Статья "Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС"
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МБОУ «Прогимназия № 2»
город Воронеж
Воронежская область
Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС
Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Давайте начнём с рассмотрения основных понятий, а именно рассмотрим значения слов «современный» и «урок».
Словарь Ожегова предлагает нам следующее толкование этих понятий:
Современный — относящийся к настоящему времени, теперешний.
Урок — учебный час, посвященный учебному предмету.
А так же:
Современный — стоящий на уровне своего века, не отсталый.
Урок — нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
Проанализировав дефиниции, представленные в словаре, можно прийти к выводу, что:
1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа.
2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.
По - моему мнению, современный урок должен быть:
-
Актуальный и интересный. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях.
-
Творческий, способствовать самореализации школьников. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации.
-
Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок, на котором учителю и ученику комфортно.
-
Проблемный урок, то есть урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации.
-
Действенный, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.
Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся.
Давайте рассмотрим модели современного урока.
Первую модель современного урока можно назвать традиционной – классно-урочной, и она эффективно действует в нашей стране многие десятилетия. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов, которые используют такие термины, как:
-
триединая цель урока;
-
план-конспект;
-
формы обучения;
-
методы и приемы обучения;
-
типы уроков и другие.
Вторая модель современного урока связана с технологизацией образования. Педагогические технологии как новый феномен пришли в наше образование в начале 90-ых годов и позволили сформировать свой понятийный аппарат:
-
технологическая карта тематического и поурочного планирования;
-
технологический прием;
-
этап технологии;
-
задача этапа и диагностика его эффективности.
Благодаря становлению этой модели изменились формы и методы обучения школьников, они стали более активными, и самое главное, взаимосвязанными;
-
появилась культура проектирования урока с учетом его этапов, постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов;
-
изменилась система оценивания учебных достижений школьников, разработаны новые способы измерений;
-
мы стали говорить о возможностях тиражирования эффективного опыта проведения урока не только в виде различных методических описаний, но и универсальных моделей (например, технологических карт).
Но время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о третьей модели реализации современного урока – компетентностном подходе, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура и свой понятийный аппарат:
-
ключевые и базовые компетентности;
-
опыт ребенка;
-
умение решать жизненные ситуации;
-
психолого-педагогическая ситуация и другие.
А теперь давайте рассмотрим факторы, влияющие на успешное проведение современного урока.
Говоря об успешном проведении урока, следует начать с принципов его организации:
-
Принцип свободы, т. е. обеспечение возможности для каждого ученика открывать себя в различных видах деятельности.
-
Принцип сотрудничества, который, безусловно, базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения.
-
Принцип толерантности, который подразумевает понимание и принятие особенностей обучающегося и создание благоприятной атмосферы для дальнейшего его саморазвития.
-
Принцип терпимости, который основывается на способности снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия.
Безусловно, современный урок должен способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества, а также единству формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях и иметь благоприятный психологический микроклимат.
Для успешного достижения вышеизложенных целей на уроке должны просматриваться следующие ситуации:
-
Ситуация открытости. Ученик должен иметь возможность быть успешным настолько, насколько он может или хочет быть.
-
Ситуация успеха. Для ученика должна быть создана атмосфера, мотивирующая его к успешному обучению.
-
Ситуация поддержки. С целью создания благоприятного микроклимата на уроке, учитель должен оказывать поддержку ученику в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах.
-
Ситуация коммуникации. Должно быть создано продуктивное общение, направленное на эффективное взаимодействие учителя и ученика.
Наличие всех факторов, влияющих на успешное проведение современного урока, является важным условием создания продуктивного образовательного процесса.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
- Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.).
- Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
- Урок, содержащий разные виды деятельности.
- Урок, на котором ученику должно быть комфортно.
- Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
- Современный урок развивает у детей креативное мышление.
- Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Список литературы:
-
Букреева С. Н., Мухортова И. И. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 738-740.
-
Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos
-
Попова О.С. Каким должен быть современный урок? [электронный ресурс] https://popowaolga.wordpress.com/%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC-%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D0%BC/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA/
-
Скаткин М.Н. [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.
-
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.
-
Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
-
Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г. http://gymnasium43.ucoz.ru/obraz_process/doclad.pdf
- Экологическая культура в русле ноосферного образования
- Формирование профессиональных компетенций при изучении технологии производства каменных работ
- Формирование понятия о емкости. Обучение измерению емкости
- Из личного опыта работы с детьми с ДЦП
- Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- Организация работа с одаренными детьми. Проблемы педагогического сопровождения
- Внеклассная работа по математике. Из опыта работы.
- Международное сотрудничество в области школьного образования - живые примеры
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
- "Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида"