С нами 12163 учителя, 4393 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах"

Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ "Забайкальский центр специального
образования и развития "Открытый мир"
г. Чита, Забайкальский край
2016 г


Система работы над тематикой и жанровым своеобразием сочинения по русскому языку в 5-9 классах
 

            Сочинениеодна из наиболее сложных форм деятельности учащихся. За несколько лет работы в школе у меня сложилась определённая система работы над сочинениям. Обучение написанию сочинения начинается в 5 классе с заданий репродуктивного характера. В основном это написание этюдов о природе, о временах года, о животных. Чтобы детям легче было творить, им предлагается такой вид работы как сочинение по сюжетным рисункам. Оно позволяет закрепить структуру повествования и описания как типа речи, сформировать умение логически мыслить, отбирать и систематизировать материал в зависимости от цели высказывания, соотносить стилистические особенности текста с типом речи. Сочинения такого жанра развивают у учащихся наблюдательность, фантазию, расширяют их активный словарный запас. Такой вид работы помогает ученикам легче освоить сочинения других жанров на последующих этапах обучения.
        В 6 классе усложняется тематика сочинений («Звёздный хоровод», «Растёт цветок», «Сижу на берегу», «Распускается черёмуха», «Плывут облака»., «Любимый уголок природы»..). Ребята проявляют больше своей фантазии, выдумки. Также пишутся сочинениярассуждения на морально-этические темы. Это такой вид работы, который обучает детей выдвигать тезис, объяснять, размышлять, доказывать, делать вывод. Ребята высказывают свою точку зрения. Такая работа позволяет учащимся реализовать знания, умения и навыки, полученные в области русского языка, несет в себе воспитательную, морально-нравственную функцию в формировании личности («Доброта», «Честность», «Мой любимый предмет», «Нужно ли заниматься спортом?»...). В 6 же классе добавляются сочиненияописания предмета, внешности человека, интерьера, действий человека.(«Мамино печенье», «Моя любимая книга», «Спортсменка», «Мой друг», «Моя комната», «Любимая игрушка»...).
              В 7 классе темы подобраны таким образом, чтобы ребята выразили свои чувства, высказали своё мнение в разных сочинениях по жанру: зарисовка, этюд, репортаж, эссе, статья, заметка в газету, сочинения по личным впечатлениям («Звёздное небо прекрасно», «Моя улица зимним утром», «Сказочный лес осенью», «Мир, в котором мы живём», «Что же вы делаете?», «Настоящий друг..», «Золотая полка»..). В сочинениирассуждении своё мнение подтверждаетя и доказывается аргументом из литературы (художественной, научной, публицистической).
          Эта работа продолжается в 8 классе. Восьмиклассники раскрывают тему сочинения, формулируют свою точку зрения, убедительно обосновывают свои тезисы, приводят аргументы из литературы. Рассуждения проблемного характера развивают у учащихся самостоятельное логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, дает им возможность продемонстрировать богатство лексического запаса и владение разнообразными синтаксическими конструкциями, т. е. показать навыки, необходимые каждому грамотному человеку. Сочинения на морально-этические, нравственные темы способствуют формированию ребёнка как личности. («Хороший человекэто», «Нужна ли совесть в наше время?», «Легко ли быть молодым?», «Как я понимаю милосердие?», «Какие качества личности на ваш взгляд наиболее ценны?, «Человек создан для счастья, как птица для полёта», «Какого человека можно назвать настоящим другом?», «Зачем я читаю книги?»., «Чем опасна зависть?»..). Начиная с 8 класса, ребята пишут репортажи, интервью, эссе, очерки, психологические портреты, путевые заметки, дневники.
         Таким образом, в 9 классе при подготовке к экзамену у многих ребят сформирован навык письменной речи. Они могут создавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение. Темы сочиненийрассуждений на финал текста, на нравственно-этические темы «Что такое человечность?», «Что такое настоящая дружба?», «Что такое нравственный выбор?», «Что такое сила духа?», «Что такое счастье.?», «Что такое драгоценные книги?» и другие не кажутся совсем не знакомыми. Сочинения дополняются новыми чувствами, мыслями, аргументами из литературы. Ребята уверено и спокойно готовятся к экзамену.
        С каждым годом увеличивая и усложняя тематику и жанровое своеобразие сочинений, учитель отрабатывает навык письменной речи учащихся. Через собственное творчество ученик лучше воспринимает специфику жанра. Такие сочинения более самостоятельны и разнообразны.
     Работа над сочинениями различных жанров учитель воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение.

