Статья "Формирование потребности в здоровом образе жизни дошкольников в ДОУ"
Наталья Дьяур
03.08.2020
2335
1
Дошкольное образование
Автор: Дьяур Наталья Вячеславовна
инструктор по физической культуре
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела»,
Оренбургская область, п. Красный Коммунар
инструктор по физической культуре
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела»,
Оренбургская область, п. Красный Коммунар
Формирование потребности в здоровом образе жизни дошкольников в ДОУ
В ДОУ ставится приоритетная цель в воспитании здорового ребенка – формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, побуждения желания заботится о своем здоровье.
Перед педагогами ставятся задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников;
- Воспитывать культурно – гигиенические навыки;
- Накапливать и обогащать двигательный опыт детей;
- Формировать потребность в двигательной активности;
- Создавать здоровьесберегающую среду;
- Формировать условия для эмоционального благополучия;
- Способствовать правильному физическому развитию;
- Ориентировать семью на воспитание здорового ребенка со стойкой потребностью в здоровом образе жизни.
Методологические подходы: системный, комплексный, личностно – ориентированный
Принципы: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, ориентация на активность дошкольников, системность и последовательность организуемой работы.
Формы организации образовательной деятельности с воспитанниками при приобщении к здоровому образу жизни, в режиме дня:
1.Утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика включает в себя ходьбу, бег, подпрыгивания и комплекс общеразвивающих упражнений, которые уместно проводить в теплое время года на свежем воздухе, с музыкальным сопровождением. Используются сюжетные комплексы и комплексы с мелкими предметами.
Каждодневная утренняя гимнастика вырабатывает полезную привычку каждое утро разминать свое тело. Со временем она переходит в потребность и сохраняется на всю жизнь.
2. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности несет в себе оздоровительный эффект и воспитывается у детей потребность к поддержанию своего здоровья.
Это всевозможные гимнастики: пальчиковые, дыхательные, зрительные, кинезитические, самомассаж. Проводятся упражнения в игровой форме, с использованием художественного слова.
3.Подвижные игры. Разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную и другие системы организма. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ. Игры с элементами корригирующей гимнастики улучшают осанку. Наличие в играх движений способствует максимальной разгрузке центров головного мозга. Удовольствие, доставленное игрой, не только даёт отдых уставшему организму, нервной системе, но и активизирует жизнедеятельность, увеличивает работоспособность.
Во время игр у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитываются чувства дружбы, взаимопомощи и честности.
Классификация подвижных игр
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников;
- Воспитывать культурно – гигиенические навыки;
- Накапливать и обогащать двигательный опыт детей;
- Формировать потребность в двигательной активности;
- Создавать здоровьесберегающую среду;
- Формировать условия для эмоционального благополучия;
- Способствовать правильному физическому развитию;
- Ориентировать семью на воспитание здорового ребенка со стойкой потребностью в здоровом образе жизни.
Методологические подходы: системный, комплексный, личностно – ориентированный
Принципы: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, ориентация на активность дошкольников, системность и последовательность организуемой работы.
Формы организации образовательной деятельности с воспитанниками при приобщении к здоровому образу жизни, в режиме дня:
1.Утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика включает в себя ходьбу, бег, подпрыгивания и комплекс общеразвивающих упражнений, которые уместно проводить в теплое время года на свежем воздухе, с музыкальным сопровождением. Используются сюжетные комплексы и комплексы с мелкими предметами.
Каждодневная утренняя гимнастика вырабатывает полезную привычку каждое утро разминать свое тело. Со временем она переходит в потребность и сохраняется на всю жизнь.
2. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности несет в себе оздоровительный эффект и воспитывается у детей потребность к поддержанию своего здоровья.
Это всевозможные гимнастики: пальчиковые, дыхательные, зрительные, кинезитические, самомассаж. Проводятся упражнения в игровой форме, с использованием художественного слова.
3.Подвижные игры. Разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную и другие системы организма. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ. Игры с элементами корригирующей гимнастики улучшают осанку. Наличие в играх движений способствует максимальной разгрузке центров головного мозга. Удовольствие, доставленное игрой, не только даёт отдых уставшему организму, нервной системе, но и активизирует жизнедеятельность, увеличивает работоспособность.
Во время игр у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитываются чувства дружбы, взаимопомощи и честности.
Классификация подвижных игр
-
Элементарные: сложные (спортивного характера «Футбол», «Волейбол», «Баскетбол», «Городки», «Лапта»). В ДОУ с детьми разучиваются, в основном, элементы спортивных игр, но старшие дошкольники с удовольствием осваивают правила и играют в спортивные игры.
-
Сюжетные: (действия определяются сюжетом и ролью – это народные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Горелки», так же авторские игры «Ежик», «Горох», «Ворона», их большое множество.)
-
Бессюжетные: (игры построенные на выполнение действий с предметами «Калечина», «Я знаю пять имен»).
