С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время "
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
г. Чита, Забайкальский край
2016 г

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и
во внеурочное время

 

Это особая задача воспитательной работы:

вдохновить каждого воспитанника

радостью мышления,

стремлением к богатой жизни

в мире мысли.

В.А. Сухомлинский

 

     Что такое творчество? В Энциклопедическом словаре читаем: «Деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером».
      В Википедии есть и другое толкование: «Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства)— уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. В процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности».
      Если составить кластер со словом «творчество», то получится такая схема:

творчество

/             |            

      творение     новое     любовь      искусство       личность         чувства            эмоции                настроение            вдохновение               созидание             создание     труд        радость               наслаждение                духовность              мастерство            мысль                 результат
 
       
         
Как мы видим:
творческий процесс невозможен без многих качеств характера личности. В свою очередь творческий труд развивает самые лучшие качества человека: трудолюбие, любовь, целеустремлённость...
       На уроках, факультативах, элективных курсах, на занятиях кружка использую различные формы творческих заданий, которые помогают создавать ситуацию успеха, стимулируют развитие интереса к русскому языку и литературе, позволяют постигать мир художественного произведения.
      А
началось всё с прочтения удивительной книги «Литературное творчество учащихся в школе» (Н.Р. Бершадская, В.З. Халимова, 1986 г). Многие высказывания авторов были близки и понятны мне: «Разбуженное творческое начало послужит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода в любой работе». Действительно, творчество развивает ассоциативное, творческое, логическое мышление, воображение, память, речь, внимание... Творчество обогащает ребёнка нравственно и духовно. «Мы просто учим на уроках образному видению и логическому осмыслению, учим стремиться к пониманию себя и других, осознанию своего места среди людей». Книга, написанная в 1986 году, и до сих пор остаётся актуальной. Сегодня, как и вчера, учитель, развивая учащихся творчески, готовит их к не только к экзамену, но и к жизни в обществе.
     В
далёкие восьмидесятые годы передо мной, как и перед многими другими учителямисловесниками, возникла проблема: некоторые учащиеся не умеют и не любят писать сочинения. По совету авторов книги «Литературное творчество учащихся в школе» я начала работу с написания сочинения на свободную тему. А те дети, которые не могли написать, создавали свои рисунки. Все работы поощрялись. Далее продолжили работу с написания малых жанров-этюдов. («Дорога», «Ветер», «Солнце», «Весна», «Зима», «Дождь», «Снег», «Декабрь», «Март», «Небо», «Смотрю в окно», «Река», «Поле»...) Ребятам предлагалось несколько тем, из 5-6 они выбирали одну и по ней писали сочинение. Лучшие работы с согласия ученика читались в классе. Это было радостью для ребёнка и стимулом к дальнейшей работе. Вот что пишет выпускница 2003 года: «Ещё я помню хорошую традицию своей учительницызаписывать самые удачные сочинения в отдельную тетрадь и читать их сегодняшним и последующим ученикам. Мне казался почётным тот факт, что моё сочинение ставят в пример последующему поколению». В сочинениях учащиеся высказывают своё восприятие, описывают своё ощущение. С каждым годом тематика работ меняется, усложняется. Например: в 6 классе «Звёзды», «Счастье, что ты земной человек», «Ночь», «Какой цветок мне больше всего нравится и почему?», в 7 классе «Помни имя своё», «Расскажу о хорошем человеке», «Расскажу о плохом человеке», « Совесть», в 8 классе - эссе: «О времени и о себе», «Я и мы», «Выбор» , «Люблю-ненавижу», «Литература в школе и дома», в 9 классе «Что ты сделал для Родины?», «Письмо человеку 21 века» и другие.
        Подобная
тематика сочинений даёт возможность ребёнку раскрыться как личности, он может высказать свои мысли, выразить своё мировоззрение, мироощущение. Вот некоторые отрывки из сочинений.


 

«Весна».

Утро. Кап…кап…кап…Выглядываю в окно и вижу, как с сосулек, висящих на крыше, капает вода. Веселые воробьи скачут с ветки на ветку и громко чирикают.

На черемухе набухли тяжелые, сочные почки. Кажется, тронь ветку и лопнут они, откроют свои маленькие листочки. Суетятся муравьи. Весело поют в небе жаворонки.

