Статья "Методические рекомендации по проведению урока в рамках апробации электронного учебника издательства "Русское слово""
Татьяна Волкова
04.02.2016
15670
3
Методика преподавания
Волкова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории,
МАОУ СОШ №22,
Тамбовская область
Методические рекомендации к проведению урока русского языка в рамках апробации электронного учебника издательства «Русское слово»
Неотъемлемой составной частью единого образовательного пространства являются новые цифровые образовательные ресурсы, в том числе и технология электронного обучения. Технология электронного обучения позволяет по-новому использовать на уроках различные виды информации: текстовую, звуковую, графическую, видеоинформацию.
Основные понятия электронного обучения определяются Законом «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. (Ст.16,п.1).
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Актуальность электронного обучения в современной школе обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. Изменения, вызванные стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, происходят практически во всех сферах деятельности, и сфера обучения не является исключением.
В Государственной программе развития образования до 2020 года электронное обучение названо одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.
Стратегия развития образования XXI века ориентирована на подготовку выпускников, принципом которых должно стать «обучение через всю жизнь» в открытом информационно-образовательном пространстве. Механизмом перехода на новую парадигму обучения является электронное обучение. Технологизация учебного процесса на основе интеграции информационно-коммуникационных и педагогических технологий становится необходимым условием массового качественного образования.
Основные понятия электронного обучения определяются Законом «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. (Ст.16,п.1).
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Актуальность электронного обучения в современной школе обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. Изменения, вызванные стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, происходят практически во всех сферах деятельности, и сфера обучения не является исключением.
В Государственной программе развития образования до 2020 года электронное обучение названо одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов.
Стратегия развития образования XXI века ориентирована на подготовку выпускников, принципом которых должно стать «обучение через всю жизнь» в открытом информационно-образовательном пространстве. Механизмом перехода на новую парадигму обучения является электронное обучение. Технологизация учебного процесса на основе интеграции информационно-коммуникационных и педагогических технологий становится необходимым условием массового качественного образования.
В настоящее время проходит апробация и экспертиза электронных учебников под редакцией Е.А. Быстровой издательства «Русское слово» на планшетных компьютерах. Авторы линии учебников ‑ Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С.Антонова, ‑ опираясь на традиции в создании учебной литературы, в то же время учли утверждающиеся сегодня тенденции в обновлении методического аппарата учебника, содержания предмета для достижения новых целей обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
освоение знаний о предмете «Русский язык», его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
освоение знаний о предмете «Русский язык», его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Электронный учебник (ЭУ) основывается на современных подходах к обучению: дидактических — личностноориентированном и деятельностном; лингводидактическом — сознательно (когнитивно)-коммуникативном.
В соответствии с обозначенными выше целями курс русского языка в 6 классе составляет содержательные линии, формирующие:
— коммуникативную компетенцию;
— лингвистическую и языковую компетенции;
— культуроведческую компетенцию.
— лингвистическую и языковую компетенции;
— культуроведческую компетенцию.
Что же такое электронный учебник? Обратимся к одному из определений. Электронный учебник – учебное электронное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Электронный учебник представляет собой соединение трёх контентов: образовательного (предметное содержание), интерактивного (различные формы взаимодействия пользователя с образовательным контентом), мультимедийного (синтез текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео информации).
На странице электронного учебника имеются значки «Страницы», «Содержание», «Закладки», «Интерактивное задание» (на уроках мы его называем Упражнение-карандаш), «Палитра» и т.д., значительно расширяющие возможности обычного учебника.
Двумя кликами открывается нужный фрагмент, страницы перелистываем пальцем, также найти нужную страницу учебника можно благодаря инструментарию поиска информации. Таким образом, учитель решает не только задачу освоения предметного содержания, но и имеет возможность сформировать у учащихся устойчивую мотивацию к обучению. Обращение к видеофайлам разной жанровой направленности (к сожалению, для уроков русского языка их мало представлено) поможет сформировать представление о многообразии мира.
Использование гиперссылок в текстах учебника способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи (метапредметные результаты). Формированию умения владеть навыками самоконтроля, самооценки и выбора принятия решений в учебной и познавательной деятельности способствует обращение к тестовым интерактивным заданиям, при выполнении которых у учащихся появляется возможность пройти его ещё раз, если были допущены ошибки.
Для формирования навыка смыслового чтения (метапредметные результаты) можно обратиться к аудиофайлам (например, при чтении текста изложения), в которых представлены образцы данного вида навыка.
Обращение к галерее изображений поможет обогащению внутреннего мира учащегося, формированию умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
В данном ЭУ теоретический материал излагается порционно, выделяется фоновой рамкой, что существенно облегчает восприятие научных сведений.
В данном учебнике большое количество практических заданий дифференцировано по уровню сложности, специальным значком выделены задания повышенной сложности, творческие задания имеют помету «Задание по выбору» и предоставляют ученику самостоятельно выбрать форму и тему творческой работы.
Познавательны и интересны рубрики «Говорим правильно» (орфоэпические, грамматические нормы), «Знаете ли вы что…» (знакомство с этимологией и употреблением слов, особенности других языков), «Наш помощник Интернет» (выполнение заданий направлено на обращение к определенным сайтам, что является актуальным на сегодняшний день), «Проверяем себя» (проверка уровня усвоения теоретического и практического материала, причём многие задание представлены в формате ОГЭ или ЕГЭ.
Чётко прослеживаются и межпредметные связи: представлены тексты из учебника математики, биологии, истории, географии, литературы, практические задания также предполагают обращение к учебникам других дисциплин.
Подборка текстов упражнений, безусловно, способствует формированию чувства патриотизма, бережному отношению к окружающему миру, родному языку, толерантному отношению друг к другу.
Электронный учебник используется на всех типах уроках полностью или частично.
Электронный учебник представляет собой соединение трёх контентов: образовательного (предметное содержание), интерактивного (различные формы взаимодействия пользователя с образовательным контентом), мультимедийного (синтез текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео информации).
На странице электронного учебника имеются значки «Страницы», «Содержание», «Закладки», «Интерактивное задание» (на уроках мы его называем Упражнение-карандаш), «Палитра» и т.д., значительно расширяющие возможности обычного учебника.
Двумя кликами открывается нужный фрагмент, страницы перелистываем пальцем, также найти нужную страницу учебника можно благодаря инструментарию поиска информации. Таким образом, учитель решает не только задачу освоения предметного содержания, но и имеет возможность сформировать у учащихся устойчивую мотивацию к обучению. Обращение к видеофайлам разной жанровой направленности (к сожалению, для уроков русского языка их мало представлено) поможет сформировать представление о многообразии мира.
Использование гиперссылок в текстах учебника способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи (метапредметные результаты). Формированию умения владеть навыками самоконтроля, самооценки и выбора принятия решений в учебной и познавательной деятельности способствует обращение к тестовым интерактивным заданиям, при выполнении которых у учащихся появляется возможность пройти его ещё раз, если были допущены ошибки.
Для формирования навыка смыслового чтения (метапредметные результаты) можно обратиться к аудиофайлам (например, при чтении текста изложения), в которых представлены образцы данного вида навыка.
Обращение к галерее изображений поможет обогащению внутреннего мира учащегося, формированию умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
В данном ЭУ теоретический материал излагается порционно, выделяется фоновой рамкой, что существенно облегчает восприятие научных сведений.
В данном учебнике большое количество практических заданий дифференцировано по уровню сложности, специальным значком выделены задания повышенной сложности, творческие задания имеют помету «Задание по выбору» и предоставляют ученику самостоятельно выбрать форму и тему творческой работы.
Познавательны и интересны рубрики «Говорим правильно» (орфоэпические, грамматические нормы), «Знаете ли вы что…» (знакомство с этимологией и употреблением слов, особенности других языков), «Наш помощник Интернет» (выполнение заданий направлено на обращение к определенным сайтам, что является актуальным на сегодняшний день), «Проверяем себя» (проверка уровня усвоения теоретического и практического материала, причём многие задание представлены в формате ОГЭ или ЕГЭ.
Чётко прослеживаются и межпредметные связи: представлены тексты из учебника математики, биологии, истории, географии, литературы, практические задания также предполагают обращение к учебникам других дисциплин.
Подборка текстов упражнений, безусловно, способствует формированию чувства патриотизма, бережному отношению к окружающему миру, родному языку, толерантному отношению друг к другу.
Электронный учебник используется на всех типах уроках полностью или частично.
Организация урока по электронному учебнику в рамках деятельностного подхода имеет ряд особенностей.
Во-первых, для построения урока в рамках ФГОС необходимо понимать, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от типа урока. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Во-вторых, учитель систематически обучает учащихся осуществлять рефлексию (оценивать свои достижения, находить причины затруднений).
В-третьих, использовать различные виды, формы и методы, позволяющие активизировать деятельность учащихся, повышающие мотивацию к учебной деятельности.
Во время урока необходимо сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения, сочетание работы по правилу и творчески.
Учитель должен стремиться к тому, чтобы оценить реальное продвижение каждого ученика, поощрить успешные действия словесной оценкой, а решение задач – словесной и отметкой (знак).
На уроке учащиеся сами оценивают результаты своей деятельности, давая себе оценку по алгоритму самооценки, в отдельных случаях переводя и в отметку. Учитель вправе скорректировать отметку, при этом необходимо доказать завысил или занизил её ученик.
Стиль и тон отношений на уроке создают атмосферу сотворчества, сотрудничества, комфорта.
Структура урока усвоения нового материала может быть следующей.
