С нами 16301 учитель, 5608 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Взаимосвязь традиционных и современных методов преподавания в системе дополнительного образования"

Автор: Фарфутдинова Виктория Анатольевна,
методист первой квалификационной категории

муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Детская школа искусств»

муниципального образования «Холмский городской округ»

 
Взаимосвязь традиционных и современных методов преподавания
в системе дополнительного образования


 
Аннотация
 В статье говорится о необходимости введения и применения современных образовательных методов преподавания, но при этом уметь гармонично сочетать традиционные методики с передовыми образовательными технологиями с целью создания сбалансированной взаимосвязи между образовательной, развивающей и воспитательной функциями учебного процесса. Так же кратко освещается исследование преподавателей из Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева г. Саранска в области преподавания музыки в учреждении дополнительного образования.
 
   Подготовка и обучение подрастающего поколения к жизни в реалиях современного мира - это одна из основных функций существующей ныне системы образования.
  Целью современной школы в связи с этим должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. В условиях стремительно меняющегося современного общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов в сфере образования [2, с. 6].
   Задача современных педагогов - подготовить своих учеников так, чтобы они обладали всеми нужными знаниями, навыками и качествами, которые бы дали им возможность в будущем уверенно чувствовать себя в любой среде и достойно вести себя в любой жизненной ситуации.
  В прошлые годы основной целью образовательного процесса являлась передача фундаментальных знаний, базовых навыков, информационных и социальных качеств, которые формировали в учащихся так называемую готовность к взрослой жизни. Под этой готовностью подразумевалось умение человека адаптироваться к существующим в обществе культурным и экономическим условиям.
   Сегодня образование в большей степени сориентировано на разработку эффективных технологий и методов воспитания личности, которые могли бы обеспечить гармоничный баланс между общественными и индивидуальными потребностями, и, которые, приводя в действие механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), сформировали бы в человеке способность к реализации своего индивидуального потенциала и адаптивность к любым социально-экономическим преобразованиям.
  Практика показывает, что классические методы обучения не способны эффективно решать современные педагогические задачи, поэтому наиболее целесообразным представляется найти гармоничное сочетание традиционных методик с передовыми образовательными технологиями, например, нестандартными формами проведения уроков или интенсивными (ускоренными) курсами освоения отдельных предметов. Активное внедрение новейших образовательных технологий - непременный атрибут современной школы и неизбежная необходимость для школ архаичного уклада.
   В последние годы активно ведется поиск новых или реновация прошлых, детально известных в педагогике методик преподавания с целью создать сбалансированную взаимосвязь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями учебного процесса.
   Одна из основных мыслей, к которой приходят все исследователи данной темы – это сочетание традиционных и инновационных подходов в обучении. Из всего этого следует, что на сегодняшний день невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами.
   В связи с этим становится ясно, что развитие творчески-активной, художественно грамотной личности невозможно, если её развивать только старыми способами [1, с. 59].
    Поэтому так важны сегодня поиски новых резервов, методик.
   Таким образом, в психолого-педагогическом аспекте для основных направлений развития методик обучения характерны переходы:
• от обучения как функции запоминания к обучению как способу интеллектуального развития, который позволяет применять полученные знания и навыки на практике;
• от сугубо ассоциативной, стационарной структуры знаний к динамически упорядоченным механизмам умственной деятельности;
• от расчета на среднестатистического учащегося к дифференцированным методикам индивидуального обучения;
• от внешне навязываемой (социумом) необходимости обучения к внутренней морально-волевой мотивации к саморазвитию.
  Как видим, важное значение имеет сбалансированное применение на уроках с учениками классических и инновационных образовательных подходов.
