Статья "Как развить память у детей"
Нина Васильевна Ефимова
05.04.2016
2064
0
В помощь учителю
Ефимова Нина Васильевна.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район,
Амурская область
Существует несколько приемов запоминания материала.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/09/04/roditelskoe-sobranie-znachenie-pamyati-v-obuchenii
Л.Ф.Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника; популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2006.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район,
Амурская область
Как развить память у детей
Цицерон сказал когда –то: «Память слабеет, если ее не упражняешь». Так ли это? Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Памяти отводится большое место в школьном обучении. Очевидно, что память играет большую роль при накоплении знаний. Память является основой репродуктивного мышления, обеспечивающего понимание нового материала применение знаний на практике, если не требуется их существенного преобразования. Память играет определенную роль и в продуктивном мышлении, так как имеющиеся знания - опора в открытии нового. Отмечая это обстоятельство, А.А. Смирнов писал, что роль памяти велика не только для закрепления прошлого опыта, но и для создания нового.
Вследствие появления в школе новых предметов увеличивается количество информации, которую подросток должен запомнить, в том числе и механически. В связи с этим у школьников подросткового возраста часто возникают проблемы с памятью, возникают жалобы на плохую память. Но наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения, тренировки памяти. Для того чтобы школьники могли успешно учиться в среднем звене школы, у них должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Подростка надо научить правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток запоминает материал с установкой, что эта информация понадобиться в скором времени, то материал усваивается быстрее, помниться дольше, воспроизводиться точнее.
Для того чтобы подростки могли улучшить свою память, тренировать ее, их следует познакомить с законами памяти. Для лучшего запоминания необходимо думать. Учитывая тот факт, что память подростка теснейшим образом связана с мышлением, необходимо посоветовать учащимся среднего звена непременно во всем искать смысл. Не следует зубрить заданный параграф, повторяя про себя строчку за строчкой. Результат будет значительно лучше, если подросток постарается найти в тексте главную мысль, сделает конспект.
Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Следует посоветовать учащимся среднего звена школы чаще оценивать, что даст полученная информация. Если польза действительно ожидается, то читать будет интереснее, а следовательно, больше запомнится.
К предстоящей работе с материалом следует готовиться. Психологами установлено, что новое гораздо легче усваивается, если подросток подумает над тем, что он знает на предложенную тему, оценит, насколько информация пополнит знания. Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени. Это особенно касается подготовки к зачетным занятиям, к экзаменам. Ученые-психологи раскрыли секрет запоминания. Оказывается, объем оперативной памяти «семь», т.е. при одновременном восприятии мы можем удержать в памяти в среднем 7 объектов. Это могут быть 7 слов, 7 фраз, 7 параграфов. Причем легче запомнить первый и последний элементы ряда.
Не следует учить друг за другом похожие предметы. Так, не следует учить физику после математики, а литературу после истории. Учеными давно выяснено, что лучший способ забыть все, только что выученное, попытаться тут же запомнить нечто похожее.
Необходимо бороться с забывчивостью. Бороться с забывчивостью можно следующим образом: представляя обстановку, в которой происходило событие, можно припомнить и само событие. Это объясняется тем, что одновременные впечатления имеют свойство вызывать друг друга. Так, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, или крестик, нарисованный на руке, впоследствии помогает вспомнить и повод, по которому они появились.
Вся информация должна восприниматься как законченное целое. Так, стихотворение или параграф надо прочитать целиком и пытаться рассказать сразу все. Это поможет потом быстро восстановить в памяти весь материал.
Рекомендации для смыслового запоминания материала можно сформулировать так:
Памяти отводится большое место в школьном обучении. Очевидно, что память играет большую роль при накоплении знаний. Память является основой репродуктивного мышления, обеспечивающего понимание нового материала применение знаний на практике, если не требуется их существенного преобразования. Память играет определенную роль и в продуктивном мышлении, так как имеющиеся знания - опора в открытии нового. Отмечая это обстоятельство, А.А. Смирнов писал, что роль памяти велика не только для закрепления прошлого опыта, но и для создания нового.
Вследствие появления в школе новых предметов увеличивается количество информации, которую подросток должен запомнить, в том числе и механически. В связи с этим у школьников подросткового возраста часто возникают проблемы с памятью, возникают жалобы на плохую память. Но наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения, тренировки памяти. Для того чтобы школьники могли успешно учиться в среднем звене школы, у них должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Подростка надо научить правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток запоминает материал с установкой, что эта информация понадобиться в скором времени, то материал усваивается быстрее, помниться дольше, воспроизводиться точнее.
