С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через включение коррекционных упражнений и применений ИКТ"
Трачук Наталья Михайловна
учитель биологии
ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»
Плесецкого района Архангельской области
 
Активизация познавательной деятельности обучающихся
на уроках биологии через включение коррекционных упражнений и применений  ИКТ
 
    Познавательный интерес – это важнейший мотив учения, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании обучающихся на уроке, в их эмоциональных реакциях,  в вопросах учителю, в желании дополнить примерами из личного опыта, в чтении дополнительной литературы и т.д. 
    Развитие положительного отношения  к обучению у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью протекает замедленно и характеризуется неустойчивостью. Оно может изменяться под влиянием ситуации, успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны педагога и т.д. 
    Для успешного обучения и воспитания  обучающихся необходимо развивать познавательную активность, которая может проявляться в самых различных областях деятельности, новых знаниях.  Стараюсь обеспечить активность учащихся  в любой учебной работе -  при изучении  нового материала, закреплении пройденного, проведение лабораторных работ и т.д.
   Для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью характерна  повышенная утомляемость, поэтому требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий.  Внимание неустойчиво, следовательно необходимо подобрать более интересный материал, известно, что дети лучше запомнят то, что интересно и связано с жизнью.
    В формировании положительного отношения  к обучению значительная роль принадлежит учителю. Отношение к педагогу нередко определяет отношение к преподаваемой  им дисциплине. Здесь могут играть существенную роль  доброжелательность педагога, его деловые и коммуникативные качества. Задача учителя состоит в том, чтобы путем создания у обучающихся положительной мотивации в учебе, повышения тонуса их активности, возбуждения интереса, внимания,  формировать готовность  проявлять усилия по преодолению трудностей обучения. Одним из ведущих принципов работы в этом направлении является создание ситуации успеха – дать возможность ребенку пережить радость от успешной деятельности, это вызовет любознательность, желание самим разрешить ту или иную проблему.
На уроках биологии обучающиеся испытывают трудности с описанием того или иного явления, при пересказе, ответы детей  зачастую односложны  и неточны, т.е. проблемы связанны с развитием речи. Бедность словарного  запаса приводит к частому употреблению одной и той же группы слов, делает речь однообразной, шаблонной. Неточность словарного запаса не только мешает адекватно выражать свои мысли, чувства, желания, но часто затрудняет понимание обращенной  к ним речи. Поэтому,  расширение,  уточнение и активизация словаря должны проводиться  целенаправленно на каждом уроке; использование наглядных методов обучения, а также системы упражнений, вызывающие  у учеников интерес и положительные эмоции.
    Начиная с 5 класса, на уроках природоведения, тесно прослеживается связь с уроками чтения и  развития речи. Начиная с изучения   тем «Времена года» обучающиеся составляют рассказы по картинам, читают стихи, разбирают пословицы, приметы. Активно работают с кроссвордами, ребусами в течение всего курса изучения биологии.
Приемом активизации  познавательной деятельности, воздействующим  и на эмоциональную сферу, является  художественное слово,  репродукции картин (например, картин Левитана «Золотая осень» и «Берёзовая роща», Саврасова «Грачи прилетели»).
            На уроке биологии в 7 классе при изучении темы «Значение корня» предлагаю вниманию детей несколько строк стихотворения В.Жака:
«Мы в букет собрали маки жаркие.
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти они не станут».
            В 8 классе при изучении темы «Насекомые» предлагаю стихотворение  А. Фета с целью найти ошибки.
«Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой его живым миганьем
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Надолго ли без цели, без усилья
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу!»
            При изучении темы «Птицы» в 8 классе заслушиваем голоса птиц. Узнавая «известные голоса» (дятел, кукушка) заметно оживление детей, их интерес.
 