  К примеру, традиционная программа обучения по предмету хореография включает методы и инструкции по освоению индивидуальной танцевальной техники, построению и отработке танцевальных комбинаций, изучение хронологии зарождения и эволюции хореографического искусства, воспитание эстетического вкуса у занимающихся.
  К инновационным технологиям можно отнести следующие элементы: современные методы воспитания лидерских качеств и развития диалогических навыков; педагогические основы для развития творческого начала; методы организации взаимоотношений в коллективе; методы эффективного взаимодействия в ходе совместного создания коллективного творческого продукта; искусство создания и передачи художественных образов средствами хореографии.
   C изменением усвоения темпов знаний, возможности применения средств обучения, информационных технологий встал вопрос и о модернизации методов обучения. Важно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Как показала практика нет универсальных методов, в процессе учебной деятельности должны применяться различные методы учебной работы [3, с. 114].
  Проблемам разработки и внедрения инновационных методов в образовательной сфере посвящено немало исследовательских работ видных ученых и заслуженных педагогов. Расходясь в частностях, авторы едины во мнении о безусловной необходимости использования инноваций в образовании.
 Тем не менее, в повседневной работе большинство преподавателей придерживаются традиционных, годами отработанных методик. Также имеет место недооценка преподавателями дополнительного образования эффективности передовых технологий обучения. Кроме того, в традиционном образовании ограничены возможности для получения компетенции, позволяющей педагогам заниматься самообразованием для приобретения той или иной квалификации с правом ее применения на практике.
  Эти проблемы явились темой исследования наших коллег из Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева г. Саранска, задачей которого ставилось создание теоретической и методической базы для внедрения инновационной программы преподавания музыки в учреждении дополнительного образования.
   В своей работе они детально исследовали действующую методику обучения в детской музыкальной школе.
   Кроме общепринятых педагогических приемов (метод сравнения, визуально-слуховая демонстрация, устная подача), в арсенале музыкальных педагогов есть и нестандартные техники преподавания. Н. Д. Боровкова базовыми приемами обучения в классе основного музыкального инструмента считает: прослушивание учащегося с одновременной коррекцией его исполнения, мастер-класс (показывает сам учитель), словесное объяснение, прослушивание аудиозаписей и просмотр видеоматериалов, диалоги в режиме "вопрос-ответ" (преподаватель спрашивает обучаемого и наоборот).
  Все вышеперечисленные педагогические приемы считаются традиционными. В число инновационных методов, используемых в процессе музыкального обучения, Н. Н. Савина включает следующие:
а) метод образной визуализации – это наглядное изучение объекта с целью формирования перцептивного образа, который ученики впоследствии могут воспроизвести: нарисовать, показать и т. д.;
б) метод рецензий – это критический анализ учащимся творчества своего товарища, противостояние различных точек зрения с возможностью их понимания и принятия. Важно заметить, что и сама рецензия есть творческий продукт, подлежащий критической оценке самим преподавателем;
в) метод рефрейминга (Кипнис, 2004) – это изменение взгляда на предмет анализа для придания ему другого значения. Смысл рефрейминга состоит в том, чтобы научиться рассматривать ситуацию в ином свете - с разных позиций и в различных контекстах;
г) метод адидактических ситуаций. Французский дидакт Ги Бруссо, являясь преподавателем, обучение осуществлял через призму «жизненных ситуаций», и этим пробуждал искренний интерес учеников к занятиям. Адидактическая ситуация – это ситуация не из учебного пособия, а из обычной жизни. Усвоение новых знаний происходит на основе понятных каждому ученику жизненных примеров;
д) метод «учение через обучение» (Мартан, 1993), который базируется на трех элементах: педагогическо-антропологическом, учебно-теоретическом и содержательном. Сущность его состоит в том, чтобы обучить подопечных делится своими знаниями и навыками с товарищами;
е) проблемно-креативный метод. Сочетает проблемный и креативный подходы, способствует созданию учеником собственного «творческого продукта», нацелен на формирование креативных качеств у обучаемого.
