С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Развитие профессиональных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках производственного обучения "
Автор: Качина Ольга Сергеевна,
мастер производственного обучения,
первая квалификационная категория,
ГБПОУ РХ ХКПТЭС, Республика  Хакасия, город Абакан
 
Развитие профессиональных компетенций
у детей с ограниченными возможностями здоровья
на уроках производственного обучения 
 
  Современная система образования сегодня нацелена на формирование у обучающихся коррекционных групп потребностей в знаниях, новых формах деятельности, способности и готовности к социализации в обществе. Исследованиями в области педагогики и психологии установлены основные черты детей с нарушениями интеллекта –  повышенная утомляемость и низкая работоспособность; незрелость эмоций; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас; замедленное восприятие происходящего вокруг, трудности словесно-логических операций. [1.]
  Вместе с тем, в соответствии с современной государственной политикой основными результатами деятельности образовательных учреждений являются не только знания и умения, а набор определенных ключевых компетенций. Профессиональную  компетенцию можно представить в виде формулы: компетенция = знания + опыт.
  Знания  – образовательная компонента, которую  студенты приобретают при изучении учебных дисциплин и междисциплинарных курсов. Однако в данном равенстве весомое и определяющее слагаемое – это  опыт, полученный в период  учебной практике в лабораториях и на  учебно-опытном участке  и приобретенный в условиях  производственной практики на предприятиях  города. [2.]                                                     
  В Хакасском колледже профессиональных технологий, экономики и сервиса  организация уроков производственного обучения построена таким образом, чтобы расширить рамки коррекционной работы с обучающимися и тем самым создать условия для более успешного овладения ими выбранной профессией.
На основе опыта работы мастером производственного обучения в группах профессиональной подготовки «Садовник» на базе коррекционного образования, можно сказать, что  формирование профессиональных компетенций имеет свою специфику  и проходит через  несколько этапов.  Рассмотрим алгоритм формирования профессиональных компетенций. [4.]                                                      
  Первый этап, актуализация теоретических знаний и  оценка уровня сформированности практических умений. Определение сформированности основных понятий и закономерностей темы - это  объем  знаний, который ребята  получают на теоретических занятиях  междисциплинарных курсов.   Умение  выполнять последовательность технологических операции студенты  отрабатывают на практических занятиях.
 Работу на формирование профессиональных компетенций  начинают  с первого этапа урока.  Через вводный инструктаж уточняются основные понятия изучаемой темы. Для детей коррекционных групп характерна низкая познавательная активность, недостаточность процессов восприятия, внимания. Проговоренные понятия, озвученные закономерности  фиксируются на доске в схемах, опорных сигналах. Отработка этапов выполнения технологических операции закрепляется через создание иллюстративных технологических  карт, в которых моделируется каждый этап операции, через создание модели - аппликации из цветной бумаги.
  Обязательным этапом является работа с карточками-заданиями по составлению правильной последовательности этапов  технологических операций, с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. При выполнении проверки подчеркивается ее значимость как залога качества выполняемой работы.
  Организация уроков производственного обучения построена таким образом, чтобы расширить рамки коррекционной работы над личностью обучающегося и тем самым создать условия для более успешного овладения ими программного материала. Использование  игровых моментов, таких как «немое кино», когда мастер выполняет, а обучающийся проговаривает все особенности каждого из этапов операции, способствует поддержанию познавательной активности и формирует профессиональную речь. Использование техники «пинг-понг» (краткий вопрос - быстрый ответ) позволяет вовлечь в работу всю группу, а главное  создать и  удерживать общий темп работы. Таким  образом, вводный инструктаж  должен быть познавательным, интересным для обучающихся,  отражать основные взаимосвязи понятий, а главное мотивировать к деятельности.
  На втором этапе при выполнении практических заданий учебной практики происходит превращение умения в опыт. Например, профессиональный модуль «Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте» формирует компетенцию «проводить семенное и вегетативное размножение цветочно-декоративных культур».   Разработанные  практические задания направлены на  приобретение опыта вегетативного размножения цветочно-декоративных растений, и одновременно, ребята  знакомятся  с  ассортиментом и особенностями ухода за растениями. Наглядно формируется навык безопасной  работы  инструментами при работе различными растительными объектами. Важным этапом оценки выполнения  практического задания является уборка рабочего места и уход за инструментами –  это немаловажный  элемент трудовой дисциплины.
  Освоение профессионального модуля «Выращивание древесно-кустарниковых культур» невозможно в условиях производственных мастерских, требуется работа  на  базовых предприятиях. Моделирование процессов, работа на муляжах становятся основными методами на этом этапе. В колледже было заложено посевное отделение питомника (имитация) для выращивания сеянцев деревьев и кустарников. Будущие садовники  посеяли семена клена, дуба, барбариса, кизильника, девичьего винограда, калины, миндаля. Ребята с нетерпением ждут всходов, внимательно изучают приемы ухода за саженцами деревьев и кустарников, ведь теперь эти знания им просто  необходимы.
 Оценка сформированности профессиональных компетенций  определяется через использование контрольно- измерительных материалов. Особенности составления заданий обусловлены  спецификой  детей,  выделяются следующие требования к заданию: вопросы соответствуют этапам изложения материала при изучении темы, формулировка вопросов четкая, аналогичная записи в тетради, не допускаются  употребление синонимов, обязательно включение вопросов на составление этапов технологической последовательности. Обязательно есть вариант задания для студентов,  требующих индивидуального подхода.
  Неразрывно связан с производственным обучением метод учебных проектов. Проекты не только отрабатывает  профессиональные компетенции, но  и  формирует общие компетенции: коммуникативность - умение общаться, кооперативность - умение работать в команде. [3.]                                                      
  Третий этап - формирование практического опыта через выполнение практических заданий на производственной практике. При выполнении данного вида деятельности обучающейся демонстрируют степень освоения  профессиональных компетенций. Однако полноценного самостоятельного решения производственных ситуаций нельзя ожидать от ребят,  данный момент обусловлен особенностью развития познавательной сферы детей с ОВЗ.
  В формировании профессиональных компетенций большую роль играет  работа на базовых предприятиях, например «Станция Юннатов». Рабочая обстановка, производственный микроклимат формируют психологический аспект готовности к трудовой деятельности. Происходит адаптация к производственной дисциплине, приобретается опыт быстрой и качественной работы как фактора производительности труда. Это позволяет ребятам  почувствовать уверенность в своих возможностях.
  Можно отметить, что таким образом  построенная комплексная работа с детьми с нарушениями в развитии, безусловно, приводят к определенным результатам, оказывает положительное влияние на личность ребенка, дисциплинирует его, развивает познавательный интерес к выбранной профессии, способствует развитию коммуникативных навыков, взаимодействию в коллективе, а значит, содействует его социализации в обществе, готовит молодого специалиста  к  трудовой деятельности.

Библиографический список
1.Акатов Л. И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. – М.: Просвещение, 2002. - 276с.
2.Колесников Н.А, Горчакова А.А «Педагогическое проектирование».-М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288с.
3.Насонкина Л.В Метод проектов как средство реализации личностно -ориентированного подхода.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-250с.
4.Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – М.: – Социальное здоровье России, 2004. – 210с.

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