С нами 17200 учителей, 7312 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "К вопросу о методике обучения аудированию учебно-научных лингвистических текстов в дистанционном обучении"
Ячменева Надежда Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ "Забайкальский центр специального
образования и развития "Открытый мир"


 
К вопросу о методике обучения аудированию учебно-научных
лингвистических текстов в дистанционном обучении

 

Стремительное развитие информационных и телекоммуникационных технологий быстрыми темпами приближает общество к тому, что распространение информации будет доминирующим фактором. Поэтому умение работать с информацией становится залогом успешной жизненной реализации. Школьное обучение призвано развить данные умения и навыки. Однако некоторым группам населения (дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в отдаленных малонаселенных районах и т.д.) очное школьное обучение является труднодоступным или недоступным вообще. В этом случае эффективным вариантом решения поставленных перед школой задач становится дистанционное обучение.

Наиболее полно специфика дистанционного обучения как педагогической технологии рассмотрена в работах Е.С. Полат [1, 2, 3] .

В настоящее время дистанционное обучение является одной из форм образования, развивающихся в современных условиях быстрыми темпами. Дистанционное образование позволяет выстроить для обучающегося индивидуальную образовательную траекторию, в случае необходимости быстро и эффективно ее скорректировать.

В Забайкальском крае учреждением, реализующим дистанционное обучение на этапе средней школы, является ГОУ Центр специального образования и развития «Открытый мир». Центр реализует общеобразовательные программы и программы специального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Современная общеобразовательная школа должна обеспечить образование в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования второго поколения, который ориентирован на метапредметные результаты обучения. Дистанционное образование не является исключением.

К метапредметным результатам обучения относится в том числе и развитие всех видов речевой деятельности, в частности аудирования. Однако методика формирования у обучающихся аудитивных умений в дистанционном обучении обладает своей спецификой.

Для того чтобы показать специфику методов и приемов обучения аудированию в дистанционном обучении, рассмотрим особенности дистанционного общения.

Во-первых, дистанционная модель обучения предполагает наличие как минимум трех составляющих — учителя, ученика и компьютера с выходом в Интернет.

Во-вторых, для успешной реализации взаимодействия на дистанционных уроках учителю и обучающемуся необходимо обладать базовыми информационно-коммуникативными умениями: владение навыками работы с компьютером и периферийными устройствами, умение работать в сети Интернет (отыскивать, перерабатывать и сортировать учебную информацию).

Кроме того, на умение восприятия учебно-научной информации в дистанционном обучении активно воздействует тот фактор, что учащиеся находятся в привычной для них обстановке. Однако данный фактор не всегда благотворно влияет на учебный процесс, так как ребенок, находящийся дома, часто не в состоянии настроиться на урок, сконцентрироваться, отвлечься от комфортной для себя среды и сосредоточиться на уроке.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья зачастую обладают слабо развитыми умениями восприятия и переработки информации. В этом случае необходим тщательный дифференцированный отбор дидактического материала, который будет представлять учебную информацию в различном виде (аудио- и видеофайлы, теоретический текстовый материал учебника, иллюстративные материалы, интерактивные сетевые упражнения, монолог учителя и т.д.).

По словам Е.С. Полат, мультимедийность дистанционного образования создает такие психологические ситуации, которые помогают восприятию и запоминанию материала «с включением подсознательных реакций учащегося (музыкальное или звуковое сопровождение определенных этапов урока, настраивающее учащегося на заданный тип деятельности) » [1,с. 158 ].

Кроме того, психофизиологические особенности учащихся с ОВЗ обусловливают частое повторение, возврат к изученному ранее материалу.

Кроме специфичного способа общения, дистанционное обучение, как считает Е.С.Полат [3], предполагает также и специфичную информационно-предметную среду: курсы дистанционного обучения, электронные учебники, виртуальные библиотеки, базы данных образовательных ресурсов и т.д.).

Несмотря на широкие образовательные возможности дистанционного обучения, основным способом представления учебно-научной информации на уроках русского языка остается устный учебно-научный лингвистический текст.

В то же время Е.С. Полат отмечает, что «передаваемый по сети текст становится автономным объектом, с которым может работать сам учащийся, внося изменения непосредственно в полученный материал. Таким образом, учебный текст одновременно является рабочей тетрадью» [1, с. 157].

Вопросы системы обучения школьников аудированию учебно-научных лингвистических текстов, методов и приемов формирования аудитивных умений рассмотрены в работах Л.В. Черепановой [5, 6, 7, 8].