1 этап. Организационный. Мотивация. Целью данного этапа является создание условий для возникновения внутренней потребности вовлечения в учебную деятельность, эмоциональный настрой на учёбу. Во время данного этапа можно использовать приемы игровых технологий.
2 этап. Актуализация знаний. Подведение к формулировке темы и задач урока. Цель этапа: предъявление заданий, близких жизненному опыту детей, а также фиксирование ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний.
Организуя работу по актуализации ранее изученного материала, учитель предлагает учащимся несколько видов работы, реализуя дифференцированный и индивидуальный подходы.
Работа в паре (выполнить интерактивное Упражнение-карандаш на странице электронного учебника), при этом оказывая друг другу взаимопомощь.
С особым интересом учащиеся выполняют интерактивные задания из коллекции цифровых образовательных ресурсов. Например, при выполнении упражнения на знание теории по теме «Притяжательные местоимения» (тема предыдущего урока) перед проверкой оценку может дать один из учащихся, прокомментировав свой ответ. При выполнении второго упражнения из коллекции ЦОР (фиксирование выделение языковых единиц цветом) исправить ошибки также может одноклассник. Обучающая цель предложенных видов заданий: запомнить признаки притяжательных местоимений, научиться различать личные, притяжательные и личные его, её, их в значении притяжательных.
Все остальные учащиеся выполняют фронтальную работу: пишут под диктовку словарные слова, расставляя при этом ударение. После написания повторяют терминологию, обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по Словарю ЭУ. Данный вид работы нравится детям, так как они чувствуют себя в роли учителя, понимают свою ответственность за правильную проверку и выставление объективной оценки (критерии заранее проговариваются учителем). На усмотрение учителя за несколько работ оценку можно поставить и в журнал.
Следующий вид работы – работа со словами паронимами (абонент-абонемент) и составление предложений. Один из учащихся выполняет синтаксический разбор с комментированием. При определении частей речи сталкиваемся с проблемой определения части речи слова каждый, при определении разряда этого слова. Обращаемся к таблице на странице ЭУ.
3 этап. Формулировка темы и задач урока. Цель этапа: организация формулирования темы и задач урока учащимися через диалог с учителем.
Через диалог учитель помогает учащимся сформулировать тему и задачи урока.
4 этап. Первичное усвоение новых знаний. Цель этапа: организация проблемного диалога для усвоения нового материала.
Через диалог выясняем признаки и отличительные особенности определительных местоимений. Учащиеся самостоятельно формулируют выводы. Подкрепляют выводы материалом учебника.
5 этап. Первичная проверка понимания. Цель этапа: тренировка способности к контролю, самоконтролю и самооценке.
Учитель организует работу с электронным учебником. Самостоятельно выполнив упражнение, учащиеся комментируют, исправляют ответы и доказывают свою точку зрения.
Следующее упражнение из коллекции ЦОР на определение в тексте определительных местоимений (выделение цветом) - 1 ученик работает у доски, остальные – в тетради.
6 этап. Физкультминутка. Цель: проведение психической и физической разгрузки.
Обязательным этапом является проведение физкультминутки, чаще всего в занимательной форме (видеофрагменты с мультипликационными героями). Это позволяет снять напряжение на уроке, сменив вид деятельности.
7 этап. Первичное закрепление. Цель этапа: организация работы над совершенствованием нового навыка.
Учитель организует работу по выполнению упражнений ЭУ (прочитать текст и объяснить смысл его названия (работа по развитию речи), найти определительные местоимения и при помощи палитры (возможности ЭУ) подчеркнуть как члены предложения). При обсуждении задания и общей проверке исправить ошибки палитрой красного цвета, сделать вывод: какими членами предложения могут быть определительные местоимения.
На этом же этапе выполняем творческую работу (прослушиваем музыкальный фрагмент ЭУ и записываем ассоциации, делимся впечатлениями).
Задание оценочного характера – Упражнение-карандаш (тест) – выполняется на время. Первый правильно выполнивший задание получает отличную оценку.
8 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Цель этапа: снятие возможных затруднений при выполнении домашнего задания.
Домашнее задание, как правило, носит дифференцированный характер.
9 этап. Рефлексия. Цель этапа: организация проведения самооценки учениками работы на уроке. На данном этапе ученики, отвечая на вопросы учителя, показывают, насколько они усвоили новый материал, кто был доволен своей работой, что было самым интересным, самым трудным и т.д. Как приём, можно предложить детям поставить себе оценку за урок (например, напротив темы урока в тетради или выбрав смайлик на столе). Если кому-то было трудно выполнять упражнения урока, не понял до конца тему, то на полях с классной работой нужно поставить знак вопроса. Учитель при проверке тетрадей обратит внимание на работы этих детей, подготовит индивидуальные задания для устранения пробелов. Выставление оценок должно обязательно сопровождаться комментарием.