 

Литература:

1.Дубровская В.В. и др. Трудный жанр: сочинение, творческая работа, мини-исследование // Барнаул: АКИПКРО, 2005г.

2.Руссова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант // Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994г.

3.Торкунова Т.В. Как писать сочинение // М.: АЙРИС, 1997г.

 

 

 

Комментарии

#1 С Вашей статьёй познакомилась с интересом. Вы чётко представили творческую работу с учащимися - работу с сочинениями. Жанры разные и тематика тоже разнообразна. Такая работа несёт в мир детей колоссальный нравственно-воспитательный эффект. Одно мне хочется уяснить себе ради любопытства: Вы такую тематику подбираете для детей лично сами или уже в готовом виде предлагает программа ФГОС?
Ольга Степанова, дата: 04.12.2016 в 10:59  
#2 Спасибо, Ольга Михайловна, за комментарий. Я с удовольствием Вам отвечу. Такая работа проводится с 1988 года. Раньше тематика подбиралась в соответствии с программой по русскому языку и УМК. Некоторые темы я взяла из книги "Литературное творчество учащихся в школе", многие придумывала сама, и подсказывали дети. С введением ЕГЭ, ГИА, ОГЭ по русскому языку тоже опираемся на программу и на те темы, которые предлагаются на экзамены. Таким образом, дети с 5-го класса готовятся к экзамену. Темы экзаменационных сочинений одобрены ФИПИ.(Формулировки разные каждый год, но суть одна и та же). По ФГОС я ещё не работаю. У меня старшие классы, которые пока не перешли.
Галина Борискина , дата: 04.12.2016 в 11:27  
#3 В начальной школе работа над сочинениями начинается со 2 класса. Это и сочинения по серии сюжетных картинок, и описание предмета, и сочинение по картине известных художников. Данный вид всегда вызывает трудность у обучающихся. Предложенная в Вашей статье, Галина Георгиевна,система работы над различными сочинениями будет полезна не только для учителей старших классов,но и для учителей начальных. классов.
Ирина Мерзлютина, дата: 04.12.2016 в 16:03  
#4 Галина Георгиевна, Вами представлена действительно образцово- показательная система работы учителя над сочинением. Сочинение - это один из видов творческих работ учащихся, которые развивают у детей креативность мышления, заставляет детей думать, рассуждать, высказывать собственную точку зрения.Считаю вашу деятельность в работе над сочинением целенаправленной и буду рекомендовать коллегам нашей школы.
Наталья Чубаева, дата: 04.12.2016 в 21:50  
#5 Галина Георгиевна, с удовольствием познакомилась с материалами Вашей статьи. Думаю, если правильно организовать работу над сочинениями в начальной школе, то тогда в пятом классе не придется начинать с заданий репродуктивного характера. Все это говорит о том, что необходима четкая система преемственности в вопросах "знаниевой" парадигмы между начальной и средней школой.
Юлия Пасынок, дата: 13.12.2016 в 15:48  
#6 Я довольно долго искала в Интернете искала материал по данной теме. Только у Вас нашла всё, что мне нужно. Предложенная Вами система - это находка для любого учителя русского языка. Спасибо большое Вам за Ваш опыт.
Наталья Куприянова, дата: 22.12.2016 в 7:39  
#7 Большое спасибо за отклик. Рада, что Вам поможет эта статья в работе.
Галина Борискина , дата: 22.12.2016 в 8:14  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.