А сосульки кап…кап…кап… (Андрей Р, 7 класс)

«Черёмуха»

Весна. Тихо. Короткие порывы тёплого ветерка доносят душистый аромат распустившейся черёмухи. Её белые бутоны набухают, и хлоп - вот ещё один распустился, такой же красивый как и другие. (Вероника К, 6 класс)

«Звёзды»

       Я очень люблю наблюдать за звёздами. Говорят: у каждого из нас есть своя звезда, верный помощник и друг. Каждая звезда образует созвездия, у которых есть свои названия. В древности люди спали почти под открытым небом и каждую ночь видели звёзды. Они воображали мифических и реальных животных, и эти названия так и остались за ними до сих пор. Я всегда задаю себе один и тот же вопрос: сколько звёзд на небе? И никак не могу на него ответить. ( Ира В, 5 класс)

«Луг»

       Какой красивый летний луг! Покрыт луг зелёным с разноцветными мелкими цветочками одеялом. Чистый и свежий запах доносится с луга. Луг — это украшение лета. Я люблю бродить по летнему лугу, вдыхать свежий запах трав и цветов. Луговые, полевые цветы очень красивы, они приятно радуют глаз человека. (Света И, 5 класс)

«Дождь»

      Бум…, бум…, бум. Часто я слышу летом, просыпаясь по утрам. И я знаю, что это стучится…дождь. Он плачет, и я вижу медленно сползающие по моему окну его слёзы. Кажется, что он хочет рассказать о чём-то, крича раскатами грома, что он жалеет о ком-то или о чём-то. Тонкие водяные нити образуют рябое зеркало, в котором отражается хмурое низкое небо, как грустное лицо дождя, заплаканное и усталое. А капли всё падают и падают, застилая собой всё видимое пространство. Деревья стоят, съёжившись, кажется, что им тоже холодно и грустно. Глядя на бесконечный «водопад», я вновь погружаюсь во всеобъемлющую дымку снов и мечтаний. Ресницы моих глаз стягивает тонкая паутинка, и уже где-то далеко я слышу тихое кап…, кап…,кап.. (Ч. Наталья, 7 класс)

                                                                   "Размышление"

     Я рад.. Рад за нас, за наш класс, за наших ребят. Такая бодрость и такое ликование души наступает, когда учитель читает классу сочинения, постороенные не на хмурых предложениях, а на светлейших звеньях, то есть на замечательных фразах и красивых предложениях. И именно правильный порядок этих предложений и есть звено в цепи последовательно изложенных мыслей ученика, которые и составляют текст.
Приятно видеть, как у тебя на глазах человек старается мыслить не только разумом, но и сердцем, искренне вкладывая эпитеты души в строки текста, ведь мысль порождает строки, а строки порождают мысль...
И. Дима, 9 класс, 2010 г)

   
    Работы учащихся лишены шаблона, они отличаются оригинальностью мысли. В художественных зарисовках, этюдах, эссе всё больше и больше звучит «музыка» языка...

       За много лет такой проделанной работы накопилось много рукописных журналов на темы: «Звёзды», «Солнце», «Небо», «Осень», «Зима», «Весна», «Мои животные», «Мир растений», «Дорога», «Море», «Сижу на берегу озера», «Природа Забайкалья», «Черёмуха», «Луг», «Распускаются деревья», «Родник», «Первый снег», «Моя улица», изданы сборники компьютерной вёрстки (композиции, сочинения, стихотворения, доклады) «Литературные композиции», «Мой взгляд...», «Сборник стихотворений», «Декабристы в Забайкалье». Лучшие работы печатались в районных и областных изданиях «Красное знамя», «Чадо», «Слово Забайкалья». Ребята участвовали в районных, областных, всероссийских конкурсах сочинений, занимали призовые места, были награждены ценными подарками, грамотами, путёвками в Москву, Японию, на Байкал.
     Работая пятый год в центре дистанционного образования, мы с ребятами тоже создаём тематические сборники творческих работ («Осень в городе моём», «Мир природы», «Зима»...), выпускаем литературные альманахи («Золото осени», «Мир моих увлечений», «Зимняя сказка»). Ребята получают удовольствие от участия во всероссийских творческих конкурсах, создают творческие проекты («Чем интересен для меня мир лилий?», «Декабристы в Забайкалье», «Природа, родина, родник и просто доброта»).
     И всё-таки самое главное то, что наши дети, развиваясь творчески, становятся лучше, добрее, счастливее. Они испытывают радость от приобщения к миру искусства. Творчество развивает их мыслительную деятельность, способствует формированию нравственных и духовных качеств. «Там, где есть жизнь и свобода, есть место и для нового творчества» (С. Булгаков).