Для того чтобы подростки могли улучшить свою память, тренировать ее, их следует познакомить с законами памяти. Для лучшего запоминания необходимо думать. Учитывая тот факт, что память подростка теснейшим образом связана с мышлением, необходимо посоветовать учащимся среднего звена непременно во всем искать смысл. Не следует зубрить заданный параграф, повторяя про себя строчку за строчкой. Результат будет значительно лучше, если подросток постарается найти в тексте главную мысль, сделает конспект.
Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Следует посоветовать учащимся среднего звена школы чаще оценивать, что даст полученная информация. Если польза действительно ожидается, то читать будет интереснее, а следовательно, больше запомнится.
К предстоящей работе с материалом следует готовиться. Психологами установлено, что новое гораздо легче усваивается, если подросток подумает над тем, что он знает на предложенную тему, оценит, насколько информация пополнит знания. Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени. Это особенно касается подготовки к зачетным занятиям, к экзаменам. Ученые-психологи раскрыли секрет запоминания. Оказывается, объем оперативной памяти «семь», т.е. при одновременном восприятии мы можем удержать в памяти в среднем 7 объектов. Это могут быть 7 слов, 7 фраз, 7 параграфов. Причем легче запомнить первый и последний элементы ряда.
Не следует учить друг за другом похожие предметы. Так, не следует учить физику после математики, а литературу после истории. Учеными давно выяснено, что лучший способ забыть все, только что выученное, попытаться тут же запомнить нечто похожее.
Необходимо бороться с забывчивостью. Бороться с забывчивостью можно следующим образом: представляя обстановку, в которой происходило событие, можно припомнить и само событие. Это объясняется тем, что одновременные впечатления имеют свойство вызывать друг друга. Так, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, или крестик, нарисованный на руке, впоследствии помогает вспомнить и повод, по которому они появились.
Вся информация должна восприниматься как законченное целое. Так, стихотворение или параграф надо прочитать целиком и пытаться рассказать сразу все. Это поможет потом быстро восстановить в памяти весь материал.
Рекомендации для смыслового запоминания материала можно сформулировать так:
- осознайте, зачем следует запоминать материал;
- осознайте, что надо запомнить;
- проанализируйте материал, выявите связи между понятиями и явлениями;
- выделите главное, суть в материале, который надо запомнить;
- обобщите содержание; запомните обобщение.
Существует несколько приемов запоминания материала.
- Прогноз ситуации. Подросток обязательно должен подумать о том, что произойдет, если он не запомнит нужного. Можно прогнозировать и приятные последствия, если только они достаточно важны для учащихся.
- Следует учить подростков переводить скучную, не всегда изложенную доступным языком информацию на приемлемый для него язык. Здесь окажут помощь эмоции. Эмоциональное восприятие поможет запомнить материал. Яркое первое впечатление от предлагаемой информации является гарантией успеха.
- Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, нежели главный смысл.
- Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить задачу. В материале могут быть следующие связи: смысловые, структурные. При чтении текста можно придать ему определенный ритм, внести эмоции.
- Опорные сигналы или знаковое моделирование также можно использовать для лучшего запоминания материала. Об этом приеме подробно пишет Шаталов В.Ф. в книге «Педагогическая проза».
- Повторение материала. Общеизвестно, что повторение – мать учения. Но даже, если повторить параграф 20 раз подряд, то наутро можно убедиться, что не все обстоит так благополучно с запоминанием как хотелось бы. Психологи установили, что через 30 минут забывается 40% новой информации, на следующий день—34%, через месяц—21%. С учетом этого и надо повторять: первый раз сразу после прочтения, второй раз—через полчаса, третий раз—через день, а четвертый раз—через 2-3 недели.
Тренировка памяти – самый элементарный вид формирования личности, в основе которого лежит систематическое повторение определенных действий, а результатом является закрепление повторяемых процессов. Прежде чем приступить к тренировке памяти, необходимо провести диагностику памяти подростка, т.е. знать особенности памяти, занятия следует проводить в эмоционально приятной обстановке (там, где положительные эмоции, высокая готовность к восприятию).
Источники:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/09/04/roditelskoe-sobranie-znachenie-pamyati-v-obuchenii
Л.Ф.Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника; популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Другие статьи
- О возможности применения «облачных» технологий в образовании
- История мультипликации
- Модульное обучение в образовательном процессе
- Использование информационных технологий во внеклассной работе по английскому языку
- Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка
- Использование электронных форм учебников: проблемы и перспективы
- Как работает электронный ресурс «Единая коллекция ЦОР» на уроках русского языка?
- Работа над методическим конструктором по формированию универсального учебного действия "Работа с текстовым материалом"
- Формы и методы работы с родителями (из опыта работы)
- Совершенствование системы дополнительного образования через организацию работы интегрированного клуба «Отечество»
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.