С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС"
Ирина Мерзлютина   03.12.2016   7730   6   ФГОС
Мерзлютина Ирина Александровна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МБОУ «Прогимназия № 2»
город Воронеж
Воронежская область

Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС

 

       Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии  урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
   Давайте начнём с рассмотрения основных понятий, а именно рассмотрим значения слов «современный» и «урок».
        Словарь Ожегова предлагает нам следующее толкование этих понятий:
        Современный — относящийся к настоящему времени, теперешний.
        Урок — учебный час, посвященный учебному предмету.
        А так же:
        Современный — стоящий на уровне своего века, не отсталый.
        Урок — нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
        Проанализировав дефиниции, представленные в словаре, можно прийти к выводу, что:
    1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа.
    2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.
        По - моему мнению, современный урок должен быть:

  • Актуальный и интересный. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях.

  • Творческий, способствовать самореализации школьников. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации.

  • Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок, на котором учителю и ученику комфортно.

  • Проблемный урок, то есть урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации.

  •  Действенный, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

   Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся.
         Давайте рассмотрим модели современного урока.
      Первую модель современного урока можно назвать традиционной – классно-урочной, и она эффективно действует в нашей стране многие десятилетия. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов, которые используют такие термины, как:

  • триединая цель урока;

  • план-конспект;

  • формы обучения;

  • методы и приемы обучения;

  • типы уроков и другие.

      Вторая модель современного урока связана с технологизацией образования. Педагогические технологии как новый феномен пришли в наше образование в начале 90-ых годов и позволили сформировать свой понятийный аппарат:

  • технологическая карта тематического и поурочного планирования;

  • технологический прием;

  • этап технологии;

  • задача этапа и диагностика его эффективности.

      Благодаря становлению этой модели изменились формы и методы обучения школьников, они стали более активными, и самое главное, взаимосвязанными;

  • появилась культура проектирования урока с учетом его этапов, постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов;

  • изменилась система оценивания учебных достижений школьников, разработаны новые способы измерений;

  • мы стали говорить о возможностях тиражирования эффективного опыта проведения урока не только в виде различных методических описаний, но и универсальных моделей (например, технологических карт).

      Но время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить  о третьей модели реализации современного урока – компетентностном подходе, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура и свой понятийный аппарат:

  • ключевые и базовые компетентности;

  • опыт ребенка;

  • умение решать жизненные ситуации;

  • психолого-педагогическая ситуация и другие.

       А теперь давайте рассмотрим факторы, влияющие на успешное проведение современного урока.
         Говоря об успешном проведении урока, следует начать с принципов его организации:

  • Принцип свободы, т. е. обеспечение возможности для каждого ученика открывать себя в различных видах деятельности.

  •  Принцип сотрудничества, который, безусловно, базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения.

  • Принцип толерантности, который подразумевает понимание и принятие особенностей обучающегося и создание благоприятной атмосферы для дальнейшего его саморазвития.

  • Принцип терпимости, который основывается на способности снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия.

   Безусловно, современный урок должен способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества, а также единству формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях и иметь благоприятный психологический микроклимат.
    Для успешного достижения вышеизложенных целей на уроке должны просматриваться следующие ситуации:

  • Ситуация открытости. Ученик должен иметь возможность быть успешным настолько, насколько он может или хочет быть.

  • Ситуация успеха. Для ученика должна быть создана атмосфера, мотивирующая его к успешному обучению.

  • Ситуация поддержки. С целью создания благоприятного микроклимата на уроке, учитель должен оказывать поддержку ученику в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах.   

  • Ситуация коммуникации. Должно быть создано продуктивное общение, направленное на эффективное взаимодействие учителя и ученика.

        Наличие всех факторов, влияющих на успешное проведение современного урока, является важным условием создания продуктивного образовательного процесса.
       Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
        Современный урок – это:
-      Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.).
-      Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
-      Урок, содержащий разные виды деятельности.
-      Урок, на котором ученику должно быть комфортно.
-    Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
-      Современный урок развивает у детей креативное мышление.
-      Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
-      урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
       Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. 


 Список литературы:

  1. Букреева С. Н., Мухортова И. И. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 738-740.

  2. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] //  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos

  3. Попова О.С. Каким должен быть современный урок? [электронный ресурс] https://popowaolga.wordpress.com/%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC-%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D0%BC/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA/

  4. Скаткин М.Н. [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.

  5. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.

  6. Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] //  http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

  8. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г. http://gymnasium43.ucoz.ru/obraz_process/doclad.pdf


 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Я согласна с Ириной Александровной в том, что современный урок возможен при системно-деятельностном подходе, когда учебные задачи решаются совместно, т.е. осуществляется принцип сотрудничества. Современный урок - это тот урок, когда дети понимают тему, видят её практическую направленность. Современные уроки готовят ребят не только к экзамену, но и к жизни в обществе. Спасибо за статью, написана интересно.
Галина Борискина , дата: 04.12.2016 в 11:10  
#2 Галина Георгиевна,спасибо за Ваш комментарий. Мне приятно,что данная статья вызвала у Вас интерес. Современный урок это и тот урок,на котором ученик находится в постоянном поиске. Современный урок - это ещё и урок,на котором ученику интересно.
Ирина Мерзлютина, дата: 04.12.2016 в 15:54  
#3 Системно-деятельностный подход - основной в рамках реализации ФГОС нового поколения. Меняется целеполагание, существенные изменения вносятся в деятельность как педагога, так и учащихся. Урок открывает новые возможности для реализации личностно-ориентированного подхода. Несколько лет назад на базе школы мы проводили семинар для заместителей директоров по теме "Современный урок с позиции ФГОС НОО". На своей страничке "Современный урок" я постаралась отразить особенности учебного занятия с позиции новых требований и показать основные изменения в деятельности учителя и ученика, а также предложила одну из возможных форм анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Ирина Александровна, позволю себе скромно предложить материал в качестве дополнения к Вашей статье.
Юлия Пасынок, дата: 04.12.2016 в 16:17  
#4 Отличная статья. Отличное изложение. Не только для начальной школы подходят концепции, изложенные в ней. С радостью читала и прочитала и волей-неволей задалась вопросом, соблюдаю ли я те ситуации, которые Вы предложили в статье по данной проблеме. Завтра иду уже на урок с уверенностью в том, что тоже не отстаю от тех принципов, которые диктует время и требует ФГОС. Пусть это будут слегка высокопарные слова, но Ваша статья убедила мне в том, что многое я оказывается проделываю так, как надо.Так что, спасибо за статью!
Ольга Степанова, дата: 04.12.2016 в 16:26  
#5 Спасибо,коллеги за ваши комментарии. Нет,Ольга Михайловна,это не высокопарные слова, мы все сейчас стараемся идти в ногу со временем. Иначе с современными детьми нельзя.
Ирина Мерзлютина, дата: 04.12.2016 в 16:35  
#6 Замечательная статья, актуальная тема для размышления каждого учителя.Автором рассмотрены все без исключения подходы к современному уроку и его закономерностях. Судя по всем Вашим учебным материалам, которые представлены в виде конспектов уроков, можно проследить каждую мысль данной статьи. У такого современного учителя как Вы, всегда будут современные уроки.
Наталья Чубаева, дата: 04.12.2016 в 21:39  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