С нами 14644 учителя, 5118 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Воспитание самостоятельности у младших школьников с особыми образовательными потребностями в начальной школе "

Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
 
Воспитание самостоятельности у младших школьников с особыми образовательными потребностями  в начальной школе

 
  Взрослые нередко задумываются о том, что дети несамостоятельны («всё им надо разжёвывать», «за руку водить»), но при этом не создают для проявления самостоятельности условий, ограничиваясь призывами: «Когда же, наконец, станете самостоятельными! Пора уже быть самостоятельными! Неужели нельзя было додуматься и не ждать меня, а сделать всё самим?!».
    Приходилось наблюдать картину, когда педагоги давали такие инструкции: «Идите и попросите библиотекаря от моего имени дать именно эту книгу. Я покажу, какие стихи надо выучить» (А может быть, они могли бы выбрать сами?). Рассмотрим ещё примеры подобных наблюдений.
«Почему ты сделал так, неужели нельзя было подойти и спросить у меня?» (А может быть, стоил отметить, что он проявил своё творчество?)
«Все слушают меня и делают строго по образцу». (А может быть кто – то хотел предложить свой вариант решения задачи?)
   Приведённые выше примеры служат наглядным доказательством тому, что дети просто привыкают слушать, подчиняться, следовать указаниям и инструкциям, усваивают, что учитель, что взрослые лучше знают, что и как надо.
  Как показывают личные наблюдения в моей педагогической практике проявления самостоятельности, в основном, затрагивают приготовления уроков, самообслуживание,  отдельные домашние поручения касаются самого ребёнка. При этом детские высказывания свидетельствуют, что, к примеру, готовя домашнее задание, большинство ребят в случаях затруднений охотно без колебаний прибегают к помощи родителей, учителя, воспитателя. Они точно следуют установке взрослых, не выходя за её границы, не проявляя своей творческой инициативы, и самостоятельности. Например, две девочки, выполняя обязанности дежурных, пунктуально сделали всё, что просила учительница. На её вопрос: «Почему вы не полили цветы?» девочки ответили: «А вы об этом не говорили».
    Встречаясь с подобными ситуациями, за период своей деятельности я была в поиске новых  форм и методов, способствующих формированию  навыков самостоятельности у детей с ОВЗ.
Со временем я пришла к выводу, что эффективность выбранных приёмов и форм будет лишь при отслеживании уровня сформированности навыков самостоятельной работы в начале и в конце учебного года. В связи с этим хочу привести в качестве примера используемые мной методики, цель которых отследить уровень самостоятельности у младших школьников с ОВЗ.
Методика 1 «Продолжи фразу».  
Цель методики: выяснить на сколько ребёнок понимает понятие «самостоятельность» и её значимость для себя лично.
Описание: задача ребёнка заключается в том, что он должен закончить начатую фразу.
Примеры фраз:
«Самостоятельность – это…»;
«Самостоятельный человек тот, кто…»
«Мои первые шаги к самостоятельности были такими…»
Методика 2 «Создай галерею персонажей»
Цель: выяснить, в какой степени дети видят и понимают самостоятельность в других людях. Описание: детям предлагается создать галерею героев сказочных персонажей, которые отличаются самостоятельностью»
Методика 3 «Фантазёр».
Цель: выяснить, в какой ситуации ребёнок может проявить себя как самостоятельной личностью. Описание: детям предлагается пофантазировать и написать мини- сочинение на тему «Если бы я остался один дома, какие бы дела сделал самостоятельно».
Методика 4 «Оцени себя сам».
Цель: выявить уровня сформированности навыков самостоятельности.
Описание: детям предлагается выбрать себе символ, эмблему и с её помощью оценить свою работу, поступок, свой уровень самостоятельности: слонёнок –самый несамостоятельный, утёнок – средний уровень самостоятельности (с помощью и подсказкой взрослого), рыбка – самый самостоятельный (высокий уровень).
Методика 5 «Самостоятельный ли я?»
Цель: выявление самооценки и её адекватности на предмет самостоятельности.
Описание: на листке бумаге ребёнок проводит вертикальную черту. Слева от черты нужно поместить самостоятельных людей, справа несамостоятельных. Обязательным условием этого задания является то, что среди людей ребёнок выбирает себя, членов своей семьи, близких друзей. Специальным цветом ребёнок определяет среди людей себя, своё место. Целесообразно попросить ребёнка объяснить, почему он делает такой выбор.
Методика 6 «Твой выбор».
Цель: выявить уровень умения давать оценку каждым ребёнком самостоятельных действий своих одноклассников.
Описание: каждый ученик получает листок со следующим текстом:
«Ребята нашего класса всё решать и делать могут:
- самостоятельно;
- сами, но советуются с взрослыми;
- только вместе с взрослыми;
- под руководством взрослых;
- сомневаюсь ответить;
- не знаю».
Дети должны подчеркнуть ту позицию, которую они считают верной.
Методика 7 «Советчик».
Цель: выявить, в какой степени дети понимают пути решения быть самостоятельным.
Описание: детям предлагается воображаемая ситуация: «Представь себе, что к тебе подошла младше тебя сестра и просит дать совет: Что нужно делать, чтобы стать самостоятельным?». Что ты ему ответишь?
Методика 8 «Каким ты хочешь быть?»
Цель: выяснить уровень мотивации и желаний ребёнка быть лучше.
Описание: из предложенного списка качеств детям предлагается выбрать те, которые он больше всего ценит, которыми хотел бы обладать.
1. Смелый
2. Весёлый
3. Добрый
4. Аккуратный
5. Спокойный
6. Самостоятельный
7. Честный
8. Скромный
Методика 9 «Что ты можешь делать самостоятельно?»
Цель: выявить уровень  умения ребёнка анализировать и определять собственные самостоятельные действия.
Описание: детям выдаются бланки с возможными ответами. Задача ребят выбрать те утверждения, которые присуще им самим в большей степени.
- стирать, мыть посуду, протирать пыль…
- работать в саду, в огороде, поливать цветы…
- вязать, шить, вышивать…
- ухаживать за домашними питомцами…
- работать с различными инструментами (нож, рубанок, ножницы)…
- готовить еду…
- рисовать, выжигать, выпиливать…
- ваши варианты.
   Использование перечисленных выше методов педагогической диагностики позволил мне определить у детей моего класса уровень мотивации к самостоятельности на начало учебного года. На основе анализа проведённых мною методик  в начале учебного я спланировала  цикл занятий по формированию и воспитанию у обучающихся моего класса навыков.  Цикл таких занятий представлен в плане воспитательной работы на учебный год.
 
