Статья "Страх перед математикой (из опыта работы)"
Валентина Титова
06.02.2016
3793
42
В помощь учителю
Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым
Страх перед математикой (из опыта работы)
«Математика - царица всех наук».
К.Гаусс.
К.Гаусс.
Секрета нет ни для кого, что некоторые люди боятся и не любят математику так, что любая попытка решить математическую задачу, причиняет им сильные страдания. Интересно, что сама математика боли не причиняет, боль вызывается страхом, что скоро придется заниматься математикой. Когда человек преодолевает страх и начинает решать задачи, боль отступает, появляется интерес и желание работать.
Психологи и педагоги - исследователи утверждают, что уже в начальной школе может возникнуть такое явление, как боязнь математики. Самое неприятное то, что с этой боязнью дети уже приходят в первый класс. Такое представление о предмете заложено в умах детей от общения с родителями и старшими сёстрами и братьями.
Психологи и педагоги - исследователи утверждают, что уже в начальной школе может возникнуть такое явление, как боязнь математики. Самое неприятное то, что с этой боязнью дети уже приходят в первый класс. Такое представление о предмете заложено в умах детей от общения с родителями и старшими сёстрами и братьями.
Одарённые дети с высокими способностями к математике, из-за своего страха перед этим предметом, начинают заметно отставать от своих сверстников. Ученые, учителя и психологи считают, что причины возникновения боязни - в сильных переживаниях школьников, а, главное, их родителей, по поводу плохой успеваемости их детей по математике.
Наблюдения и исследования, показывают, что многие ученики в классе, столкнувшись с необходимостью решения математической задачи, проявляют видимые внешние симптомы: дрожь, покраснение щёк, потные ладони, учащённое сердцебиение, беспокойство, страх. Их неумения в дальнейшем приводят к безразличию, скуке на уроках, отказе выходить к доске и отвечать.
Страх перед математикой не так давно был причислен к настоящим фобиям. Возникает она даже у самых способных детей, и негативно влияет на их память и успеваемость. Если страх перед математикой возник в раннем возрасте, то он в дальнейшем может вызвать эффект снежного кома - ребенок будет учиться все хуже и все сильнее будет его страх перед этим школьным предметом, все ниже будет успеваемость.
Наблюдения и исследования, показывают, что многие ученики в классе, столкнувшись с необходимостью решения математической задачи, проявляют видимые внешние симптомы: дрожь, покраснение щёк, потные ладони, учащённое сердцебиение, беспокойство, страх. Их неумения в дальнейшем приводят к безразличию, скуке на уроках, отказе выходить к доске и отвечать.
Страх перед математикой не так давно был причислен к настоящим фобиям. Возникает она даже у самых способных детей, и негативно влияет на их память и успеваемость. Если страх перед математикой возник в раннем возрасте, то он в дальнейшем может вызвать эффект снежного кома - ребенок будет учиться все хуже и все сильнее будет его страх перед этим школьным предметом, все ниже будет успеваемость.
С этим нужно что-то делать, нужно создать комплекс мер и не только на уровне одного учителя. Чтобы учёба была ребёнку в радость, нужно участие учёных, исследователей и психологов.
Взяв несколько лет назад 5 класс, я решила проверить детей на их отношение к математике. Помогали мне учителя начальных классов и школьный психолог. В исследовании принимали участие 54 пятиклассника. Оказалось, что половина наиболее способных детей страдали от боязни математики разной степени тяжести. Считаю, что если с этой фобией вовремя начать работать, то успеваемость некоторых детей может заметно повыситься в короткие сроки и отношение к предмету тоже изменится в лучшую сторону и уже к 7-8 классу страха не будет.
Я предложила детям нарисовать обложку к учебнику математики. Кроме того попросила детей изложить на бумаге свои переживания и ощущения перед началом урока математики. Рисунки меня потрясли… Даже без помощи психолога, я смогла расшифровать негативность в иллюстрациях.
Нужно было продумать систему работы, включая игровые моменты на уроках, составление иллюстраций к задачам, весёлые, с математическим заполнением физкультминутки , групповые занятия, конкурсы и смотры знаний, составление задач по изучаемым темам – всё это для того, чтобы выводить детей из скованного состояния.
Огромный интерес вызывает такой вид индивидуально-групповой работы как составление и обыгрывание кроссвордов с математическим содержанием, ребусов, математических загадок, составление презентаций. С большим интересом участвуют дети во всех классах в исследовательской работе –это подготовка рефератов, докладов на математические темы и публичное выступление перед классом или группой детей, занятия кружковой работой, участие в международных олимпиадах. Многие работы детей опубликованы на различных сайтах.
Подобная работа способствует снижению влияния фобии на рабочую память ученика. Дети становятся более раскованные, реагируют на шутки, постепенно уходит страх перед математикой. Кроме этого, учителя могут помочь уже младшим школьникам, они научат их не бояться математики, проверочных тестов, экзаменов, ответов у доски, выступления со своей творческой работой перед одноклассниками, родителями или детьми других классов.
Причина страха перед математикой кроется также и в установках взрослых в семье, и во взглядах некоторых психологов. Многие считают и внушают с детства своим детям, что только мальчики способны понять математические тонкости. Это не так. Отличные и хорошие отметки по математике могут бать у всех детей, и это не зависит от пола ребёнка, как у мальчиков, так и у девочек. Это не свидетельствует о том, что у способных девочек «мужской ум», они способны логически и абстрактно мыслить, манипулированию символами так же, как и мальчики, они более трудолюбивые и поэтому их усердие приводит к успеху.
Бытует также мнение о том, что математика не нужна в жизни, она пригодится только тому, кто будет бухгалтером, экономистом, учёным, инженером, программистом или учителем математики; математика только для людей с особым складом ума, что гуманитариям никогда не добиться успеха в математике, им никогда не достичь вершин даже в школе.
За долгие годы работы в школе учителем математики , мои наблюдения и исследования, посвящённые эмоциям, которые сопровождают школьников в классах, говорят о том, что чувство тревоги настигает ребёнка в том случае, если он высоко ценит способность решить поставленную задачу, но чувствует при этом, что может не справиться, боится выглядеть плохо. Возникает гиперчувствительность ко всему, что связано с чем-то подобным, то - есть при одном упоминании о математике, у человека автоматически возникает неконтролируемый страх.
Как всегда, забота о том, чтобы ликвидировать эти стереотипы, ложится на плечи, прежде всего родителей, а потом уже на учителей и общество. Ответственность родителей является первостепенной в воспитании и внушении своим детям, что математика такой же предмет как и любой другой, но очень важный в решении вопроса о выборе будущей профессии.
Очень сложный предмет математика, спору нет. Однако, большинство специалистов склоняются к тому, что причины боязни этой науки кроются в многочисленных мифах, блуждающих по умам родителей и, соответственно, детей и порой, к сожалению, пропагандируемых самими преподавателями.
Взяв несколько лет назад 5 класс, я решила проверить детей на их отношение к математике. Помогали мне учителя начальных классов и школьный психолог. В исследовании принимали участие 54 пятиклассника. Оказалось, что половина наиболее способных детей страдали от боязни математики разной степени тяжести. Считаю, что если с этой фобией вовремя начать работать, то успеваемость некоторых детей может заметно повыситься в короткие сроки и отношение к предмету тоже изменится в лучшую сторону и уже к 7-8 классу страха не будет.
Я предложила детям нарисовать обложку к учебнику математики. Кроме того попросила детей изложить на бумаге свои переживания и ощущения перед началом урока математики. Рисунки меня потрясли… Даже без помощи психолога, я смогла расшифровать негативность в иллюстрациях.
Нужно было продумать систему работы, включая игровые моменты на уроках, составление иллюстраций к задачам, весёлые, с математическим заполнением физкультминутки , групповые занятия, конкурсы и смотры знаний, составление задач по изучаемым темам – всё это для того, чтобы выводить детей из скованного состояния.
Огромный интерес вызывает такой вид индивидуально-групповой работы как составление и обыгрывание кроссвордов с математическим содержанием, ребусов, математических загадок, составление презентаций. С большим интересом участвуют дети во всех классах в исследовательской работе –это подготовка рефератов, докладов на математические темы и публичное выступление перед классом или группой детей, занятия кружковой работой, участие в международных олимпиадах. Многие работы детей опубликованы на различных сайтах.
Подобная работа способствует снижению влияния фобии на рабочую память ученика. Дети становятся более раскованные, реагируют на шутки, постепенно уходит страх перед математикой. Кроме этого, учителя могут помочь уже младшим школьникам, они научат их не бояться математики, проверочных тестов, экзаменов, ответов у доски, выступления со своей творческой работой перед одноклассниками, родителями или детьми других классов.
Причина страха перед математикой кроется также и в установках взрослых в семье, и во взглядах некоторых психологов. Многие считают и внушают с детства своим детям, что только мальчики способны понять математические тонкости. Это не так. Отличные и хорошие отметки по математике могут бать у всех детей, и это не зависит от пола ребёнка, как у мальчиков, так и у девочек. Это не свидетельствует о том, что у способных девочек «мужской ум», они способны логически и абстрактно мыслить, манипулированию символами так же, как и мальчики, они более трудолюбивые и поэтому их усердие приводит к успеху.
Бытует также мнение о том, что математика не нужна в жизни, она пригодится только тому, кто будет бухгалтером, экономистом, учёным, инженером, программистом или учителем математики; математика только для людей с особым складом ума, что гуманитариям никогда не добиться успеха в математике, им никогда не достичь вершин даже в школе.
За долгие годы работы в школе учителем математики , мои наблюдения и исследования, посвящённые эмоциям, которые сопровождают школьников в классах, говорят о том, что чувство тревоги настигает ребёнка в том случае, если он высоко ценит способность решить поставленную задачу, но чувствует при этом, что может не справиться, боится выглядеть плохо. Возникает гиперчувствительность ко всему, что связано с чем-то подобным, то - есть при одном упоминании о математике, у человека автоматически возникает неконтролируемый страх.
Как всегда, забота о том, чтобы ликвидировать эти стереотипы, ложится на плечи, прежде всего родителей, а потом уже на учителей и общество. Ответственность родителей является первостепенной в воспитании и внушении своим детям, что математика такой же предмет как и любой другой, но очень важный в решении вопроса о выборе будущей профессии.
Очень сложный предмет математика, спору нет. Однако, большинство специалистов склоняются к тому, что причины боязни этой науки кроются в многочисленных мифах, блуждающих по умам родителей и, соответственно, детей и порой, к сожалению, пропагандируемых самими преподавателями.
Нужно согласиться с тем, что неспособность подавить тревогу, страх приводит в конечном итоге к запущенности материала и к падению успеваемости по математике. В дальнейшем развивается негативное отношение ко всем предметам, курсам, карьерным возможностям, которые с ней связаны. В основе этой психологической реакции лежит древний принцип «Борись или убегай».
На борьбу нет сил, а убежать особо некуда, разве что «брать ноги в руки» — в гуманитарные учебные заведения. Возникает серьёзная социальная проблема общества : гуманитариев - «пруд пруди», а «технарей» нет.
Считаю, что главная причина проблемы заключается в том, что математические способности не считаются у нас важнейшим показателем интеллектуального развития ребёнка. Возможностей для их развития мало как в школе, так и дома в семье, где далеко не все родители ориентируют ребёнка с раннего детства на глубокое изучение математики, которое пригодится в будущем. Наша общая задача заключается в развитии математической науки как составляющей общего интеллекта.
Давайте прислушаемся к словам поэта Владимира Михановского: «Кто сказал, что в науке поэзии нет? Нужно только понять и увидеть!»
На борьбу нет сил, а убежать особо некуда, разве что «брать ноги в руки» — в гуманитарные учебные заведения. Возникает серьёзная социальная проблема общества : гуманитариев - «пруд пруди», а «технарей» нет.
Считаю, что главная причина проблемы заключается в том, что математические способности не считаются у нас важнейшим показателем интеллектуального развития ребёнка. Возможностей для их развития мало как в школе, так и дома в семье, где далеко не все родители ориентируют ребёнка с раннего детства на глубокое изучение математики, которое пригодится в будущем. Наша общая задача заключается в развитии математической науки как составляющей общего интеллекта.
Давайте прислушаемся к словам поэта Владимира Михановского: «Кто сказал, что в науке поэзии нет? Нужно только понять и увидеть!»
Источники
images.rambler.ru/search?query=страх%20перед%20математикой&utm_source=rambler-search&utm_medium=mixup&utm_campaign=images_up
images.rambler.ru/search?query=страх%20перед%20математикой&utm_source=rambler-search&utm_medium=mixup&utm_campaign=images_up
Другие статьи
- Лингвистический анализ стихотворения на уроках литературы
- Маленькие секреты успешной презентации
- Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС
- Некоторые приемы развития памяти
- Методика организации и проведению активного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья на свежем воздухе в группе продлённого дня
- Использование интерактивных форм во внеурочной деятельности с детьми, имеющими особые образовательные способности в условиях группы продлённого дня в режиме специальной (коррекционной) школы – интерната №4 города Магнитогорска
- Правовой статус учащихся в моём образовательном учреждении
- Работа в качестве классного руководителя
- Цель и целеполагание на уроке ФГОС
- Особенности обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в общеобразовательной школе
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Уважаемые коллеги,приглашаю обсудить мою статью "Страх перед математикой (из опыта работы)", буду признательна Вашим комментариям.
Валентина Титова, дата: 06.02.2016 в 21:11
#2 Валентина Николаевна, я согласна, что математика - сложный предмет. Но в моем классе ( я сейчас веду 4 класс) дети испытывают больше затруднений по русскому языку. А вот математику многие считают любимым предметом.Веду внеурочку " Юный математик". Если занятие отменяется по уважительной причине, звучат недовольства со стороны детей. Возможно кто-то испытывает страх перед контрольной работой или проверочной, если есть пробелы по темам. Эту проблему решаем на следующих уроках.У нас в лицее профильное обучение с 5 класса. 2 класса ( "А" и "В") - углубленное изучение математики и информатики. Желающих много, но чтобы попасть в эти классы, нужно набрать высокие баллы при выполнении контрольных работ, которые составляют учителя математики.Учиться сложно, но никто из этих классов добровольно не уходит, а наоборот просятся из других. В этих классах по 30 учеников.Последнее время поступающих в технические вузы намного больше.
Александра Андреева, дата: 06.02.2016 в 22:39
#3 Недавно проверяла контрольную работу. Открываю тетрадь ученика, а там записано "Число. Контрольная работа №3 и... Понять и простить". Простила, ведь парень хороший, но математика не его конёк. Надо тоже сфотографировать на память запись (в моей практике такое впервые).
Татьяна Образцова, дата: 06.02.2016 в 22:48
#4 Валентина Николаевна, тему Вы для обсуждения предложили интересную, поделились своим опытом решения данной проблемы через игровые технологии. Математика наука строгая. Кому-то "не дано", а кто-то просто ленив."Математика – наука сложная, но осилить её вполне возможно. Нужно только постараться и с желанием заниматься. На уроки ходить, теоремы учить,
у доски отвечать и в тетради писать. Слушать внимательно. Вопросы задавать, а не «ворон считать». И тогда обязательно математику будешь знать - на пять!"
Татьяна Образцова, дата: 06.02.2016 в 23:12
#5 Валентина Николаевна, здравствуйте. С интересом прочитала Вашу статью. Я вполне с Вами согласна, что у многих детей есть страх перед математикой, особенно перед контрольной работой. Порой ребёнок знает материал, а страх мешает сосредоточиться. В результате - плохая отметка!..
Марина Лаптева, дата: 07.02.2016 в 0:12
#6 Александра Васильевна, Вам повезло с Вашим классом, а , главное, что повезло учителю математики 5-х классов -он получил отобранных детей. Такие дети уже осознают культ математики в школе, они умеют логически мыслить и легко реагируют на новые математические открытия. Спасибо Вам
Валентина Титова, дата: 07.02.2016 в 11:45
#7 Татьяна Ивановна "понять и простить"- это большого стоит, так написать мог ребёнок, который доверяет Вам.Спасибо за комментарии к статье.
Валентина Титова, дата: 07.02.2016 в 11:48
#8 Тема, конечно, вечно актуальная.Практика работы в качестве руководителя позволяет мне сделать такой вывод по математике: многое зависит от учителя. Два учителя в начальных классах у меня в школе работали и у одной всегда отличные , хорошие знания по математике. А у другой - дети боже! как я их жалела, что у них такая учительница, еле тащились. Вот у первой учительницы был математический дар - настолько чётко она работала на математическом поле в течение четырех лет, что просто талантище. Ведь не отборный класс. Конечно, все не могут на отлично идти по математике. Кому-то суждено быть и троечником. И двоечники - куда от них деваться? Три ставим, два в уме. Ну вот не получается у ученика, что поделать. Программы сейчас очень заумные. Сложные. Напридумали. И все начинается с начальных классов. А то, что вы описали в статье, имеет место быть. И страх естественно. Я уже сейчас боюсь за внучку. Ей пока только второй год, а я уже настолько боюсь школьной программы, а математику тем более. Это тебе не то, что нужно научиться читать и говорить. Это - математика! Царица! И к ней близко подходить не каждый сможет при всем старании. Борись или убегай?.. А ЕГЭ - обязательный тогда как? Вопросов много, чем размышлений...
Ольга Степанова, дата: 07.02.2016 в 14:49
#9 Ольга Михайловна, Вы всё чётко разложили по полочкам, верно, профессионально и грамотно с точки зрения руководителя. А вот, что касаемо Вашей внученьки, то не стоит в столь раннем возрасте пугать милое создание встречей с "царицей", внушайте ей, что только математика способна привести ум в порядок. Удачи Вам и большая благодарность за интересный комментарий к статье.
Валентина Титова, дата: 07.02.2016 в 15:53
#10 Чтобы математика не была сложна, надо дать больше уроков на отработку материала. А что творится в ФГОС-овских учебниках? Скачем галопом по Европе! Каждый день новая тема! Работаю по программе "Школа России". Да, она легче, чем другие. Но отработки материала нет. Один контроль, контроль! Вот у детей и вырабатывается страх, что опять двойка или тройка.Облегчить надо программу и меньше контрольных, проверочных, самостоятельных и тестов!
Елена Фотеева, дата: 07.02.2016 в 18:29
#11 Спасибо за комментарий к статье о сложностях математики.Как я Вас, Елена Николаевна ,понимаю! Учебники, которые прислали в Крым тоже не самые лучшие. Тренировочных материалов мало, программа объёмная, часов не хватает, да ещё праздничные и выходные дни Российские и Крымские забирают много часов.Согласна с Вами, что часов нужно давать на математику больше, а программу облегчить.
Валентина Титова, дата: 07.02.2016 в 20:25
#12 Здравствуйте, какая же вы умница, что поднимаете такие насущные проблемы. А проблемы эти как и у всех, но только в нашем случае только учителя и пытаются бороться, а родители в стороне, тут и физминутки, и конференции, и дополнительное оформление в классе, да мало ли что мы делаем. А вот замрешь на минуту и думаешь, наверное мало, раз такое отношение. Спасибо, что тронули струны души и оказывается ты не один в этом мире математическом.
Алла Бянкина, дата: 08.02.2016 в 4:33
#13 Валентина Николаевна, признаюсь Вам, что только недавно (после 60-лет)мне перестали сниться кошмарные сны о том, что меня вызывают к доске решать задачу/пример...
Валентина Федоровна Шайдурова, дата: 08.02.2016 в 11:33
#14 Знаия математики зависят не только от учителя, но и от ученика, его "хотения", и Министерства. В ОГЭ не суммируются все баллы, а именно в определенной части.Вот и появляется страх у ученика. У нас в школе работают прекрасные учителя математики, но перед экзаменами они испытывают огромный стресс.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 08.02.2016 в 14:16
#15 Благодарю Вас, Алла Петровна за понимание и поддержку. Мы едины и верны математике, наши "струны души" звучат в одном ритме.
Валентина Титова, дата: 08.02.2016 в 18:03
#16 Валентина Фёдоровна,страх перед математикой не так давно был причислен к настоящим фобиям, не передайте её младшим членам Вашей семьи. Я тоже часто во сне решаю задачи, иногда получается, потом встаю и записываю.Спасибо за поддержку.
Валентина Титова, дата: 08.02.2016 в 18:10
#17 Нина Васильевна, я в прошлом году испытала очень серьёзный стресс во время сдачи 11 классами ЕГЭ (базовый, потом профильный уровень, а ещё мы же сдавали ГВЭ-Государственный выпускной экзамен). Сложность ещё в том, что выпускникам разрешили выбрать и то, и другое.
Валентина Титова, дата: 08.02.2016 в 18:20
#18 Что такое страх?! Страх — это как человек, неподвижно стоящий сзади. Мы его не видим. Мы не можем предугадать его поступки. И поэтому мы его боимся.
Почему возникает страх перед самим собой или же перед знакомым? Мы часто боимся не пространства, не высоты, а именно действия, в данном случае знание/незнание царицы наук- математики.
Тамара Спиридонова, дата: 09.02.2016 в 7:49
#19 Валентина Николаевна, какую актуальную тему Вы затронули. Она есть в каждой школе. И как много зависит от Учителя!Заметить, поставить цель и решить. И только с такими прекрасными Учителями, как Вы, можно горы свернуть, найти ключик к сердцу каждого ученика. И только тогда ученики будут не бояться , а идти на урок с радостью и восхищением, что они смогли!