Во-первых, для построения урока в рамках ФГОС необходимо понимать, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от типа урока. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Во-вторых, учитель систематически обучает учащихся осуществлять рефлексию (оценивать свои достижения, находить причины затруднений).
В-третьих, использовать различные виды, формы и методы, позволяющие активизировать деятельность учащихся, повышающие мотивацию к учебной деятельности.
Во время урока необходимо сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения, сочетание работы по правилу и творчески.
Учитель должен стремиться к тому, чтобы оценить реальное продвижение каждого ученика, поощрить успешные действия словесной оценкой, а решение задач – словесной и отметкой (знак).
На уроке учащиеся сами оценивают результаты своей деятельности, давая себе оценку по алгоритму самооценки, в отдельных случаях переводя и в отметку. Учитель вправе скорректировать отметку, при этом необходимо доказать завысил или занизил её ученик.
Стиль и тон отношений на уроке создают атмосферу сотворчества, сотрудничества, комфорта.
Структура урока усвоения нового материала может быть следующей.
1 этап. Организационный. Мотивация. Целью данного этапа является создание условий для возникновения внутренней потребности вовлечения в учебную деятельность, эмоциональный настрой на учёбу. Во время данного этапа можно использовать приемы игровых технологий.
2 этап. Актуализация знаний. Подведение к формулировке темы и задач урока. Цель этапа: предъявление заданий, близких жизненному опыту детей, а также фиксирование ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний.
Организуя работу по актуализации ранее изученного материала, учитель предлагает учащимся несколько видов работы, реализуя дифференцированный и индивидуальный подходы.
Работа в паре (выполнить интерактивное Упражнение-карандаш на странице электронного учебника), при этом оказывая друг другу взаимопомощь.
С особым интересом учащиеся выполняют интерактивные задания из коллекции цифровых образовательных ресурсов. Например, при выполнении упражнения на знание теории по теме «Притяжательные местоимения» (тема предыдущего урока) перед проверкой оценку может дать один из учащихся, прокомментировав свой ответ. При выполнении второго упражнения из коллекции ЦОР (фиксирование выделение языковых единиц цветом) исправить ошибки также может одноклассник. Обучающая цель предложенных видов заданий: запомнить признаки притяжательных местоимений, научиться различать личные, притяжательные и личные его, её, их в значении притяжательных.
Все остальные учащиеся выполняют фронтальную работу: пишут под диктовку словарные слова, расставляя при этом ударение. После написания повторяют терминологию, обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по Словарю ЭУ. Данный вид работы нравится детям, так как они чувствуют себя в роли учителя, понимают свою ответственность за правильную проверку и выставление объективной оценки (критерии заранее проговариваются учителем). На усмотрение учителя за несколько работ оценку можно поставить и в журнал.
Следующий вид работы – работа со словами паронимами (абонент-абонемент) и составление предложений. Один из учащихся выполняет синтаксический разбор с комментированием. При определении частей речи сталкиваемся с проблемой определения части речи слова каждый, при определении разряда этого слова. Обращаемся к таблице на странице ЭУ.
3 этап. Формулировка темы и задач урока. Цель этапа: организация формулирования темы и задач урока учащимися через диалог с учителем.
Через диалог учитель помогает учащимся сформулировать тему и задачи урока.
4 этап. Первичное усвоение новых знаний. Цель этапа: организация проблемного диалога для усвоения нового материала.
Через диалог выясняем признаки и отличительные особенности определительных местоимений. Учащиеся самостоятельно формулируют выводы. Подкрепляют выводы материалом учебника.
5 этап. Первичная проверка понимания. Цель этапа: тренировка способности к контролю, самоконтролю и самооценке.
Учитель организует работу с электронным учебником. Самостоятельно выполнив упражнение, учащиеся комментируют, исправляют ответы и доказывают свою точку зрения.
Следующее упражнение из коллекции ЦОР на определение в тексте определительных местоимений (выделение цветом) - 1 ученик работает у доски, остальные – в тетради.
6 этап. Физкультминутка. Цель: проведение психической и физической разгрузки.
Обязательным этапом является проведение физкультминутки, чаще всего в занимательной форме (видеофрагменты с мультипликационными героями). Это позволяет снять напряжение на уроке, сменив вид деятельности.
7 этап. Первичное закрепление. Цель этапа: организация работы над совершенствованием нового навыка.
Учитель организует работу по выполнению упражнений ЭУ (прочитать текст и объяснить смысл его названия (работа по развитию речи), найти определительные местоимения и при помощи палитры (возможности ЭУ) подчеркнуть как члены предложения). При обсуждении задания и общей проверке исправить ошибки палитрой красного цвета, сделать вывод: какими членами предложения могут быть определительные местоимения.
На этом же этапе выполняем творческую работу (прослушиваем музыкальный фрагмент ЭУ и записываем ассоциации, делимся впечатлениями).
