С нами 17167 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в сфере реализации ФГОС НОО: современные подходы"

Шаврина Ирина Владимировна,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель начальных классов,
МБОУ НОШ № 21, г. Южно-Сахалинск,
Сахалинская область
 

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое  воспитание  младших школьников в сфере реализации ФГОС НОО: современные подходы

 
     В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания, вот только несколько характерных причин из - за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?».
     Опыт показывает, что решение этого вопроса следует искать в истоках народной педагогики. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе.
Возрождение Российского государства, поворот к демократизации, гуманизации, к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной политики в области образования. Её новое понимание закреплено в действующей Конституции России, Законе РФ «Об Образовании». По сути, пересмотрена сама концепция развития отечественной системы образования. В Законе чётко определены новые принципы государственной образовательной политики, которые утверждают гуманистическую и демократическую ориентацию в работе по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
     В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
     ФГОС требует формирование разносторонней личности. Для решения данного вопроса и обновления содержания воспитательного процесса младших школьников, в школе разработана программа «Улицы добра, дружбы и успеха» (срок реализации 4 года), в основе которой планируется работа по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных качеств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
     Опыт работы показал, что по каждому направлению есть специфические формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.
     Духовное воспитание, прежде всего, включает воспитание любви к искусству. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания младших школьников, необходимо предоставить детям возможность знать истоки национальной культуры и искусства родного края. Это мощное средство в формировании эстетического вкуса. Поэтому необходимо проводить систематическую работу по приобщению детей к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечать государственные праздники, праздники народного календаря.
     Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве. В доступной для детей форме педагог может раскрыть значение слова Родина, родной край, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой духовного, нравственного, патриотического воспитания младших школьников. Дети принимают участие в проведении народных обрядовых праздниках (масленица, праздник урожая), лепят и рисуют народные игрушки, изучают народный фольклор, музыкальные произведения, танцы и традиции русского народа.
     Хорошим начинанием было бы открытие фольклорной экспозиции «Русская изба» на базе школы. Экспонаты музея помогут развивать интеллект младших школьников, их творческое воображение. Можно оформить мини-музеи: «Народная игрушка», «Русский сувенир», «Русская народная кукла», «Русский народный костюм» и т. д., где может проходить образовательная деятельность, конкурсы и посиделки с родителями. Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, ее духовным ценностям.
Духовно – нравственное воспитание младших школьников станет успешным, если будет использован потенциал музейной педагогики.
     Современная музейная педагогика направлена на решение задач активизации творческих способностей и воспитание нравственно гармоничной личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с младшими школьниками, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Спектр музейной деятельности широк: экскурсионная работа, творчество детей, образовательная и воспитательная работа, методическая, консультационная работа, поисково-краеведческая работа, выставочная деятельность, мастер-классы и т. д.
Приобщение к традиционной русской культуре к историческим событиям в музее происходит за счет проведения музейно-педагогических мероприятий. Мероприятия могут проходить в форме презентаций, познавательных лекций-экскурсий, увлекательных занятий, музейных уроков, мастер-классов, выставок, праздников, конкурсов, викторин, экскурсий  и т. д.
Одной из форм работы музея являются мастер-классы. Это может быть изготовление небольших изделий по мотивам народных промыслов, сувениров, народных обрядовых кукол, поделок из различных природных материалов, игрушек которые после занятий дети могут забрать домой. На занятиях дети знакомятся с различными забытыми ремеслами, знакомятся с традиционными народными праздниками и обычаями. Можно проводить мастер-классы для детей, или встречи детей с приглашенными мастерами, художниками. Все это происходит в окружении подлинных музейных экспонатов и вызывает заинтересованность детей.
     В содержании выставок могут быть включены творческие работы детей, родителей, педагогов, работающих в школах, художников и народных мастеров, учащихся школ города и т. д. Такие выставки имеют большое воспитательное значение.
     Важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.
Убедиться в этом помог проведённый в прошлом учебном году классный час на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики провели исследовательскую работу, результатом которой стал проект «Чему нас учат сказки». Творческие группы формировались в зависимости от вида деятельности: артисты, литературоведы, художники. Для учеников это всегда увлекательно и интересно. Смысл подобных мероприятий в привлечении всех учеников, в создании ситуации успеха, в возможности реализоваться каждому в любимом виде деятельности. Кроме того, в процессе подготовки этого мероприятия, ученики получили дополнительные знания по литературному чтению.
     При воспитании нравственных чувств и этического сознания большое значение для младшего школьника имеет развитие речи. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Поэтому проводятся внеклассные мероприятия, обучающие детей культуре речи.
Также в работе с детьми уделяется большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения это классные часы «Правила поведения в школе и на уроках», «Моя родословная», «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
     Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека в школе проходит через: поисковую работу, акции «Знамя победителей», «Сто шагов к Великой Победе», «Народная Победа», «Открытка ветерану». Дети ищут материал о своих родственниках, которые воевали. 5 лучших рассказов детей нашей школы вошли в сборник невыдуманные рассказы  о войне.  В течение года ребята активно участвовали в поиске. В результате на сайте школы появился виртуальный музей и создана «Книга памяти», которые пополняются новыми сведениями каждый год. в этом году была объявлена акция «Дети войны» в течении этого года дети будут собирать сведения о родственниках, которые родились и жили во время войны. Цель акций - с помощью книг, документов, книжных экспозиций, рассказов соседей и родственников, помочь восстановить события военного времени.
      С каждым годом Великая Победа уходит все дальше в прошлое. Но память о ней должна быть сохранена нынешними и грядущими поколениями.
     Патриотическое воспитание обучающихся в нашей школе осуществляется через проведение мероприятий, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, формированию духовно и физически  здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
      Это военно-спортивная игра «Зарница», в которой принимают участие обучающиеся 3 и 4 классов.  Для проведения игры приглашаются военнослужащие в/ч, которые не понаслышке знают, что такое воинский долг, мужество и отвага. Ребята проходят испытания по стациям: шифровка, тропа партизана, минное поле, стрельба, во время боя. Все великолепно справляются с заданиями и получают заслуженные награды.
      Проходят конкурсы и выставки поделок «Этих дней не смолкнет слава», «Мой папа самый лучший», а для победителей организуются  экскурсии в в/ч.
     Регулярно проводятся классные часы под девизом «Гордимся, помним!». В ходе которых дети просматривают презентации о Великой Отечественной войне, ведут диалог с приглашенными ветеранами, читают стихи, разучивают песни «Катюша», «В землянке» и другие. Именно на таких занятиях дети младшего школьного возраста с наибольшей силой осознают жестокость тех далеких страшных годов и преклоняются перед людьми, которые дали возможность родиться в мирной и свободной стране. Дети нашей школы посещают с концертами ГБУ «Южно-Сахалинский дом интернат для инвалидов и престарелых для того, чтобы поделиться с гражданами радостью великой победы над фашизмом и вспомнить некоторые исторические моменты о том, как мы смогли победить напавшего на нас врага», ведь память о войне – это не только память отдельных людей или одного поколения. Это память народа, навечно вошедшая в его настоящее и будущее. 
      В школе проходят концерты для ветеранов ВОВ и военнослужащих «Не ради славы и наград ВЫ защищали Родину».
Организуются встречи с узниками концлагеря, во время которых ветераны делятся шокирующими воспоминаниями.
Накануне Дня Победы традиционно для учащихся третьих классов каждый год проводится конкурс Смотр строя и песни «Солдатушки - бравы ребятушки!».
      С утра повсюду в школе можно встретить ребят в белых рубашках и кофточках, чёрных брючках и юбочках. И всё это означает, что настал день проведения смотра-конкурса. Каждый год конкуренция очень высока. Ребята показывают себя настоящими юнармейцами. Очень хорошо проявляют себя командиры всех классов, а ведь им приходится нелегко:  они отвечают и за себя лично, и за весь класс. Как четко командиры сдают рапорт руководителю конкурса! Какими  «командирскими» голосами отдают приказы! Как стараются ребята правильно выполнять перестроение в шеренге и петь песни в строю! Очень  переживают классные руководители, так как оцениваетс их труд: несколько недель тренировок, разучивание песен, выполнение команд.
     Строгое жюри, в состав которого входят представители воинской части и учителя школы, оценивает внешний вид, строевую выправку, воинское приветствие, строевое построение на месте, строевой шаг прохождения торжественным маршем, исполнение строевой песни. Единая форма, красивые эмблемы, выправка – всё радует глаз.
     Пока жюри подводит итоги конкурса, в исполнении школьных ансамблей  звучат песни. Так что ребятам скучать некогда. 
     Никто из команд не остается без наград. Под торжественный марш ребята покидают спортивный зал. Подобные мероприятия сплачивают классные коллективы, учат детей  ответственности, дают возможность проявить себя  ребятам во внеурочной деятельности, воспитывают умение правильно и красиво вести себя в нестандартной обстановке. 
     Недавно в традицию школы вошло участие во Всероссийской акции-флэшмобе «День Победы», во время которой поется песня День Победы и дети запускают в небо воздушные шары белого, синего и красного цвета. Мы тесно сотрудничаем с советом ветеранов, в школе проходят уроки мужества, которые проводят ветераны ВОВ. Детям рассказывают о блокаде Ленинграда, о детях – героях Великой Отечественной войны. В прошлом году ввели новую акцию «Свет в окне» во время которой оказали посильную помощь ветеранам, побывав у них в гостях. Ребята с родителями испекли пироги и организовали чаепитие. А также выступили с концертом в городском клубе «Альтаир» по приглашению Совета ветеранов.
     Все мероприятия проходят под девизом «Пока мы помним прошлое - у нас есть будущее!»
Также в настоящее время надо уделять большое внимание и формированию политической культуры учащихся, их образованию. Для того чтобы они не выросли безразличными к тому, что происходит вокруг, а готовыми узнавать и сохранять то, что было до них. В этом помогают информационно-познавательные часы. Они направлены на формирование привычки жить в информационном поле, искать и находить интересную информацию, видеть мир вокруг себя и быть ему сопричастным. Хорошо организованный час способствует формированию мировосприятия ребёнка, создаёт условия для понимания учащимися процессов и явлений, происходящих в своём городе, стране и мире. Например, такой информационный час был проведен по теме «Мои знаменитые земляки», цель которого познакомиться с биографиями людей, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
     Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе,  помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Безусловно, школа должна принять и принимает на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она,  несомненно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
      Без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин. Первая, заключается в том, что на сегодняшний день с введением в школе предмета ОРКСЭ, возникают сложности в том, что родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. А вторая - это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.
     Поэтому в этом году в школе начал свою работу родительский клуб «Академия детства» в рамках которого будут  проводиться родительские лектории, даваться рекомендации по воспитанию ребёнка в семье. Девизом этих лекториев является народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
     Это и есть важнейшее условие успешного развития России.


 

 Литература:

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.

  2. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / И.А. Каирова, О.С. Богданова. – М.: Просвещение, 1997.

  3. Львова И.А. Нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики.// Завуч начальной школы. - 2011. - № 2

  4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образованияи науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010.

 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Ирина, какая познавательная статья, спасибо большое. Мне эта статья по душе еще и тем, что наша школа давно работает в направлении патриотического воспитания. Патриотическое воспитание в нашей школе строится в первую очередь через проведение мероприятий, которые формируют у наших деток патриотизм, любовь к родному краю, желание защищать свою Родину. В нашей школе создан отряд "Юный друг пограничника", так как наша школа именная. Носит имя нашего героя-пограничника.
Оксана Кузнецова, дата: 03.12.2016 в 0:25  
#2 А так же как в вашей школе мы систематически проводим игру "Зарница". Почитайте мои блоги, там и про патриотическое воспитание и про Зарницу. Буду рада комментариям. Если у вас есть сайт школы, у меня есть сообщество, где можно оставить адрес сайта школы. Очень бы хотелось посетить его.
Оксана Кузнецова, дата: 03.12.2016 в 0:26  
#3 Ирина Александровна, система работы по патриотическому воспитанию из покон веков всегда остаётся актуальной. Интересная тематика мероприятий и формы работы вы используете с обучающимися Вашей школы. Чтобы проводить такую работу, какую ведёте Вы, это надо быть самой патриоткой страны. Если учитель патриот, то он - настоящий учитель.
Наталья Чубаева, дата: 10.12.2016 в 11:52  
#4 Очень актуальная статья, подробно рассмотрены педагогические условия, которые необходимы для организации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в школе,представлены разнообразные формы работы. Материал данной статьи буду рекомендовать своим коллегам.
Ирина Мерзлютина, дата: 21.12.2016 в 20:02  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