Статья "Я - профессионал в библиотечном деле"
педагог-библиотекарь,
1 квалификационная категория,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Каменск-Уральский Свердловская область
Я - профессионал в библиотечном деле
А могу ли я себя назвать «Профессиональном в библиотечном деле». Возникает сразу вопрос: «Какие требования/критерии должны предъявляться к профессии библиотекаря и к его личным качествам, чтобы получить столь высокое звание?». На мой взгляд, это конечно образование. У меня за плечами: ЧГАКИ, я библиограф-библиотекарь. Профессиональная переподготовка свыше 500 часов: «Менеджмент в сфере образования», «Начальное образование». Курсы повышения квалификации.
Желание совершенствоваться – у меня на высоте. Это регулярные просмотры вебинаров, участие в семинарах. На сегодняшний день самой актуальной темой для размышления школьных библиотекарей является введение с 1 сентября 2015 электронных учебников. И по этому поводу у меня есть определенные выводы и задумки. Но об этом в другой раз.
Поэтому критерий профессиональной обучаемости, который определяется готовностью библиотекаря к принятию профессионального опыта от других людей, а также проявление профессиональной открытости во мне присутствует.
Профессионал стремится индивидуализировать свой труда, само реализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии. Так про себя могу сказать, что я индивидуальна, неповторима, у меня индивидуальный стиль обслуживания читателей, свои подходы и методы, оригинальность взгляда на окружающую действительность.
Для успешного выполнения своих функций библиотека нуждается в контактах со множеством партнеров – это еще один критерий. Благодаря внебиблиотечным контактам возможности библиотеки увеличиваются, сфера его действия расширяется. Эти контакты придают библиотеке дополнительный вес в обществе, способствуют реализации их основного назначения. По моей инициативе, в рамках сотрудничества с Центральной детской библиотекой им. П.П. Бажова, проведены классные часы «Основной закон РФ для малышей», «Школы разных стран», урок мужества «Сталинградская битва». Совместно с Государственным научно-техническим архивом проведены Дни патриотического воспитания.
Критерий определенный современными требованиями к образованию, а следовательно и к библиотекарю – это владение информационно-коммуникационными технологиями. Моя библиотека может предоставить широкий диапазон современных информационных продуктов и услуг на основе электронных каталогов других библиотек, электронных библиотек образовательных и просветительских изданий, электронных учебников, использование справочно-правовых систем, баз данных, интернет ресурсов и сервисов. Кроме этого в работе использую электронные периодические издания, сайты и блоги писателей и другие ЭОР активно используются в библиотечной работе в качестве электронного справочно-библиографического фонда. С появлением компьютерной техники расширились возможности библиотекаря. Мною были автоматизированы следующие «бумажные процессы»: планирование, ведение дневника работы (статистический анализ работы), создание привлекательных книжных выставок, организация экспозиций в виртуальном пространстве; накопление фото- и видеоматериалов для портфолио библиотеки; составление актов на списание; книга суммарного учета учебников. Мною были освоены следующие программы и онлайн сервисы, которые мне помогают в работе: •Prezi.com; • Picasa 3;• Adobe Photoshop; • Sony Vegas Pro 10; • Сервис Sparkol VideoScribe; www.powtoon.com ; • LearningApps.org является приложением Web 2.0.
А библиотека 21 века активно меняет свой облик, стиль деятельности, приобретает новый имидж путем использования новых, нетрадиционных средств информационных коммуникаций. Современные пользователи библиотеки – люди нового поколения, и библиотека, в свою очередь, должна расти вместе с ними на их языке, ведь это простое и давно известное правило установления доброжелательного контакта и построения диалога между библиотекой и читателем. Поэтому сегодня развитие школьной библиотеки я связываю с концепцией «Библиотека Web 2.0», которая подразумевает, в том числе новые методы и принципы взаимодействия с читателем в цифровую эпоху. В эпоху Web 2.0 школьная библиотека разрушает барьеры (физические, географические, временные, пространственные), становится «вездесущей» для пользователей.
