С нами 16560 учителей, 6501 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Эффективность профилактики девиантного поведения подростков в школе"

Автор: учитель истории и обществознания
Хайсарова Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нефтеюганск

 
                               Эффективность профилактики девиантного поведения подростков в школе
 
   Во все времена общество реагировало и стремилось воздействовать с помощью различных методов на поведение индивидов, не вписывающееся в сложившиеся традиции, социальные и правовые нормы. Ученые такое поведение называют девиантным (отклоняющимся). Однако девиантное поведение может иметь различную направленность (просоциальную, созидательную или социально-нейтральную, асоциальную, антиобщественную). Чаще всего основой отклоняющегося поведения являются асоциальные явления, которые могут проявляться в различных социальных отклонениях – от нарушений норм морали и незначительных правовых проступков до тяжких преступлений. Асоциальные явления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне, они приводят к нарушению социальных норм и развитию асоциального поведения, и это ведет к деформации ценностных ориентации и ценностно-нормативных представлений, т. е. деформации всей системы внутренней регуляции[1].
Девиантное поведение у подростка возникает не стихийно и не случайно. Личность подростка зависит от окружения: семьи, учебный коллектив, друзья и знакомые. Отрицательное воздействие растет в связи с неверной организацией социально-педагогических условий и негативной психологической атмосферой в сфере окружения подростка.
   На современном этапе возникает настоятельная необходимость воспитания каждого молодого человека культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Это возможно только при создании соответствующих социально-педагогических условий и благоприятной социально-педагогической атмосферы в институтах воспитания. По мнению Л.И. Мищика и Ю.А. Гапона[2], осуществить эффективное воспитание невозможно без социальных и педагогических условий, которые либо существуют, либо их необходимо еще формировать. По мнению ученых, первое – гуманная позиция воспитателя в воспитательном процессе; второе – создание социально-педагогических комплексов; третье – условия для закрепления и развития творческой деятельности воспитанника[3].
Согласно закону РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[4]», основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Поэтому в педагогике выделяют 3 уровня профилактической деятельности:
  1. решение социально-культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей;
меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека;
  1. индивидуально-воспитательная работа, направленная на профилактику и преодоление отклонений в поведении отдельных лиц.
При этом общеобразовательные учреждения осуществляют профилактику девиантности в целом. Однако их практика работы на протяжении многих десятилетий показывает, что применявшиеся традиционные методы воспитания и наказания в большинстве случаев не дают эффективных результатов по социальной реабилитации этих несовершеннолетних. Поэтому сегодня большое значение приобретает разработка и внедрение новых социально-педагогических методик, технологий и их элементов, направленных на профилактику девиантности, прежде всего на уровне первичной профилактике[5].
Однако Вахрамеева О.А. выделяет такие направления профилактики девиантного поведения, как психологическое, педагогическое, санитарно-гигиеническое, медико-социальное и экономическое, социально-культурной, но все мероприятия должны действовать и проходить в комплексе. При этом образовательные учреждения на последние направление – социально-культурное, меньше обращают внимание, тем самым уменьшают динамику положительных результатов социально-культурной деятельности[6]
Школа и дошкольное заведение, начинается для ребенка с учителя, воспитателя, и потому самые современные программы, учебники, технические средства не могут компенсировать душевную черствость, нетактичность, психологическую неподготовленность педагога[7]. Отсутствие необходимого «настроя» на педагогическую работу делает ее трудной даже по отношению к благополучным учащимся. В школах плохо осуществляется анализ причин девиантного поведения детей и подростков, не устанавливается преемственность с дошкольным воспитанием и обратная связь с послешкольным периодом жизни. Очень часто отсутствует координация между школой и семьей, что приводит к условиям, в которых объединяются разнородные отрицательные влияния на ребенка[8].
Школа дает определенные знания, умения и навыки для подростка и чаще всего школьник не властен управлять своим образованием, т.к. государство за него уже решила, тем самым поставила учащегося в некие рамки, помимо этого государство позаботилось и о учителях. Для учителя процесс обучения и воспитания чаще сводится к бумажной «волоките». Педагог перестает выделять должного внимания для учащихся и начинает включаться в процесс профилактики, когда у подростка уже началось формироваться асоциальное поведение. Конечно, классные часы, беседы класса никто не отменял, но индивидуальная работа учителя и учащегося пропадает.
    В современной России сложилась ситуация, где школа не справляется полностью с профилактикой девиантного поведения подростков, так как школьники прибывают в образовательной учреждении лишь часть дня, вторую половину дня они предоставлены сами себе. Поэтому реализация профилактики девиантного поведения  в школе страдает.
 

[1] автореферат
[2] Мищик Л.И., Гапон Ю.А. Осоциально-педагогической концепции воспитания. М., 1991. С.103.
[3] Магомедов Д.Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи. Российский следователь 2008№10. с 29 (29-31).
[4] ФЗ
[5] диссертация
[6] Вахрамеева О.А. К вопросу о профилактике девиантного поведения подростков. Вестник ШГПИ 2009 с.42-43.
[7] Простяков В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних. Юридическая психология. 2011 №1. С.25.
[8] См. 9

Литература:
1. Вахрамеева О.А. К вопросу о профилактике девиантного поведения подростков. Вестник ШГПИ 2009 с.42-43.
2.Простяков В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних. Юридическая психология. 2011 №1. С.25.
3. Магомедов Д.Б. К вопросу о социально-педагогических аспектах профилактики преступлений среди молодежи. Российский следователь 2008№10. с 29 (29-31).
4. Мищик Л.И., Гапон Ю.А. Осоциально-педагогической концепции воспитания. М., 1991. С.103.

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