитывают эти нормы. И уже не имеет значения, что в семье работают и папа, и мама. Напротив, важно подчеркивать (в обращении с ребенком, особенно маленьким), что главный добытчик в семье – отец, его надо жалеть, помогать и слушаться. Мама же работает не так интенсивно, основная ее роль – занятия с детьми. Помните, что как только Вы станете преподносить семейную иерархию в другом виде (мама главнее папы или они одинаковы и равны), авторитет обоих родителей в глазах ребенка упадет. В итоге Вы можете столкнуться и с непослушанием (в том числе демонстративным), и с нарушением здорового контакта между родителями и детьми. Естественно, Вам этого не нужно!
Конечно, и без традиционных форм воспитания детей в семье нам не обойтись. Мамины разъяснения, адресованные дошкольнику, например, и о том, как нужно себя вести и как не нужно, все равно важны. Просто их не должно быть слишком много. В противном случае Вас не услышат, а постараются побыстрее забыть навязчивые многословные нотации. Как правило, частое применение на практике таких методов приводит к обратным результатам, и воспитание дает сбои.
Наличие нескольких детей в семье заметно облегчает весь процесс воспитания. Специалисты утверждают, что достаточно правильно воспитать старшего ребенка, вложить в него максимум любви и поддержки (при сохранении разумной дисциплины и добрых отношений в целом). Младшие дети, особенно если их больше одного, будут подхватывать образцы его поведения, копировать и таким нехитрым путем легко и непринужденно усваивать нормы взаимодействия с каждым членом социума, правила поведения и деятельной активности в рамках группы и т.д. То же подтверждает многовековая практика воспитания детей в традиционных культурах, в том числе в нашей отечественной. Неплохо бы перенять что-то из позитивных образцов опыта прошлых поколений в наши дни!
Как найти «золотую середину» в воспитании ребенка?
Каждый родитель любит своего ребенка и желает ему всего самого лучшего. Часто это приводит к тому, что родители беспрекословно исполняют любое желание ребенка. Это большая ошибка. Такая родительская безотказность развивает в характере ребенка эгоизм, жадность и безразличие к окружающим. Большинство детей, привыкнув к постоянному потаканию родителей, выражают недовольство при любом отказе их требованиям, причем недовольство их проявляется в приступах истерики, злобы или гнева на родителей.
Другая воспитательная крайность – излишняя строгость с ребенком. В этом случае ребенку запрещают практически все. Это развивает в его характере замкнутость, излишнюю скромность и болезненную стеснительность.
Как найти «золотую середину» в воспитании ребенка? Обычно излишнюю любовь к ребенку проявляют бабушки и дедушки, которые задаривают кроху игрушками и сладостями. Малыш знает, что он всего может добиться от них своими капризами, и состояние требования становится его обычным состоянием.
Если ребенку отказывают в чем-то, он начинает упрекать родителей в том, что они его не любят, может заплакать, устроить истерику. В такой ситуации нужно как можно более простым и доступным языком объяснить малышу причину отказа, не унижая его и не заставляя оправдываться. Чтобы малыш не превратился в диктатора, нужно четко дать ему понять, что слово родителей – закон, спорить с ними и нехорошо. Нужно обеспечить родительский авторитет как можно раньше, чтобы ребенок в дальнейшем относился к обоим родителям с уважением, чтобы ваше мнение было для него значимым.
При этом не обязательно портить отношения с малышом. Многие дети понимают взрослых, если им правильно объяснить, что их поведение является некрасивым. Поощряйте хорошие поступки ребенка, приучайте его к доброте, милосердию, щедрости. Такие качества, бесспорно, самым благоприятным образом воздействуют на характер маленького человека. Если ребенок рано приучится делиться со сверстниками сладостями и игрушками, это избавит его от многих проблем в общении в дальнейшей жизни.
