Статья "Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах"
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ "Забайкальский центр специального
образования и развития "Открытый мир"
г. Чита, Забайкальский край
2016 г
Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах
Сочинение – одна из наиболее сложных форм деятельности учащихся. За несколько лет работы в школе у меня сложилась определённая система работы над сочинениям. Обучение написанию сочинения начинается в 5 классе с заданий репродуктивного характера. В основном это написание этюдов о природе, о временах года, о животных. Чтобы детям легче было творить, им предлагается такой вид работы как сочинение по сюжетным рисункам. Оно позволяет закрепить структуру повествования и описания как типа речи, сформировать умение логически мыслить, отбирать и систематизировать материал в зависимости от цели высказывания, соотносить стилистические особенности текста с типом речи. Сочинения такого жанра развивают у учащихся наблюдательность, фантазию, расширяют их активный словарный запас. Такой вид работы помогает ученикам легче освоить сочинения других жанров на последующих этапах обучения.
В 6 классе усложняется тематика сочинений («Звёздный хоровод», «Растёт цветок», «Сижу на берегу», «Распускается черёмуха», «Плывут облака»., «Любимый уголок природы»..). Ребята проявляют больше своей фантазии, выдумки. Также пишутся сочинения — рассуждения на морально-этические темы. Это такой вид работы, который обучает детей выдвигать тезис, объяснять, размышлять, доказывать, делать вывод. Ребята высказывают свою точку зрения. Такая работа позволяет учащимся реализовать знания, умения и навыки, полученные в области русского языка, несет в себе воспитательную, морально-нравственную функцию в формировании личности («Доброта», «Честность», «Мой любимый предмет», «Нужно ли заниматься спортом?»...). В 6 же классе добавляются сочинения — описания предмета, внешности человека, интерьера, действий человека.(«Мамино печенье», «Моя любимая книга», «Спортсменка», «Мой друг», «Моя комната», «Любимая игрушка»...).
В 7 классе темы подобраны таким образом, чтобы ребята выразили свои чувства, высказали своё мнение в разных сочинениях по жанру: зарисовка, этюд, репортаж, эссе, статья, заметка в газету, сочинения по личным впечатлениям («Звёздное небо прекрасно», «Моя улица зимним утром», «Сказочный лес осенью», «Мир, в котором мы живём», «Что же вы делаете?», «Настоящий друг..», «Золотая полка»..). В сочинении — рассуждении своё мнение подтверждаетя и доказывается аргументом из литературы (художественной, научной, публицистической).
Эта работа продолжается в 8 классе. Восьмиклассники раскрывают тему сочинения, формулируют свою точку зрения, убедительно обосновывают свои тезисы, приводят аргументы из литературы. Рассуждения проблемного характера развивают у учащихся самостоятельное логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, дает им возможность продемонстрировать богатство лексического запаса и владение разнообразными синтаксическими конструкциями, т. е. показать навыки, необходимые каждому грамотному человеку. Сочинения на морально-этические, нравственные темы способствуют формированию ребёнка как личности. («Хороший человек – это …», «Нужна ли совесть в наше время?», «Легко ли быть молодым?», «Как я понимаю милосердие?», «Какие качества личности на ваш взгляд наиболее ценны?, «Человек создан для счастья, как птица для полёта», «Какого человека можно назвать настоящим другом?», «Зачем я читаю книги?»., «Чем опасна зависть?»..). Начиная с 8 класса, ребята пишут репортажи, интервью, эссе, очерки, психологические портреты, путевые заметки, дневники.
Таким образом, в 9 классе при подготовке к экзамену у многих ребят сформирован навык письменной речи. Они могут создавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение. Темы сочинений— рассуждений на финал текста, на нравственно-этические темы «Что такое человечность?», «Что такое настоящая дружба?», «Что такое нравственный выбор?», «Что такое сила духа?», «Что такое счастье.?», «Что такое драгоценные книги?» и другие не кажутся совсем не знакомыми. Сочинения дополняются новыми чувствами, мыслями, аргументами из литературы. Ребята уверено и спокойно готовятся к экзамену.
С каждым годом увеличивая и усложняя тематику и жанровое своеобразие сочинений, учитель отрабатывает навык письменной речи учащихся. Через собственное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра. Такие сочинения более самостоятельны и разнообразны.
Работа над сочинениями различных жанров учитель воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение.
Литература:
1.Дубровская В.В. и др. Трудный жанр: сочинение, творческая работа, мини-исследование // Барнаул: АКИПКРО, 2005г.
2.Руссова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант // Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994г.
3.Торкунова Т.В. Как писать сочинение // М.: АЙРИС, 1997г.
- Обучения детей с задержкой психического развития
- Деятельностный подход в обучении физике
- инновационная педагогическая деятельность на уроках музыки
- Использование ИКТ на уроках физики
- Формирование и развитие музыкально-эстетических качеств у школьников через восприятие музыки
- Творческий отчет по теме:"Проектно- исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности
- Организация внеклассной деятельности обучающихся
- Интегрированные уроки в процессе преподавания биологии и информатики
- Работа в качестве классного руководителя
- Талантам надо помогать