План воспитательной работы по формированию и воспитанию навыков самостоятельности у младших школьников с ОВЗ в 4 классе
 
Тема занятия Форма проведения Сроки реализации
«Быть самостоятельным. Что это значит?» Дискуссия сентябрь
«На сколько мы самостоятельны?» Практикум октябрь
«Мои первые шаги к самостоятельности» Творческое рисование ноябрь
«Я принимаю решение: быть или не быть самостоятельным» Беседа - диалог декабрь
«Один дома. Как я могу помочь своим родителям?» Практикум январь
«Как я ухаживаю за домашними питомцами» Разброс мнений февраль
«На необитаемом острове» Ситуативный практикум март
«Маленькие секреты приготовления уроков» Ситуативный практикум апрель
«Чему я научился, что нового узнал?» Итоговое занятие май
 
   Реализация представленного плана дала мне положительную динамику в формировании самостоятельных навыков у выпускников начальной школы. Положительную динамику позволили мне отследить вышеперечисленные методики в конце учебного года.
    Как показывает опыт формирование навыков  самостоятельности у детей начальной школы в воспитательном процессе и обучение их способам проявления самостоятельности делает их более уверенными и  смелыми. В связи с этим очень важно закреплять приобретённые ими навыки и постепенно расширять границы их проявения, обогащать их содержание.
 
 Источники:
1. Гаврилычева Г. Воспитание самостоятельности // Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 5 - Москва: Изд.: ООО "Школьная пресса", 2008,

2. Хайрутдинова И.В. Психолого-педагогические условия реализации воспитательной функции семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями: диссертация на соискание научной степени кандидата психологических наук. Ижевск., 2006.-341с. http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/2515/Hairutdinova.pdf?sequence=1
3. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. - Москва: ВЛАДОС., 2004.- 126с.
4. Осипова А. А. Общая психокоррекции: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ "СФЕРА"., 2000.- 512с.

 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Наталья Николаевна, мне очень понравились предложенные Вами методики с помощью которых можно отследить уровень самостоятельности у учащихся начальной школы. Представленные методики очень актуальны на сегодняшний день. Предложенный Вами план воспитательной работы вообще классный.
Ирина Шаврина, дата: 06.07.2016 в 0:04  
#2 Наталья Николаевна, статья актуальная для современного образования. Понравились предложенные Вами методики. Интересные темы занятий и формы их проведения предложены Вами. Взяла себе в копилку.Спасибо Вам большое за Ваш труд.
Ирина Мерзлютина, дата: 06.07.2016 в 0:35  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.