С нами 17168 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Реализация воспитательного потенциала через использование воспитательных возможностей предметного содержания"

Сухорукова Нина Анатольевна
учитель обществознания
МКОУ «Рождественско-Хавская СОШ»
Новоусманского района
Воронежской области


 
Эссе «Реализация воспитательного потенциала модуля "Школьный урок" через использование воспитательных возможностей предметного содержания. Из личного опыта"

 
             В нашей школе, реализуя требования ФГОС, приоритетной целью воспитания остаётся личностное развитие школьника. Обучающиеся должны усвоить основные нормы, которые проявляются в социально значимых знаниях, в социально значимых отношениях. Используя данные нормы, дети должны приобрести опыт социально значимых дел. Урок является благоприятной платформой для усвоения обучающимися основных традиций, норм общества, в котором они живут.
     Содержание моих уроков обществознания включает в себя знания, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни и усвоение основных социальных норм и отношений.  Характерной особенностью обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Это даёт возможность для реализации поставленных целей в плане воспитания детей в урочной и внеурочной деятельности по предмету.
   В 5 классе, изучая темы «Человек», «Семья», «Труд-основа жизни» часто использую литературные произведения. Подбираю материал, который даёт детям возможность усвоить такие человеческие понятия   как «заботливость», «смелость», «честность», «аккуратность», «трудолюбие», «верность», «доброта», «отзывчивость». Связь поколений даёт возможность детям самоопределиться, найти свой путь в жизни, понять нравственные основы человека. Очень нравятся ребятам задания,  когда  нужно найти старые фото, взять интервью у дедушки, бабушки, знакомых, нарисовать сюжетную картину. Работа с пословицами и поговорками присутствуют на каждом уроке. Русская мудрость так богата, что можно к любой теме подобрать нужный материал и обыграть его в нужном направлении.
   В 6 классе использую приём технологии развития критического мышления, систему вопросов, основанную на таксономии Б. Блума. На доску вывешивается цветок (ромашка). У ромашки 6 лепестков. В центре цветка – тема урока. Каждый лепесток предполагает вопросы: простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, практические, оценочные.  Очень интересно проходят уроки с применением данной технологии  по темам «Человек среди людей», «Нравственные основы жизни», «На пути к жизненному успеху». Прием Ромашка Блума эффективно решает многие задачи: ребенок находит выход из проблемных ситуаций, опираясь на свой опыт и ранее полученные знания. Необычная форма работы делает процесс обучения интересным и увлекательным. А различные вариации помогают проверить уровень развития критического мышления у каждого ученика.
   В 7 классе по теме «Мастерство работника» дети посетили местных умельцев. Побывали в гостях у бабы Нины, которая прядёт пряжу на прялке своей бабушки и потом вяжет носки. Посетили бабушку Шуру, которая вышивает бисером. Не дом, а целая галерея выставочных работ. А у Алёны папа любит мастерить из дерева. Колодец резной, веранда на загляденье. И это всё рядом. По итогам экскурсии сделали презентацию. Гордились своей работой. Нетрадиционные уроки обеспечивают ребятам общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности.
   В 8 и 9 классах демонстрирую  детям примеры ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Ребята пишут эссе, реализуют   индивидуальные и групповые исследовательские проекты, что даёт  школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией  и отстаивания своей точки зрения.
   Наша школа малокомплектная и малочисленная, поэтому во внеурочной деятельности участвуют ребята всех классов одновременно. Это большой воспитательный момент. Старшие помогают младшим. Младшие, в свою очередь, учатся у старших. В большом школьном проекте «Книга солдатского подвига» принимали участие все. Была проделана большая работа, в ходе которой у школьников формировалась активная гражданская позиция, чувство любви к прошлому, настоящему и будущему родного края. Цель данного проекта: воспитание патриотизма, толерантности, гуманизма, любви к своей семье, сохранение истории своего края для будущих поколений.
   На территории нашего села есть братская могила времён Вов. Только пять фамилий на обелиске. 75 захороненных солдат остаются неизвестными. Поисковую работу проводим уже несколько лет. Пишем с ребятами письма и запросы в разные ведомства, архивы. Пока результатов нет, но это значит, что работать надо продолжать. 
   В нашей школе учился Герой Советского Союза, лётчик Пётр Васильевич Есипов. В школьном музее хранятся его вещи, документы. Ученики встречались с его родственниками. Беседа за круглым столом осталась надолго в памяти каждого ребёнка.
В своей работе стараюсь применять такие методы, приёмы и формы работы, которые позволят обучающимся не только усвоить учебный материал, но и оставить в детских сердцах воспоминание о проделанной работе, прожитых эмоциях.
 
 Источники:
  1. Allbest. Выбери лучшее! [Электронный ресурс]. «Воспитательный потенциал курса обществознания в средней школе». Режим доступа:
  1. Сообщество взаимопомощи учителей «Pedsovet.su» [Электронный ресурс]. Сидоров С. В. «Реализация воспитательного процесса урока».  Режим доступа: https://pedsovet.su/publ/70-1-0-1968
 
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