Задание оценочного характера – Упражнение-карандаш (тест) – выполняется на время. Первый правильно выполнивший задание получает отличную оценку.
8 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Цель этапа: снятие возможных затруднений при выполнении домашнего задания.
Домашнее задание, как правило, носит дифференцированный характер.
9 этап. Рефлексия. Цель этапа: организация проведения самооценки учениками работы на уроке. На данном этапе ученики, отвечая на вопросы учителя, показывают, насколько они усвоили новый материал, кто был доволен своей работой, что было самым интересным, самым трудным и т.д. Как приём, можно предложить детям поставить себе оценку за урок (например, напротив темы урока в тетради или выбрав смайлик на столе). Если кому-то было трудно выполнять упражнения урока, не понял до конца тему, то на полях с классной работой нужно поставить знак вопроса. Учитель при проверке тетрадей обратит внимание на работы этих детей, подготовит индивидуальные задания для устранения пробелов. Выставление оценок должно обязательно сопровождаться комментарием.
Изучение русского языка по электронному учебнику под редакцией академика Е.А. Быстровой предоставляет реальную возможность в достижении высоких результатов по изучению русского языка. Научность, доступность, занимательность, системность в изучении языка, опора на единую теорию, достижения современного языкознания - все это, заложенное в учебниках этой линии, привлекает и закладывает возможность качественной подготовки обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ
Использование инновационных образовательных технологий и современных ЭУ на уроках русского языка позволяет осуществлять образовательный процесс на основе деятельностного и компетентностного подходов, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Апробируемый электронный учебник отличается системностью и внутренней логикой. Данный учебник позволяет реализовывать процесс обучения, применяя различные педагогические технологии: технологии проблемного обучения, личностно-ориентированное обучения, развивающее обучение, создание ситуации успеха, развитие критического мышления, проектные технологии, рефлексивное обучение, ИКТ, диалоговое обучение.
Объединяя в себе многие электронные информационные технологии, электронное обучение позволяет оптимизировать процесс обучения. Он может стать наиболее насыщенным, эмоциональным, динамическим и наглядным, а также даёт возможность индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс, реализовать его творческий характер и активизировать обучение.
Благодаря электронному обучению происходит трансформация традиционного учебного процесса в познавательную деятельность учащихся по приобретению в первую очередь, конечно же, знаний и умений по изучаемому предмету, но еще и универсальных – таких, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач, способов инфокоммуникационного взаимодействия и т.д., являющихся составной частью информационной культуры личности, так необходимой каждому человеку для полноценной жизни и деятельности в информационном обществе.
Использование инновационных образовательных технологий и современных ЭУ на уроках русского языка позволяет осуществлять образовательный процесс на основе деятельностного и компетентностного подходов, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Апробируемый электронный учебник отличается системностью и внутренней логикой. Данный учебник позволяет реализовывать процесс обучения, применяя различные педагогические технологии: технологии проблемного обучения, личностно-ориентированное обучения, развивающее обучение, создание ситуации успеха, развитие критического мышления, проектные технологии, рефлексивное обучение, ИКТ, диалоговое обучение.
Объединяя в себе многие электронные информационные технологии, электронное обучение позволяет оптимизировать процесс обучения. Он может стать наиболее насыщенным, эмоциональным, динамическим и наглядным, а также даёт возможность индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс, реализовать его творческий характер и активизировать обучение.
Благодаря электронному обучению происходит трансформация традиционного учебного процесса в познавательную деятельность учащихся по приобретению в первую очередь, конечно же, знаний и умений по изучаемому предмету, но еще и универсальных – таких, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач, способов инфокоммуникационного взаимодействия и т.д., являющихся составной частью информационной культуры личности, так необходимой каждому человеку для полноценной жизни и деятельности в информационном обществе.
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
(по учебнику под редакцией Е.А. Быстровой)
(по учебнику под редакцией Е.А. Быстровой)
Тема урока: Определительные местоимения
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи
Задачи урока:
1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте.
2.Осознать ценность совместной деятельности.
3.Развивать монологическую и диалогическую речь.
4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
5.Задуматься о красоте окружающего мира, стимулировать творческую деятельность при создании мини-текста
Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, развитие способностей к самооценке на основе наблюдения
Регулятивные: планирование деятельности, формирование способности оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, умение определять разряды местоимений, анализ значение местоимений в речи, рефлексия способов и условий действий
Коммуникативные: формирование навыков общения, умение задавать вопросы, слушать, формулировать собственную точку зрения, высказывать и обосновывать собственную точку зрения в соответствии с задачей и условиями коммуникации.
Планируемые результаты
Предметные: определять разряд местоимений, отличать определительные местоимения от прилагательных, давать морфологическую характеристику слова
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
1)Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить корректировки в свою деятельность после работы над ошибками
2) Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной и письменной форме
3) Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых объектов, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
Межпредметные связи: русский язык, литература, музыка
Основные понятия: местоимения, разряды местоимений, определительные местоимения, паронимы, части речи, члены предложения.
