С нами 13974 учителя, 4951 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Повышение речевой активности дошкольников через использование игрового пособия - логопедический фартук теремок"

Копылова Наталья Вячеславовна
учитель-логопед, высшая
квалификационная категория
МДОУ "Детский сад комбинированного вида
№17 "Колобок", г. Котлас, Архангельская область


Повышение речевой активности дошкольников через использование игрового пособия  - логопедический фартук - теремок

 
   Формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, высказывать свою точку и принимать мнение другого, видеть партнера и принимать его невербальные сигналы – эти способности  должны  развиваться в дошкольном возрасте.
Несмотря на разнообразие имеющихся в образовательном учреждении пособий,  дети побуждают педагогов  к поиску нового, интересного, наиболее важного.   Чтобы заинтересовать малышей, взрослым необходимо осуществлять творческий подход к организации предметно-пространственной среды, постоянно ее обновлять и пополнять такими игровыми пособиями, которые бы соответствовали современным требованиям обучения и помогали  решать несколько  задач одновременно. Учитывая склонность детей к подражанию в игре, мною было создано игровое пособие «Логопедический фартук - теремок». Актуальность этого пособия заключается в том, что его использование облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Благодаря разнообразию,   насыщенности и компактности материала, пособие можно использовать в различных ситуациях коррекционно-педагогического процесса.  Учитель-логопед может сам подбирать задания в соответствии с индивидуальными способностями каждого ребенка. Достоинство данного игрового пособия  - это компактность и многофункциональность, его можно использовать в работе с детьми разного  дошкольного возраста, оно дает возможность педагогу строить игру с детьми по их выбору и желанию, а так же является:
- доступным и безопасным: пособие представляет собой  фартук из яркой ткани с разноцветными кармашками из разных геометрических фигур и размещается в кабинете логопеда  на уровне глаз ребенка;
 - вариативным и полифункциональным: пособие используется для решения обучающих, развивающих, закрепляющих задач  в разных видах учебной  и самостоятельной деятельности (индивидуальной, подгрупповой, фронтальной, в свободной) по разным направлениям: развитие фонематических процессов;  развитие звуко-произносительной стороны речи;  развитие лексико-грамматической стороны речи;  формирование слоговой структуры слова;  обучение грамоте; развитие мелкой моторики, развитие психических функций.
   Для работы с пособием отбираются картинки-символы заданий, которые крепятся на липучки к кармашкам и  картинный материал для выполнений заданий, который может меняться в течение занятия.
   Ребенок, выбирая  карман с символом, выполняет задание по картинкам, вложенным внутрь выбранного кармана, например, в рамках одной лексической темы. Приведу примеры речевых игр по лексической теме «Ягоды»:  
  • «Путаница» - дифференцировать предметы по понятиям и признакам (ягоды, овощи, фрукты, деревья);  
  • « Великан-гномик» - образование уменьшительно-ласкательных суффиксов, согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже ( красная клубника - красная клубничка);  
  • «Один-много» - образование мн. ч. существительных;  
  • «Какое варенье - какой сок» - образование относительных прилагательных; «Посчитай-ка»- согласование числительных с существительными;
  • «Моя любимая ягода» - развитие связной речи (составление предложений, описательного рассказа по схеме);
  • «Загадка» - развитие мышления, памяти, внимания, мелкой моторики ( отгадай загадку и раскрась отгадку).
   С «Логопедическим фартуком «Теремок» можно решать задачи по развитию фонематических процессов и обучению грамоте с помощью следующих игр-упражнений: разложить картинки, начинающиеся на гласный звук по кармашкам в соответствии с символом звука; отобрать картинки в соответствии со звуковой схемой и проверить верность выполнения задания, достав игрушку из кармашка;   определить количество слогов и распределить картинки в соответствии с положением окошек или схемой.
   С помощью игрового пособия «Логопедический фартук» можно автоматизировать поставленные звуки и проводить их дифференциацию, например: «Собери яблочки» -  детям необходимо собрать яблочки с картинками  со звуками С и Ш в  кармашки, которые дети выбирают самостоятельно для собачки и лошадки. Подобно этой игре можно провести игры «Собери морковь», «Собери груши» и т.д. Усложнённый вариант «Путаница».  Дети определяют, где в «Теремке» будут жить мальчик Миша и девочка Соня, которые решили провести игру-соревнование, кто больше надует мыльных пузырей. Дети выбирают пузырьки с картинками в названии которых слышится звук [Ш], [С], проговаривая для кого он. Можно поставить для детей дополнительную речевую задачу, спросив у них: все ли предметы подходят для Сони и Миши?  Чем поменяются малыши?
«Логопедический фартук» поможет развивать у детей навыки порядкового счета, математических представлений. Вот некоторые варианты игровых упражнений:  Посчитать предмет до 5 (10), шагая по кармашкам;  «Прослушай, сколько раз я хлопну в ладоши, и найди кармашек с соответствующей цифрой»; «Посчитай количество предметов и выбери кармашек с соответствующей цифрой»;  «Попади в «Теремке» в крайнюю справа комнату»; «Возьми картинку, которая находится справа(слева, под, над) ….»; «Возьми картинки со «второго этажа» и составь с ними предложения»; «Посели картинку в комнату овальной формы…».
  Игровое пособие можно использовать и в продуктивной деятельности, например, в приготовление салата,  разместив на кармашках-окошках алгоритм его  приготовления: помыть фрукты; почистить апельсин; порезать персик, яблоко и апельсинные дольки;  сложить все в салатницу, залить йогуртом и перемешать. Дети по алгоритму готовят салат, рассказывают о том, что делали, как готовили.
   С помощью «Логопедического фартука «Теремок» можно совместить решение задач физического воспитания  с задачами развития речи и профилактики дисграфии. На занятиях в физкультурном зале  можно использовать игры-эстафеты, где дети достают картинки из кармашков,  связанные   с ознакомлением с окружающим миром («Соберем урожай», «Одень Машу и Мишу», «В море и реке», «Маму ждут малыши»);  с обучением грамоте («Соберем слово», «Слоги, встаньте в ряд»), дифференциацией гласных, согласных твердых и мягких звуков («По разным дорожкам», «Добежал — слово назвал»); игры на внимание с движением и статичными позами на дифференциацию звуков в начале или конце слова («Заяц, сова, цапля — звуки [з], [с], [ц])», «Жук жужжит, комар звенит — звуки [ж], [з])»);  командные игры на дифференциацию гласных, согласных твердых и мягких звуков («К домику — беги», «Отбей мяч — назови слово»).
   В статье  предложено лишь несколько вариантов использования  игрового пособия, таких разнообразных игр педагог может придумать по каждому из направлений работы большое количество.
 Результат логопедических занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу в увлекательную игру. Практический опыт показывает, что применение данного игрового пособия в работе с детьми, позволяет наиболее эффективно, быстро и легко, часто незаметно для самих детей осваивать малышам нормы родного языка.
Литература:
  1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
  2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
  4. Екатерина Климонтович. Увлекательная логопедия. Учимся говорить правильно. Для детей 4–5 лет. – М.: Теревинф, 2016.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Наталья Вячеславовна, меня очень заинтересовало Ваше игровое пособие. При обучении детей грамоте я использую различные дидактические игры. Детям это очень нравится.
Марина Лаптева, дата: 08.10.2019 в 22:55  
#2 Спасибо большое за отзыв! Я стараюсь применять различные игровые приемы в своей работе.
Наталья Копылова, дата: 09.10.2019 в 16:13  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.