Литература:

Бершадская Н.Р., Халимова В.З. «Литературное творчество учащихся в школе». Москва, «Просвещение», 1986 г.

Сайт «Академик» Тема "Творчество"

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1200/%D0%A2%D0%92%D0%9E%D0%A0%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E

Сайт «Викиедия» Тема "Творчество"

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Галина Георгиевна, очень актуальную тему вы обозначили в своей статье! Действительно, не все ребята могут писать сочинения. А ведь основы данного умения закладываются в начальной школе. И пусть этот вид работы по развитию речи в младших классах носит обучающий характер, но проблему это не снимает. Еще в начале своего профессионального пути я познакомилась с приемами "сочинительства" Дж.Родари. Приемы писателя начала использовать на занятиях по детской риторике. Мои ребята с удовольствием сочиняли сказки и сказочные истории. Охотно выступали перед публикой со своими работами. Работа по данной теме настолько увлекла, что через некоторое время "вылилась" в инновационный проект, а затем и в научно-исследовательскую работу. Сказочные истории моих ребят и описание системы формирования письменной речи младших школьников Вы сможете найти на страницах моего портфолио. Позволю предложить их в качестве дополнения к материалам Вашей статьи.
Юлия Пасынок, дата: 13.12.2016 в 14:17  
#2 Спасибо большое, Юлия Юрьевна, за комментарий и дополнение к статье. Вы творческий и умный педагог, учите детей писать сочинения в начальной школе. Сказки сочинять на самом деле очень сложно. Сказки Ваших детей я читала ещё в прошлом году и с удовольствием приняла приглашение ещё раз "окунуться" в сказочный мир ваших детей.
Галина Борискина , дата: 13.12.2016 в 15:17  
#3 Вас в свою очередь приглашаю прочитать статью "Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах" uchportfolio.ru/articles/read/1838. Надеюсь: Вам будет интересно.
Галина Борискина , дата: 13.12.2016 в 15:19  
#4 Галина Георгиевна, с удовольствием познакомлюсь с Вашей статьей. Мне близка тема развития речи учащихся. Сейчас с четвероклассниками мы пишем сочинения по картинам русских художников (эта тематика предусмотрена программой Канакиной). Сложно, конечно, но стараемся!
Юлия Пасынок, дата: 13.12.2016 в 15:38  
#5 В статье представлен опыт творческой педагогической деятельности. Галина Георгиевна, Вы - учитель-мастер своего дела. Как повезло Вашим ученикам!
Татьяна Образцова, дата: 18.12.2016 в 10:16  
#6 Спасибо, Татьяна Ивановна, за доброжелательный отзыв.
Галина Борискина , дата: 18.12.2016 в 12:52  
#7 Актуальная статья. Написание сочинений - это проблема не только в старшей школе,но и в начальной.Галина Георгиевна,интересная система работы представлена Вами в статье. Взяла себе на вооружение. А представленные Вами отрывки из сочинений Ваших обучающихся,действительно отличаются оригинальностью мысли. Спасибо Вам за интересную статью.
Ирина Мерзлютина, дата: 18.12.2016 в 13:02  
#8 Спасибо за положительный комментарий о статье. Мне приятно, что информация из статьи может Вам пригодится в работе.
Галина Борискина , дата: 21.12.2016 в 7:45  
#9 Галина Георгиевна, Вами представлен интереснейший взгляд на развитие творческих способностей на уроках русского языка. Мне понравились отрывки из сочинений учащихся. Я буду рада перенять Ваш опыт.
Наталья Куприянова, дата: 22.12.2016 в 7:36  
#10 Галина Георгиевна, интересная статья, актуальная. Дети Ваши молодцы, оригинальные сочинения написали, самое главное выразили собственное отношение в своих суждениях. На собственную точку зрения способны только творческие люди, и они в этом преуспели. У творческого учителя всегда - талантливые и творческие ученики.
Наталья Чубаева, дата: 25.12.2016 в 14:02  
#11 Спасибо, Наталья Николаевна, за комментарии к статье и добрые слова.
Галина Борискина , дата: 26.12.2016 в 3:10  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