Присутствие библиотеки в социальных сетях уже не мода, а необходимость, поэтому с апреля 2014 года мною была создана и продолжает развиваться группа «Информационно-библиотечный центр школы №7» в социальной сети, основанная на внедрение нетрадиционных поисковых систем, информационно-библиотечном обслуживании, в том числе состоящих из документов, организованных в виде экспозиций (выставок).
Школьные библиотеки всегда были ресурсными базами в образовании, но в связи с модернизацией образования информационная функция библиотеки также претерпевает определенные изменения. Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта, стимулировало появление новых форм библиотечной работы, значительно расширило функции библиотеки и библиотекаря. Библиотеки переживают «вторжение» смежных отраслей культуры: создание кукольных и драматических театров, кружков социальной направленности, создание музеев и мини-музеев. Все эти направления носят информативный, развивающий, коммуникативный характер. Поэтому ставлю своей целью вовлечение обучающихся в коллективное творчество, в исследовательскую и проектную деятельность.
Так за этот учебный год учащиеся нашей школы под моим кураторством участвовали в 8 всероссийских и международных конкурсам с занятием призовых мест. Учащейся 4А класса была написана научно-исследовательская работа по теме «Мемориалы Великой Отечественной войны на карте города Каменска-Уральского».
В рамках проектной деятельности участвовали во Всероссийском сетевом межшкольном проекте «Карта памяти». Научно-практическую работу отправили на различные конкурсы и получили очень приятные результаты: 1 место во Всероссийском творческом конкурсе исследовательских проектов, посвященного 70-летию Победы в ВОв «Никто не забыт, ничто не забыто»; 3 место во Всероссийском творческом конкурсе "Рассударики" в номинации «Детские исследовательские и научные работы, проекты».
А в условиях острых социальных проблем усложняется работа библиотекаря. Он должен взять на себя функцию культуросбережения, социальной защиты, сохранения здоровья детей.
В этом можно убедиться на примере работы «Дружины юных пожарных» и «Отряда юных инспекторов движения», на базе школьной библиотеки.
Я применяю в своей работе поиск информации через справочно-библиографические, справочно-правовые и периодические издания. Это помогает мне как руководителю кружков «Дружина юных пожарных» и «Отряд юных инспекторов движения» для учащихся начальных классов успешно и интересно проводить акции «Дорога в школу», «Правила поведения при запахе газа» и мероприятия «Посвящение в пешеходы первоклассников», «Профессия-пожарный». Дети распространяли памятки по безопасному поведению в период новогодних праздников среди учащихся школы, были организованы конкурсы рисунков: «Я - за здоровый образ жизни», «Осторожно! Тонкий лед!» и праздник «День защиты детей» с применением ИКТ. Участники ДЮПа и ЮИДа неоднократно были участниками и призерами школьных, городских, всероссийских олимпиад и конкурсов.
Портфолио как технология оценки профессионализма работника библиотеки. Мое портфолио размещено на сайте Учпортфолио. Что подтвердит все выше сказанное и послужит хорошей доказательной базой моего эссе.
Таким образом, профессионалом можно, по-видимому, считать библиотекаря, который достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности учащихся. Стремится индивидуализировать свой труд, а также осознанно развивает свою индивидуальность средствами профессии. Библиотекарь открыт для профессионального постоянного обучения, накопления опыта, изменения, внедрения инноваций. В то же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада и расширения своей сферы деятельности. И все это обо мне.
- Развитие произвольного внимания у младших школьников на уроках русского языка
- Развитие учебной мотивации через организацию урочной и внеурочной деятельности по математике у учащихся 5- 7 классов.
- Марафон школьных СМИ
- Использование развивающих игр при организации внеурочной деятельности с одарёнными детьми
- Изучение детей с умеренной умственной отсталостью в образовательном учреждении
- Десять секретов счастья
- Сплочение детского коллектива ( из опыта работы)
- Проведение экологических акций как одно из условий работы по достижению личностных результатов
- Педагогическая этика учителя
- Детям нужны воспитатели