   После завершения теоретического исследования саранскими коллегами был проведен практический педагогический эксперимент, который показал, что преподавательский коллектив музыкальной школы в большинстве своем опирается на репродуктивные стратегии и приемы обучения. В итоге, был выявлен низкий интерес детей к обучению музыке, большая часть учеников проявила средний и низкий уровень как учебного рвения, так и музыкально-творческих способностей.
   Выводы, к которым пришли исследователи из Саранска после анализа результатов эксперимента, таковы:
1. Необходимо создать инновационную программу занятий с использованием проблемно-креативного метода и метода компьютерного моделирования.
2. Для внедрения передовых образовательных технологий преподавательскому составу необходимо заняться саморазвитием и повышением педагогической квалификации.
3. Инновационные методы базируются на двух подходах – рациональном (критическое мышление) и эмоциональном (творческая активность), то есть полностью соответствуют специфическим особенностям музыкального обучения.
4. Вышеуказанные методы рекомендовано использовать на всех стадиях музыкального образования (ДМШ, ССУЗ, ВУЗ).
   Итоги научного труда наших коллег показали, что сегодня необходимо тщательно исследовать весь накопленный опыт в методической сфере и определить перспективные направления дальнейшего развития. Необходимо обобщить существующую практику учебного процесса и выделить те позитивные приемы, которые могут быть пригодны для эффективного преподавания в современных условиях; разрабатывать и теоретически обосновывать экспериментальный комплекс творческих задач на основе сочетания классических и инновационных методов обучения базовым и специальным предметам на начальной стадии академического образования; издавать актуальные методические рекомендации к учебному процессу для практикующих педагогов.
  В отечественном образовании сейчас культивируется принцип вариативности, позволяющий преподавательским составам учебных заведений самостоятельно выстраивать учебный процесс по любым методикам и программам, в том числе и авторским. Это и задает вектор текущего направления развития в образовательной сфере: вырабатываются разнообразные варианты в плане содержательной части, активно ведутся научные исследования с целью практического обоснования инновационных идей и технологий. Для этого нередко используются дополнительные, внебюджетные источники финансирования. В таких условиях практикующим педагогам нельзя уповать только на традиционные методики, но и чересчур увлекаться передовыми технологиями тоже не следует. Необходимо найти "золотую середину" между старым и новым. Именно поэтому в наше время нельзя считаться высококвалифицированным педагогом без знания всего широкого спектра образовательных технологий.
   Понять внутренний мир, разглядеть талант и помочь реализовать творческий потенциал каждого ученика – вот задача преподавателей ДШИ, ДХШ и ДМШ, в решении которой важную роль играют инновационные образовательные технологии, подкрепленные классическими методиками. И если к огромным возможностям современной техники и большому разнообразию методических приемов добавить искреннее желание преподавателя сделать учеников своими творческими единомышленниками, учиться вместе с ними, а порой и у них, работать с энтузиазмом, тогда наш труд, уважаемые коллеги, можно считать успешным.
 
Список литературы
[1] Адриянова Е. Н. Инновационные подходы преподавания изобразительного искусства в детской художественной школе. // Педагогика и искусство: актуальные проблемы художественного образования детей [Электронный ресурс]: Материалы межрегиональной конференции преподавателей ДХШ, ДШИ: «Педагогика и искусство: актуальные проблемы художественного образования детей». – Димитровград: Научная мысль, 2017. – С. 58-62. - http://nauch-misl.ru/images/izdaniya/sbornik1.pdf (дата обращения: 19.03.2018)
[2] Гутовец М. В. Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе // Молодой ученый. - 2015. - №22.3. - С. 6-8. - URL https://moluch.ru/archive/102/23524/ (дата обращения: 19.03.2018)
[3] Лазарева О. М. Традиции и инновации в методах преподавания ДШИ и ДМШ - ошибки и достижения. // Традиционные и современные методы преподавания в ДШИ и ДМШ: материалы III зональной научно-практической педагогической конференции Яковлевского зонального методического объединения. – 2016. – С. 112-115. -  http://docplayer.ru/65665787-Tradicionnye-i-sovremennye-metody-prepodavaniya-v-dshi-i-dmsh.html (дата обращения: 19.03.2018)
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