Ресурсы: доска, медиапроектор, ноутбук, планшет, ЦОРы
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в микрогруппах (по 2 человека)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи
Задачи урока:
1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное в познавательном объекте.
2.Осознать ценность совместной деятельности.
3.Развивать монологическую и диалогическую речь.
4.Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
5.Задуматься о красоте окружающего мира, стимулировать творческую деятельность при создании мини-текста
Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, развитие способностей к самооценке на основе наблюдения
Регулятивные: планирование деятельности, формирование способности оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, умение определять разряды местоимений, анализ значение местоимений в речи, рефлексия способов и условий действий
Коммуникативные: формирование навыков общения, умение задавать вопросы, слушать, формулировать собственную точку зрения, высказывать и обосновывать собственную точку зрения в соответствии с задачей и условиями коммуникации.
Планируемые результаты
Предметные: определять разряд местоимений, отличать определительные местоимения от прилагательных, давать морфологическую характеристику слова
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
1)Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, вносить корректировки в свою деятельность после работы над ошибками
2) Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в соответствии с поставленной задачей в устной и письменной форме
3) Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых объектов, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
Межпредметные связи: русский язык, литература, музыка
Основные понятия: местоимения, разряды местоимений, определительные местоимения, паронимы, части речи, члены предложения.
Ресурсы: доска, медиапроектор, ноутбук, планшет, ЦОРы
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в микрогруппах (по 2 человека)
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированного результата | Планируемые результаты |
1.Организационный этап. Мотивация. Цель этапа: актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности, создание условий для возникновения внутренней потребности вовлечения в учебную деятельность |
|||
Организует проговаривание правил поведения на уроке, девиза. Организует уточнение типа урока. |
Проговаривают правила поведения на уроке. Проговаривают девиз урока |
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Слушаем, задания выполняем, Ни минуты не теряем. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!» - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Изучению нового) |
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. |
2. Актуализация знаний. Подведение к формулировке темы и задач урока. Цель этапа: предъявление заданий, близких жизненному опыту детей; фиксирование ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний; актуализация мыслительной операции, необходимой для проблемного изложения нового материала |
|||
Организует индивидуальную, групповую и фронтальную работу по совершенствованию языковой и лингвистической компетенции. Осуществляет проверку индивидуального и группового заданий. Организует работу по подведению к формулировке темы и задач урока |
Выполняют упражнения по классификации разрядов местоимений, их морфологическим и грамматическим особенностям. Работа с ЦОР. Выполняют словарную работу. Отвечают на поставленные вопросы, участвуют в беседе. Осуществляют взаимопроверку. Выставляют оценки. Выполняют задания учителя. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Записывают предложение в тетрадь, выполняют синтаксический разбор |
- Перед изучением нового материала выполним ряд упражнений на повторение. Двое учеников будут работать в паре: выполнять Упражнение-карандаш на стр. 31 ЭУ. Два ученика работают у доски, выполняя упражнения (каждый – по одному заданию) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b4414a3-b3c4-47a9-a9ab-91974d565178/index_listing.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b4414a3-b3c4-47a9-a9ab-91974d565178/index_listing.html Все остальные пишут под диктовку словарные слова и расставляют ударение: Абонемент, абонент, аккуратный, багряный, бордовый, без умолку, включит, дефис, договор, донельзя, ворота, будущий. - Как называется наука, изучающая правильное произношение и постановку ударения в словах? (Орфоэпия) - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте словарную работу по Словарю ЭУ (стр.192). - Поставьте оценку на полях, учитывая следующие критерии: нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5 и больше – «2». - Вспомните, как называются слова абонент – абонемент? При необходимости обратитесь к Толковому словарю ЭУ (Паронимы) - Составьте предложение со словами абонент-абонемент, используя местоимения. - Выполните синтаксический разбор предложения. Этот абонемент получил каждый абонент. - Все ли части речи смогли определить? Разряд всех местоимений можете определить? Обратитесь к таблице на странице 6 ЭУ. |
Предметные УУД: уметь определять разряды ранее изученных местоимений, указывать их грамматические признаки, знать орфографические и орфоэпические нормы, владеть терминологией, уметь выполнять синтаксический разбор предложения, определять части речи Познавательные УУД: активное слушание, выдвижение собственных предположений, развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности, формирование умения на основе анализа объектов делать выводы Регулятивные УУД: уметь планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, формировать умение работать в группе Коммуникативные УУД: формирование понятных для одноклассников высказываний, участие в опросе Личностные УУД: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему, умение дополнять высказанные мнения, способность к самооценке и оценке достижений другого |