Светлана Староверова, дата: 09.02.2016 в 11:43
#20 Валентина Николаевна! Здравствуйте! С большим интересом прочитал Вашу статью. В свое время у меня с математикой были сложные отношения и выше 3 у меня оценок было мало. Возможно ленился, но учил и учился. Спасибо за статью, вернула в школьные годы.
Владимир Баранов, дата: 09.02.2016 в 15:02
#21 Валентина Николаевна, здравствуйте! Читала Вашу статью вспоминала себя и своё школьное время. Математика всегда давалась легко, училась с интересом. Не помню, чтобы испытывала страха перед контрольными. Наверное, были такие хорошие учителя. Осенью у меня внучка пойдёт в 1-ый класс. Ей нравится решать различные примеры, задачи, считает устно с переходом через десяток в пределах 20-ти, спокойно, а там ещё по пальчикам считает иногда. Нравятся задачи на сравнение. Но всё равно, переживание есть, а как будет в школе? А какой попадётся учитель? Ведь от личности учителя тоже очень многое зависит! Действительно, в наши программы в школе такого натолкали, а лучше бы было, чтобы, особенно в начальной школе, таблица сложения, умножения, техника чтения - отскакивало всё от зубов, была на "автомате", но, к сожалению... Ведь все прекрасно понимают, что что-то в нашем образовании не так, но всё равно почти каждый год то программы меняют, то учебники. Согласна, что вводим ФГОС, а базы практически нет никакой, особенно в сельских школах. Зато во всё винят учителей. Но ведь мы с Вами многие работаем уже больше 30-ти лет в школе. Значит, тогда мы могли давать знания и неплохие. Вопросы, поднятые в Вашей статье - очень актуальные. Без математики - действительно, никуда, тем более сейчас в век информатизации. Будем стараться изо всех сил, чтобы эту фобию от предмета математики искоренить!
Татьяна Медведева, дата: 09.02.2016 в 16:11
#22 Тамара Ивановна, спасибо за такой глубокий анализ понятия страха.Согласна с Вами полностью.Страх – это негативное состояние человеческой психики, спровоцированное реальной либо мнимой угрозой. Каждый в своей жизни неоднократно испытывал это чувство в различных ситуациях. Даже самый отважный и храбрый человек может в глубине души чего-то бояться.
Валентина Титова, дата: 09.02.2016 в 18:10
#23 А еще, Тамара Ивановна, развивая Ваши рассуждения, -страх – это своеобразная сигнализация об опасности, способствующая реализации инстинкта самосохранения. Под влиянием испуга человек может совершить такие действия, на которые в обычном состоянии не способен. К примеру, бежать с огромной скоростью, перепрыгивать через высокие препятствия, проявлять удивительную сообразительность и находчивость.
Валентина Титова, дата: 09.02.2016 в 18:11
#24 Светлана Владимировна, спасибо большое за тёплый и добрый комментарий к статье о страхе перед математикой. Мне очень приятно, что Вас заинтересовала проблема, затронутая в статье
Валентина Титова, дата: 09.02.2016 в 18:17
#25 Владимир Ильич, спасибо большое за комментарий к статье о страхе перед математикой. Мне очень приятно, что Вас заинтересовала проблема, затронутая в статье, что Вы вспомнили свои школьные годы. Удачи Вам
Валентина Титова, дата: 09.02.2016 в 18:20
#26 Татьяна Александровна, какой приятный комментарий Вы дали к статье. Согласна с Вами, что учитель- главный человек от которого зависит успех ребёнка при изучении математики. Вы ,как и Валентина Фёдоровна, связали затронутую тему с подготовкой своих очаровательных внучек к школе, как же это приято! Радости и счастливой школьной жизни Вашему ребёнку, пусть учиться весело, чтоб хорошо учиться.
Валентина Титова, дата: 09.02.2016 в 18:33
#27 Валентина Николаевна, с интересом прочитала статью. Страх перед математикой был и у меня в 10-11 классах. Долго в памяти "всплывал" экзамен за курс школы. А потом, в университете, когда была математика, страх прошел и относилась к ней уже спокойно и уверенно. Спасибо педагогу! И конечно соглашусь с мнениями, что сейчас нет отработки материала, и не только по математике (младшая дочь в 3 классе). Чуть не каждый день новые темы, объем огромный, без помощи родителей не обойтись. А ведь не всем помочь могут...