Как средство развития познавательного интереса широко применяю на уроках биологии игры.
«Игра – это искра, зажигающая  огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский.
Игровая деятельность может быть организована в различных формах – индивидуальных, групповых, коллективных.
1. Игры -  упражнения.
Пример: «Пятый лишний»  Найдите в каждом ряду лишнее слово, объясните, почему оно лишнее:
- пшеница, рожь, одуванчик,  кукуруза, овес
- горох, картофель, бобы, донник, клевер
- черепаха, крокодил, лягушка, ящерица, змея
- желудок, сердце, пищевод, ротовая полость, кишечник и т.д.
             «Верно или нет?» По теме зачитываю, как правило, 7-10 предложений, обучающиеся работают индивидуально, записывая «+» или «-« рядом с номером предложения. Возможно проведение и в устной форме.
2. Игра – поиск. Обучающимся предлагаю найти в рассказе, к примеру, растения семейства Бобовых, названия которых вперемежку с названиями растений других семейств, встречаются в рассказе. Для такой игры  не требуется специального оборудования, занимают мало времени, но дают хороший результат.
3. Игры-соревнования – это конкурсы, викторины и т.д. Можно проводить как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.
4. Сюжетно – ролевые игры, когда обучающиеся исполняют роли. Например, применяю в 9 классе при  изучении темы «Первая помощь при кровотечениях». С удовольствием  дети оказывают первую помощь при имитации (рисуем ранку либо на пальце, либо на руке) капиллярного или венозного кровотечения.
На первых уроках при изучении семейств растений (7 класс) предлагаю различные задания в игровой форме. Например, при изучении темы «Общая характеристика растений семейства Розоцветные» предлагаю следующие задания:
  1. Отгадав предложенные загадки вы узнаете, какие растения относятся к семейству Розоцветные. (в случае затруднений отгадываем по наводящим вопросам)
Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна (Роза)
Кто меня любит,
Тот и рад поклониться
А имя дала мне
Родная землица (Земляника) и т.д.
  1. Предлагаю 4 карточки с описанием растений и 5 рисунков с изображением растений. Предлагаю определить растение по описанию. Для 5 растения необходимо самим составить описание по плану:
- жизненная форма
- характер стебля
- особенности листьев
- строение цветка
- плод.
Выполнив задания, обучающиеся делают выводы об общих признаках семейства Розоцветные.
Активизирует деятельность детей проблемный вопрос по сложности выполнимый детьми с легкой умственной отсталостью. Например, при изучении темы «Опорно-двигательная система» задаю вопрос: «Какие проблемы возникли бы у человека, если шейные и поясничные позвонки поменялись бы местами?»
Загадки использую на различных уроках, т.к. они активизируют внимание детей для восприятия новой темы.
Обучающиеся с интересом выполняют задания, где им предлагается найти ошибку.  Составить небольшие рассказы с ошибками возможно при изучении любой темы курса биологии, при этом характер ошибок можно варьировать с учетом особенностей детей.
            Можно предложить и другие задания:
«Черный ящик»- по описанию узнай о каком растении идет речь. Правильный  ответ достается из коробки.
- От многих болезней, которые в старину называли недугами, лечился простой народ этим овощем. Ученые доказали, что овощ обладает целебными свойствами. Выделяемые этим овощем пахучие вещества убивают микробы. Почувствовав первые признаки заболевания, ешьте этот овощ или просто нюхайте его как можно чаще, время от времени освежая разрез. (лук) Также можно применять при изучении картофеля, томата и других растений.
«Цветик-семицветик» для повторения терминов (как правило, новые понятия вызывают затруднения, слабо используются в речи обучающихся, поэтому необходимо использовать многократное повторение) – разноцветные лепестки с терминами, с другой стороны – правильное определение: ответил – и проверил.
«Объяснялки»  - задания по группам
Внимательно прочитайте, попробуйте догадаться о каком растении идет речь. К какому семейству оно относится? По каким признакам вы это определили? Что послужило главной подсказкой?
            Активизирует деятельность обучающихся использование комнатных растений  как демонстрационного материала.  При изучении темы «Лист» на комнатных растениях легко продемонстрировать строение листа (листовая пластинка и черешок). Сетчатое жилкование хорошо видно на листьях бегонии, дуговое  у традесканции, параллельное у хлорофитума, циперуса. Знакомство со строением цветкового растения, строением цветка (эти темы изучаются  в сентябре)  хорошо изучать, используя поздноцветущие растения (календула, гладиолусы). На комнатных папоротниках можно показать расположение спор.
 Развитию познавательной активности способствует проведение лабораторных работ. Лабораторные работы проводятся  с 7 класса  с натуральными объектами по темам  «Разнообразие плодов и семян», «Строение клубня картофеля»,   «Строение луковицы», «Строение семени фасоли и пшеницы» и т.д.; вызывают интерес и, как правило, все обучающиеся активно выполняют предложенные задания.
Применение ИКТ на уроках – эффективный метод формирования активизации познавательной активности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование ИКТ делает урок  привлекательным, происходит индивидуализация обучения.
Опыт работы  показывает, что применение мультимедийной презентации на уроках биологии целесообразно в тех случаях, когда необходимо:
  • Познакомить учащихся с природными объектами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно (растительный и животный мир, нехарактерный для проживающей местности, добыча полезных ископаемых, стихийные бедствия и т.д.);
  • Показать учащимся скрытые  процессы и явления (движение крови в организме, влияние курения и алкоголя на внутренние органы);
  • Продемонстрировать очень медленно или очень быстро протекающие процессы (образование плодов и семян);
  • Познакомить с микро или макрообъектами (клетка, планета  и т.д.);
  •  Провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и т.д.);
  • Продемонстрировать животных в движении (птицы в полете, добывающие пищу хищники, вскармливание детенышей).
Таким образом, можно выделить основные условия, при которых возникал бы  и развивался  интерес к учению:
  1. Такая организация обучения, при которой ученик вовлекался в процесс  поиска и «открытия» новых знаний
  2. Учение должно быть разнообразным
  3. Понимание нужности, целесообразности изучаемого материала
  4. Тесная связь нового материала с ранее усвоенными знаниями
  5. Обучение должно быть посильным
  6. Яркость учебного материала
  7. Заинтересованность самого учителя
 
Литература:
·        Подвальная Е.В. К вопросу об использовании компьютерных технологий на уроках географии и естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII  вида. http://www.shishkova.ru/library/articles/items/a04.htm
·        [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/biologiya
·        [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tana.ucoz.ru/load/411-1-0-173
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