3. Формулировка темы и задач урока. Цель этапа: организация формулирования темы и задач урока через диалог |
|||
Организует работу по формулированию темы и задач урока при помощи вопросов |
Отвечают на вопросы учителя, прогнозируют правильный вариант ответа, доказывают своё мнение | - Значит, речь о каком разряде пойдёт сегодня на уроке? (Об определительных местоимениях). Запишем тему урока в тетрадь. - Сегодня на уроке мы продолжим разговор о местоимении – этой незаметной, скромной части речи, заместителя важнейших частей речи. Каких? (Существительных, прилагательных, числительных). - Вспомните, на основании каких признаков ученые разделили местоимения на разряды? (По значению и грамматическим признакам). - Значит, задачи урока - …? (выяснить значение, а также морфологические и синтаксические особенности определительных местоимений) |
Предметные УУД: знать особенности местоимения как части речи Познавательные УУД: развивать потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задачи урока Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме |
4. Первичное усвоение новых знаний Цель этапа: организация проблемного диалога для усвоения нового материала |
|||
Организует работу по усвоению нового материала, направляет деятельность учащихся Организует работу с ЭУ |
Отвечают на вопросы учителя, анализируют языковые явления, делают выводы Подкрепляют свои выводы материалом учебника |
- Вернёмся к разобранному предложению. От какого слова зависит местоимение каждый? Вместо какой части речи употребляется? (Вместо имени прилагательного). Следовательно, каково будет общее значение определительных местоимений? (Указывать на признак предмета). От чего, по вашему мнению, зависят морфологические признаки местоимений? (От того, какую часть речи они заменяют в тексте). Тогда определительные местоимения чаще всего будут обладать признаками какой части речи? (Прилагательного). Какими? (Род, число, падеж). - Познакомимся с теоретическим материалом ЭУ на странице 31. |
Предметные УУД: уметь отличать местоимения от прилагательных на основе морфологических и грамматических признаков Познавательные УУД: уметь ориентироваться в системе своих знаний, осуществлять анализ языковых единиц Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме Личностные УУД: способность к самооценке своей деятельности |
5. Первичная проверка понимания Цель этапа: тренировка способности к контролю, самоконтролю и самооценке, организация по выявлению и исправлению допущенных ошибок |
|||
Организует работу учащихся при работе с ЭУ и ЦОР Контролирует работу по выявлению и исправлению ошибок при выполнении упражнений |
Выполняют упражнения, делают записи в тетради, объясняют выбор варианта ответа | - Прочитайте задание к упражнению 35. Составьте и запишите 2 словосочетания в тетрадь. - Выполним упражнение http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79c5ab3c-950a-46e7-b35f-af1abf628a1b/index_listing.html (1 ученик выполняет у доски, остальные записывают в тетрадь) |
Предметные УУД: знать определение «определительные местоимения», морфологические и грамматические особенности Познавательные УУД: уметь проводить сравнение по заданным критериям, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Регулятивные УУД: уметь планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме |
6. Физкультминутка. Цель этапа: проведение психической и физической разгрузки |
|||
Применяет здоровьесберегающую технологию. Суперфизкультминутка с мультипликационным героем videouroki.net (2 минуты) |
Выполняют упражнения, повторяя движения героя на экране | - Отдохнём от тяжёлой работы вместе с нашим мультипликационным героем. | Личностные УУД: уметь переключаться с одного вида деятельности на другой |
7. Первичное закрепление Цель этапа: организация работы над совершенствованием навыка по определению разрядов местоимений, по определению их морфологических и синтаксических особенностей |
|||
Организует работу при выполнении упражнений на закрепление Организует обсуждение выполненного задания. Организует прослушивание музыкального фрагмента ЭУ. |
Выполняют упражнения в соответствии с алгоритмом Осуществляют самопроверку выполненной работы при коллективном разборе. Записывают предложения, обмениваются мнениями. Самостоятельно выполняют тест ЭУ. |
- Выполним упражнение 36 ЭУ. Прочитайте текст упражнения, объясните смысл заголовка. Задание: при помощи палитры синего цвета подчеркните как члены предложения определительные местоимения. При проверке исправьте ошибки палитрой красного цвета. - Сделаем вывод: какими членами предложения могут быть определительные местоимения? Назовите их морфологические признаки. Запишите 2-3 словосочетания, указав признаки местоимения. - Выполним дополнительное задание к упражнению 36 (прослушивание музыкального фрагмента). Запишите 1-2 предложения, отразив свои ассоциации от прослушанного фрагмента. - Выполним Упражнение-карандаш (тест) на странице 34. Первый ученик, правильно выполнивший задание, получает «5». |