Наталья Трачук, дата: 09.02.2016 в 19:02
#28 Наталья Михайловна, как мне нравится, что Вы, как и другие коллеги, в качестве примеров об отношении детей к предмету и страхом перед ним, используете своих родных детей. Пусть Вашей дочери будут легко даваться все тонкости математики, и пусть она с радостью встречает учителя, который преподаёт математику.Хорошо бы, чтобы учебники по математике были умными, творческими и составлены бы они были как в старые добрые времена - от простого к сложному.
Валентина Титова, дата: 09.02.2016 в 19:31
#29 Коллеги предлагаю! Арифметика+кино=?
Проверьте, как хорошо вы знаете советские фильмы...И как хорошо считаете.
meduza.io/quiz/matematika-kino? share=10&utm_source=vk.com&utm_medium=share_result&utm_campaign=kartinka
Тамара Спиридонова, дата: 10.02.2016 в 5:02
#30 Уважаемая Валентина Николаевна, большое спасибо за приглашение обсудить Вашу статью.Скажу честно, что я люблю всё, что связано с математикой и тема эта актуальная.Я согласно с тем , что приводится в статье и считаю, что надо с самых ранних лет приучать детей считать, сравнивать, анализировать, формулы, таблицу умножения лучше выучить сразу наизусть.В семье все подобрались математического склада все, а на работе я стараюсь как можно больше разбирать разных заданий, задач(причём я приветствую и разные способы решения и разные формы краткой записи задач и задачи занимательного характера и повышенной сложности).Конечно, не всё получается так, как задумал, но есть разные семьи. поэтому и разные результаты.А бояться математику не надо. её надо просто полюбить.Она очень интересная!Желаю всем нам , а нашим ученикам особенно, успехов, творчества. озорения!
Нина Жабина, дата: 10.02.2016 в 20:32
#31 Благодарю Вас, Нина Анатольевна, за замечательный комментарий к статье о страхе перед математикой.Вы так доходчиво раскрыли разные формы работы на уроке по развитию интереса и математических способностей у детей, что у меня нет сомнений, что Ваши ученики понимают и любят математику.Желаю Вам радости и удовлетворения от общения с детьми на уроке, здоровья и благополучия, терпения и успехов.
Валентина Титова, дата: 11.02.2016 в 21:26
#32 Валентина Николаевна, статья замечательная. Мне часто приходилось в колледже смотреть на студентов 1 курса в первые сентябрьские дни. Хмурые лица, глаза у многих грустные. Спрашиваю я тогда таких ребят:"Что с математикой в школе было трудно?" В ответ: "ДА"! И тут начиналась моя работа. Слабых к доске сразу не вызывала. Давала времени на адаптацию. Они потом уже сами, видя, что ничего страшного у доски нет, поднимали руку и шли отвечать. Кто был посмелее, так старались на парах чаще выходить к доске и работать, а потом давали другим совет идти к доске, что я им все объясню. Сейчас, работая в интернате, тоже пытаюсь убрать страх перед математикой. У многих знакомых тоже есть дети, которые не любят математику. Так, что приходится спокойно работать и помогать ребятам.
Ольга Даниловская, дата: 13.02.2016 в 16:00
#33 Валентина Николаевна, мне понравилась Ваша статья. Читаю и думаю, я ведь без психолога (Он один на всю школу) пришла к некоторым выводам Вашей статьи. Вот сейчас карантин в связи с гриппом, а я задала составить кроссворд на математические термины, таким образом они повторят материал. Мои третьеклассники любят математику, ну, конечно, не все. Боязни я не чувствую, а вот пробелы в знаниях есть. Многим детям с гуманитарным складом ума просто "Не дана" математика.
Любовь Ганжала, дата: 13.02.2016 в 18:11
#34 Спасибо, Ольга Николаевна, за интересный комментарий к статье о страхе перед математикой.У Вас очень интересный опыт работы со слабоуспевающими детьми, время на адаптацию ученику действительно придаёт уверенность и надежду на ликвидацию пробелов в знаниях, индивидуальный подход помогает преодолеть страх перед математикой.
Валентина Титова, дата: 13.02.2016 в 19:16
#35 Любовь Александровна, спасибо за комментарий к статье о страхе перед математикой, за оценку моей работы, за поддержку.Прививать любовь к предмету каждый учитель пытается своими методами, главное -это понять и поверить ребёнку.Задания о составлении кроссвордов на математические термины -это одна из форм работы думающего учителя, такая работа обязательно принесёт успех.