Рассматривая проблему развития аудитивных умений, Л.В. Черепанова [8] отмечает, что слуховое восприятие учебно-научного лингвистического текста происходит на всех этапах речевой деятельности.

На этапе ориентировки и планирования учащийся осуществляет настрой на слуховое восприятие, определяет цель аудирования, прогнозирует содержание высказывания.

На этапе реализации слушающий осуществляет восприятие и смысловую переработку речевого сообщения. Способом передачи учебно-научного лингвистического текста обучающимся на этом этапе становится слово учителя.

На этапе контроля учащийся сопоставляет прогнозируемое содержание общения с понятым в ходе аудирования, результат слухового восприятия с целью.

Учитывая особенности восприятия обучающихся с ОВЗ, а также специфику дистанционного обучения, целенаправленное развитие умений осознанного аудирования становится очевидным и требует разработки специальных методов и приемов.

Рассмотрим содержание работы по развитию аудитивных умений на примере учебно-научного лингвистического текста для учащихся 6 класса на тему «Простое осложненное предложение».

На первом этапе (ориентировки и планирования) учащемуся даются следующие задания: «Открой виртуальную доску, ссылка на которую была отправлена тебе ранее. Внимательно изучи представленную там схему и ключевые слова.

          
           Схема:
 
 

 

Ключевые слова: простое предложение, осложнение, знаки препинания.

  1. Изучи схему и постарайся предположить, о чем пойдет речь.

  2. Прочитай ключевые слова и подумай, можешь ли ответить, о чем будет рассказ учителя.

На втором этапе (реализации) происходит слуховое восприятие текста (речи учителя) и его смысловая переработка на основе того, что было сделано учащимся на этапе ориентировки и планирования (работа со схемой, содержанием прослушанного текста).

«Простое предложение может содержать подлежащее и сказуемое, а также второстепенные члены предложения, и быть двусоставным, либо иметь один из главных членов предложения и быть односоставным. При этом в простом предложении, в отличие от осложненного, отсутствует пунктуация или однородные члены. Простое осложненное предложение может быть осложнено следующими конструкциями: однородными членами предложения, вводными словами и вставными конструкциями, сравнительными оборотами, обособленными обстоятельствами и определениями.

Например: Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишеневе, и в Псковской губернии (однородные члены).

Дорога, мощеная булыжником, поднималась на вал (обособленное определение).

Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна (вводная конструкция).

Дождь полил, будто из решета (сравнительный оборот).

Осложнение происходит за счет добавления в простое предложение конструкций, выделяемых знаками препинания».

На третьем этапе (контроля) происходит определение эффективности аудитивной деятельности при проверке тех заданий, которые были даны учителем перед чтением им учебно-научного текста. По сути это целевые установки аудирования:

  1. Прослушайте текст и расскажите о структуре простого предложения.
  2. Составьте план устного ответа на тему «Простое осложненное предложение».
  3. Перескажите текст.
  4. Приведите примеры простого осложненного предложения с однородными членами/вводными словами/вставными конструкциями и т.д.
  5. Прослушайте текст и расскажите, чем может быть осложнено простое предложение.
  6. Прослушайте текст и объясните, чем простое предложение отличается от простого осложненного.

Таким образом, методика обучения работе с учебно-научным лингвистическим текстом на уроках русского языка в дистанционном обучении включает традиционный перечень методов и приемов, применяемых в очном школьном обучении. Однако специфика дистанционного обучения и дистанционного восприятия информации предполагают усиленную мультимедийность, интерактивность и особый отбор дидактического материала.

 

Список литературы

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  2. Черепанова Л.В., Трофимова О.В. Обучение аудированию на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие. - Чита, 2012. - 217 с.
  3. Черепанова Л.В. Обучение аудированию учебно-научных текстов учащихся 5 классов. - автореф. дис...канд. пед. Наук. - Москва, 1997. - 16 с.
  4. Черепанова Л.В. Инновационные технологии обучения русскому языку: рефлексивное обучение: учеб. пособие / Л.В. Черепанова. Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2012. 127с.
  5. Черепанова Л.В., Аудирование: теория и практика обучения. 5 класс: уч.-метод. Пособие. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. - 127 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утверждён приказом МОиН РФ от 17.12.2010г.) [Режим доступа:http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588]. Дата обращения 23.07.2019г.
  7. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
  8. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, Н.В. Ладыженская и др.: Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2006. - 392 с.

 

 

 


 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