Предметные УУД: владеть понятиями «текст», «заголовок», «основная мысль», уметь находить в тексте определительные местоимения и определять их как члены предложения Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию, уметь классифицировать местоимения, применять правила на практике, находить ответы на вопросы Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешной деятельности Регулятивные УУД: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении Цель этапа: организация работы по тренировке способности применять полученные знания на практике, снятие возможных затруднений при выполнении домашнего задания |
|||
Даёт дифференцированное домашнее задание, объясняет его выполнение |
Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по выполнению работы | - Выполняя домашнее упражнение 38, вы можете выбрать 1 задание (списать, выделить орфограммы, вставить определительные местоимения) или 2 задание (написать творческую работу, включив в неё определительные местоимения). | Познавательные УУД: осознавать практическую значимость результатов |
9. Рефлексия (подведение итогов урока) Цель этапа: фиксация степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организация проведения самооценки учениками работы на уроке |
|||
Организует самооценку результатов деятельности учащихся, выставляет оценки за урок |
Отвечают на вопросы | - Вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока. Какие и задачи вам пришлось решать в течение урока? Кто доволен своей работой на уроке? Что было самым интересным? Что было самым трудным? Чью работу на уроке можно выделить? Почему? В тетради на полях напротив темы урока поставьте себе оценку за урок. Если у вас остались вопросы по теме урока, то рядом поставьте вопросительный знак. - А сейчас я поставлю за урок оценки следующим ученикам. - Урок окончен. Спасибо за работу! |
Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха/неуспеха, самооценка Познавательные УУД: рефлексия способов и условий деятельности Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Приложение №1 к технологической карте урока
«Определительные местоимения»
ПЕРЕЧЕНЬ ЦОР
«Определительные местоимения»
ПЕРЕЧЕНЬ ЦОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Интерактивное задание «Притяжательные местоимения» | ЦОР, интерактивное задание | Интерактивный тест | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b4414a3-b3c4-47a9-a9ab-91974d565178/index_listing.html |
2 | Интерактивное задание «Определи разряды местоимений» | ЦОР, интерактивное задание | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b4414a3-b3c4-47a9-a9ab-91974d565178/index_listing.html |
3 | Интерактивное задание "Выдели определительное местоимение" | ЦОР. Интерактивное задание | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79c5ab3c-950a-46e7-b35f-af1abf628a1b/index_listing.html |
4. | Интерактивное задание «Укажи разряды местоимений» (дополнительное задание) |
Информационный модуль (ОМС) | Интерактивное задание | http://fcior.edu.ru/card/2253/prityazhatelnye-mestoimeniya-ukazatelnye-mestoimeniya-opredelitelnye-mestoimeniya-p.html |
5. | Физкультминутка | Видеофрагмент | http://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs |
Информационные источники
- Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М.,2010.
- Как составить методические рекомендации http://imcmetodika.ucoz.ru/_tbkp/metodicheskie_rekomendacii_1.doc
- Что такое методическая рекомендация http://romts.kultura-grv.ru/upload/files/документы/методический%20материал/Что+такое+методическая+рекомендация.doc
- Методические рекомендации по русскому языку http://bel.edusite.ru/DswMedia/russkiyyazyik.pdf
- Электронное обучение http://www.science-education.ru/9-103
- Электронные учебники http://русское-слово.рф/El_uchebniki/dai_5.php
- Методика работы с электронным учебником http://русское-слово.рф/methodical/webinar/?PAGEN_1=2
Другие статьи
- Компетентностно-ориентированные задания как средство мониторинга ключевых и предметных компетенций школьника (из опыта работы)
- Образовательные и воспитательные технологии - на уроках музыки
- Человек превыше всего
- Социальная успешность и её источники
- Использование проектных технологий на дистанционных уроках русского языка, литературы
- ОБЖ в новом стандарте (Военно-патриотическое воспитание в МАОУ СОШ № 51 г. Томска на современном этапе)
- Интегрированные уроки в процессе преподавания биологии и информатики
- Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся
- Организация самоподготовки как формы учебного процесса в группе продлённого дня с учётом ФГОС НОО с учащимися с задержкой психического развития на примере школы – интерната №4
- «Организация проектной деятельности на уроках технологии с целью выявления и развития одаренных детей»
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Татьяна Анатольевна, отличная статья. Электронное обучение на сегодняшний день является одним и самых современных технологий, ваши рекомендации помогут всем учителя русского языка и литературы. Представленная технологическая карта содержательная, ёмкая, соответствует всем современным требованиям, её можно использовать не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Наталья Чубаева, дата: 06.02.2016 в 8:37
#2 Татьяна Анатольевна, спасибо за статью. На дистанционных уроках русского языка мы применяем современные дистанционные технологии, используя разные ЦОРы. В своей работе часто пользуюсь сайтом "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов". Про федеральные ЦОРы я не слышала, спасибо за важную информацию
Галина Борискина , дата: 06.02.2016 в 17:06
#3 Спасибо,уважаемые коллеги, за комментарии!
Татьяна Волкова, дата: 07.02.2016 в 18:04
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.