Валентина Титова, дата: 13.02.2016 в 19:26
#36 Валентина Николаевна, я тоже последнее время стала наблюдать боязнь математики.И некоторую роль в этом играют родители, который "путают" своих детей, пытаясь "учить" их по-своему.
Наталья Фокина, дата: 14.02.2016 в 10:09
#37 Да, Наталья Николаевна, Вы совершенно правы, действительно родители, желая помочь своим детям по математике начинают их учить своими методами, не заглядывают в тетради и не вникая в то, что учитель объяснял на уроке, учат их по-своему, запутывая их и вызывая страх перед уроком математики.
Валентина Титова, дата: 14.02.2016 в 17:26
#38 Я считаю себя гуманитарием. Именно считаю, потому что полагаю предрасположенность к математике была. У меня мама учитель математики. Но думать и решать я не стремилась, подбегу к маме, скажу, что не могу решить. Мама и решит, вместе с объяснением.Подруга мамина учила меня, поэтому четверки доставались легко.А большего я и не хотела. Мне нравился английский. Но когда в 8 классе сменился учитель математики, я стала ненавидеть математику. Всё зависит только от учителя!!! Считаю я и убедилась в этом на собственном опыте.
Моя знакомая задала детям вопрос: почему весь наш класс (в котором училась) очень любил математику? Дети стали придумывать ответы: -Вам нравилось решать трудные задачи и так далее. Нет! А Вы будете сидеть и упорно решать задачу, которая не получается или бросите это дело? Конечно, бросите. А ответ прост: все очень любили учителя!!!
Любовь Хабарова, дата: 22.12.2018 в 12:31
#39 Согласна, что в большей мере все зависит от родителей и от их отношения к математике. Но в тоже время учитель может все изменить. Либо завлечь изучать математику, решать задачи любо сложности, либо не то что боятся математики, а даже возненавидеть ее
Екатерина Дорофеева, дата: 11.02.2019 в 23:49
#40 Какой бы ни была причина страха, как только он появляется, то тут же начинает расти, подпитывая сам себя. Чем большую тревогу ощущает ребенок, тем хуже его результаты, тем сильнее он старается избегать каких-либо арифметических действий и тем страшнее становится математика.
Это может иметь довольно серьезные последствия. Люди со страхом математики хуже понимают статистику, и, как следствие, не умеют адекватно оценивать риски.
Олеся Фёдорова, дата: 13.02.2019 в 14:10
#41 По моему мнению, надо заинтересовать ребенка математикой, попробовать объяснить и показать на жизненных примерах; чтобы он понимал то или иное действие не возможно без знания математики. Ребёнок успевает по математике тем лучше, чем больше он ей занимается, и он тем скорее готов уделить ей много времени, чем сильнее она ему нравится.
Татьяна Косенкова, дата: 13.02.2019 в 20:10
#42 Коллеги, не будем забывать, что у подавляющего большинства людей нет и не будет сформировано абстрактное мышление - основа математических способностей (уж так устроен мозг многих людей на планете). Но изучать математику в школе придётся всем! Поэтому проблему страха перед математикой нужно рассматривать в нескольких плоскостях:
1) страх не оправдать ожидания (родителей и учителя), страх быть хуже всех на уроке, страх перед собой за непонимание якобы "простых вещей, которые понятны всем" - эти страхи самые-самые; они буквально парализуют... - это психологические стрессы;
2) страх не успеть завершить работу ("я знаю, как решать,но не успеваю) - заставляет спешить, суетиться, а это вызывает к жизни досадные ошибки; к математике это имеет мало отношения - это проблема саморегуляции;
3) "страх перед задачей"... даже не знаю, что и написать: у тех, у кого нет мат.способностей и страха такого нет (они никогда не будут решать задач повышенной сложности, алгоритма для которых нет), а кто интересуется математикой и мат.способностями обладает (неважно каков уровень их развития) испытывает не страх, а азарт при "встрече" с такой задачей (ведь встреча-то не случайна!)...
Вывод: математике обучаются и те, кто обладает, и те, кто не обладает мат.способностями. Давайте будем щадить чувства первых, создавая ситуацию успеха на каждом уроке, и развивать, по-возможности, способности вторых, вовлекая их во внеурочную математическую деятельность!
Светлана Лебедева, дата: 13.02.2019 в 21:10
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.