Методика проведения подвижных игр (младшая группа)
-
Организационный момент (сбор детей на игру)
-
Заинтересовывающий момент (внесение атрибутов, загадывание загадок)
-
Совместная игровая деятельность (объяснение правил игры непосредственно в процессе самой игры и «взятие» педагогом на себя ведущей роли)
-
Анализ (всегда дается только положительный)
Методика проведения подвижных игр (старшие группы)
-
Организационный
-
Заинтересовывающий
-
Объяснение педагогом правил игры
-
Вопросы к детям на закрепление правил игры
-
Распределение ролей – взятие детьми ролей (по желанию, считалки, жеребьевки)
-
Руководство игрой
-
Анализ
Игра обладает мощной воспитательной силой, в том числе и при приобщении к здоровому образу жизни, через двигательную активность, создании коммуникативных навыков в коллективной двигательной деятельности и как источник радостных эмоций.
4.Закаливание – это совершенствование функциональных систем организма, направленное на повышение его устойчивости к воздействию внешней среды. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма и повышает его устойчивость к воздействию постоянно меняющимся факторам среды, развивает выносливость.
Закаливание можно проводить только со здоровыми детьми, соблюдать постепенное увеличение интенсивности закаливающих мероприятий, иметь систематический характер, учет индивидуальных особенностей. Провидятся закаливание только при положительных эмоциональных реакциях ребенка.
5.Оздоровительный бег – эффективное средство развития таких функция организма, как кровообращение, дыхание, обмен веществ. По мнению врачей, бег благотворно влияет на ЦНС, которая регулирует всю функциональную систему организма. Систематический бег укрепляет скелетную мускулатуру, активизирует обмен веществ и повышает способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исследования свидетельствуют, что оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе – важнейшее средство воспитания общей выносливости дошкольников.
Бегать нужно начинать с 1 раза в неделю. Постепенно увеличивать до 2 раз и, если не наступает сильного утомления, можно бегать 3-4 раза в неделю. Ежедневные нагрузки организм будет легко переносить через 3-4 месяца. Главный принцип оздоровительного бега – это системность, постепенность и эмоционально положительный настрой.
6.Беседы на темы: «Что рассказал герой о воде и мыле», «Что узнал Незнайка о полезных и вредных привычках», «Выбираем полезные продукты», «Отчего зубки белые?», «Для чего нужна физкультура» формируют представления о своем здоровье и средствах его укрепления, появляется осмысленность в поведении. В беседах можно использовать технологию «Сказкотерапии», где через увлекательный сюжет у ребенка формируется положительное отношение к здоровому образу жизни и потребность в нем.
7.В досуговой деятельности закрепляются полученные знания и умения детей. В праздничной обстановке дети более эмоциональнее себя реализуют, стараются больше проявить себя. Здесь происходит трансформация полученных представлений о своем здоровье в здоровьесберегающее поведение.
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Гиппократ.
4.Закаливание – это совершенствование функциональных систем организма, направленное на повышение его устойчивости к воздействию внешней среды. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма и повышает его устойчивость к воздействию постоянно меняющимся факторам среды, развивает выносливость.
Закаливание можно проводить только со здоровыми детьми, соблюдать постепенное увеличение интенсивности закаливающих мероприятий, иметь систематический характер, учет индивидуальных особенностей. Провидятся закаливание только при положительных эмоциональных реакциях ребенка.
5.Оздоровительный бег – эффективное средство развития таких функция организма, как кровообращение, дыхание, обмен веществ. По мнению врачей, бег благотворно влияет на ЦНС, которая регулирует всю функциональную систему организма. Систематический бег укрепляет скелетную мускулатуру, активизирует обмен веществ и повышает способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исследования свидетельствуют, что оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе – важнейшее средство воспитания общей выносливости дошкольников.
Бегать нужно начинать с 1 раза в неделю. Постепенно увеличивать до 2 раз и, если не наступает сильного утомления, можно бегать 3-4 раза в неделю. Ежедневные нагрузки организм будет легко переносить через 3-4 месяца. Главный принцип оздоровительного бега – это системность, постепенность и эмоционально положительный настрой.
6.Беседы на темы: «Что рассказал герой о воде и мыле», «Что узнал Незнайка о полезных и вредных привычках», «Выбираем полезные продукты», «Отчего зубки белые?», «Для чего нужна физкультура» формируют представления о своем здоровье и средствах его укрепления, появляется осмысленность в поведении. В беседах можно использовать технологию «Сказкотерапии», где через увлекательный сюжет у ребенка формируется положительное отношение к здоровому образу жизни и потребность в нем.
7.В досуговой деятельности закрепляются полученные знания и умения детей. В праздничной обстановке дети более эмоциональнее себя реализуют, стараются больше проявить себя. Здесь происходит трансформация полученных представлений о своем здоровье в здоровьесберегающее поведение.
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Гиппократ.
Другие статьи
- Особенности творчества младших школьников
- Учебная экскурсия как средство профессионального становления специалиста
- Возможность для самореализации
- Сотрудничество семьи, школы и социума в воспитании здоровой гармоничной личности
- Сайт учителя как Интернет-ресурс для работы на уроках русского языка и литературы
- Ребенок с нарушением интеллекта: особенности и организация работы
- Цикл дидактических игр, направленных на формирование глаголов, обозначающих трудовые процессы, у детей с тяжелыми нарушениями речи (Из опыта работы)
- Роль уроков математики в развитии творчества
- Использование компьютерного моделирования при работе с историческими источниками
- ПОС и ФГОС
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Интересный и нужный материал, спасибо.
Анна Петровна Чернова, дата: 26.10.2020 в 16:55
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.