Не стоит практиковать другую воспитательную крайность. Некоторые родители держат детей в полном подчинении и позволяют себе в общении с ними такие фразы, как: «Помолчи!», «Не лезь!», «Отстань!», «Выйди вон!». Этого делать также нельзя, потому что такое общение ранит психику ребенка. Он начинает бояться людей, замыкается в себе, приобретает массу комплексов. Обычно малыши, воспитывающиеся в подобных условиях, начинают недоброжелательно относиться к своим родителям, бояться их. Нужно понимать, что ребенок – это маленькая личность. Не все его требования бессмысленны и эгоистичны.
Для того, чтобы избегать двух вышеперечисленных крайностей воспитания, придерживайтесь следующих правил поведения с детьми:
- Внимательно относитесь ко всем требованиям ребенка. Различайте его действительные потребности и прихоти. Не пропускайте мимо ушей просьбы малыша.
- Твердо стойте на своем, отказываясь исполнять каприз ребенка. Только поняв, что ему не переспорить родителя, малыш успокоится и осознает, что если мама или папа сказали «нет», то это значит «нет». Если же вы замечаете успехи в поведении малыша, обязательно скажите ему это, поблагодарите его за это.
- Чаще разговаривайте с ребенком. Расскажите ему, что такое «хорошо себя вести» и что такое «плохо себя вести». Покажите ему примеры разного поведения других детей на улице, в магазине, в детском саду. Очень часто такие «живые» примеры плохого поведения имеют большой воспитательный эффект.
- Строите доброжелательные отношения с ребенком. Станьте другом своему ребенку с самого раннего возраста, ведь это обеспечит вам хорошие отношения и взаимопонимание в его подростковом возрасте, что очень важно. Дети не любят строгих наставников, но прислушиваются к каждому слову старших товарищей.
Кем станете вы для своего ребенка – решать только вам.
Список использованной литературы:
1. Веб-сайт Женский журнал - раздел Психология и развитие // [Электронный ресурс]. URL: www.allwomens.ru/5949-osnovnye-principy-vospitaniya-detej-v-seme.html (дата обращения: 22.11.2015);
2. Веб-сайт Женский журнал - раздел Психология и развитие // [Электронный ресурс]. URL: www.allwomens.ru/4273-kak-najti-zolotuyu-seredinu-v-vospitanii-rebenka.html (дата обращения: 22.11.2015).
Другие статьи
- Гиперактивный ребенок в школе
- Организация работы методического объединения учителей начальных классов по изучению и применению современных образовательных технологий
- Секреты оформления школьного издания
- Роль оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики
- Некоторые подходы в воспитании ребёнка
- Эффективность использования образовательных технологий и методик на уроках математики (из опыта работы)
- Проектная деятельность на уроках музыки
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- Раздельное обучение мальчиков и девочек в Великобритании
- Информационно-коммуникационные технологии в работе классного руководителя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Статья очень актуально! В современном мире всё смешалось. Родители иногда забывают о том, что они родители. Иногда возникает ассоциация со словом "родить". Другие же , наоборот, осуществляют чрезмерную опеку. Правильно подмечает автор: где найти золотую середину? Я тоже придерживаюсь мнения, что необходимо следить за возрастом и изменением ребёнка. Уметь быть разной, но чётко следовать поставленной цели: воспитать достойного человека. Как бы нам не хотелось об этом думать, но ещё вместе с этим мы воспитываем свою старость. Спасибо!
Татьяна Пылаева, дата: 24.11.2015 в 21:41
#2 Я согласна, что эта статья актуальна. Но в наше время,когда родителям не хватает времени для ребенка, а надо заработать деньги, чтобы его одеть и обуть, ребенок часто остается предоставлен сам себе.И тогда воспитанием его занимается улица. И это очень страшно.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 25.11.2015 в 18:22
#3 Все идет из семьи. Как бы мы на говорили о нехватке времени родителей для детей, какими бы фактами о сложности современной жизни не оперировали, но все идет из семьи. Родительскую любовь нельзя заменить ни участием учителя в жизни ребенка, ни включением бабушек и дедушек в процесс воспитания. А главным орудием воспитания является личный пример. Это еще в наши далекие студенческие времена было доказано) Что ребенок видит перед глазами, то в нем и оседает на веки вечные.
Елена Маратовна Онищук, дата: 27.11.2015 в 13:52
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.