С нами 17289 учителей, 7326 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Ответственность как нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся"
 
Мазурова Татьяна Михайловна,
высшая квалификационная категория,
учитель музыки, ИЗО,
БОУ города Омска "Гимназия № 150"
Омская область

 
Ответственность как нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся
 

Современное российское общество к своим гражданам, желающим успешно проявить себя в профессиональной деятельности, предъявляет высокие требования: наличие креативного, творческого мышления, ответственности, самостоятельности, нацеленности на достижение положительного результата. Но без духовно-нравственной основы личности невозможно творчески преобразовать действительность, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить духовную культуру.

Через интерес к художественной жизни родного города, стремление реализовать собственный творческий потенциал учащиеся на уроках и во внеурочное время в рамках исследовательских проектов получают возможность подготовить себя не только к новым общественным отношениям, но и содержательнее раскрыть для себя нравственные понятия.

Цель статьи: показать актуальность нравственного аспекта в проектной деятельности на становление ценностной ориентации учащихся.

Изучение нравственной деятельности является важнейшей задачей современной педагогики, в том числе и омской педагогической науки.1 Понятие «нравственная деятельность» может употребляться в широком смысле как нравственный аспект любой деятельности, подлежащей нравственной оценке, и в узком смысле как деятельность, направленная на утверждение в жизни нравственной ценности – добра.

С.В. Шмачилина в работе «Воспитание старших школьников в нравственной деятельности» отмечает, что «деятельность – это не только изменение внешней действительности, но и преобразование внутреннего мира человека, раскрытие и реализация его скрытых потенций в процессе развития его отношений с внешним миром». 2

Организация нравственной рефлексии необходима для духовного развития старших школьников, их самосознания, воспитания свободной, самостоятельной личности. Предметом рефлексии могут быть жизненные ситуации как собственные, так и происходящие с другими людьми.

Каковы нравственные искания в мире ценностей моих учащихся, прозвучавших на Городских Этических чтениях, Городских, Региональных конференциях НОУ, Либеровских Искусствоведческих чтениях. 3


Наталья Пилипчук, 11 класс, 2002-2003 учебный год, тема ее исследования «Слово об учителе». Знакомство с публикациями, чистый, завораживающий стиль повествования, беседы о творчестве омских художников – вот истоки интереса к изучению печатных работ старейшего омского искусствоведа Леонида Петровича Елфимова.

Учащаяся изучила работы, посвященные творчеству К.П. Белова, С.К. Белова, Ф.Д, Бугаенко, Г.А. Штабнова, М.И. Слободина, Н.Я. Третьякова, А.А. Чермошенцева, В.В. Кукуйцева, В.А. Долгушина, В.Г. Бугаева, В.М. Владимирова.

Ею была проведена систематизация материала об искусствоведческой деятельности Л.П. Елфимова, что позволило увидеть художественный мир города Омска второй половины ХХ века глазами исследователя, творческого человека, неравнодушного горожанина, организован «круглый стол» с участием искусствоведов, художников города Омска.

«Искусствоведческие листы» Леонида Петровича открыли перед учащейся тончайший мир понимания и причастности художника к обыкновенным явлениям, наполняя их мотивами гражданского содержания. Это диалог искусствоведа и художника, в котором через любование, образное размышление на полотне звучит призыв к патриотическому отношению к красоте и богатству сибирской природы.

«Общение с увлеченными своей деятельностью людьми обогатило меня не только информацией о художественной жизни родного города,- делилась своими впечатлениями Наталья,- но и помогло осознать ценность труда, прочувствовать мудрость: «Жить надо так достойно, чтобы оставить добрый след в жизни окружающих тебя людей». Такой добрый след сохраняется и в моей душе от общения с этим удивительным человеком».

 

Ульяна Мазурова, 9 класс, тема исследования «Солнечный цветок». На материале творчества Е.Д. Дорохова».

 «С давних времен люди мечтают о жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра, справедливости, красоты и гармонии»,- пишет в своей работе учащаяся. Она считает, что в настоящее время теряются многие нравственные понятия, ценности, среди которых обесценивается и чувство добра.
«Цветок, подсолнух, солнце…- рассказывает Евгений Дмитриевич,- все объединено красотой, гармонией, идеей дарения добра».

Омские искусствоведы Л.П. Елфимов, Г.Ю. Мысливцева, Т.В. Бабикова не обходят своим вниманием творчество Евгения Дорохова. Так, Галина Мысливцева считает, что «природа совершенна.… Растительные формы трансформируются в пластические человеческие эмоции».4

Возможно, поэтому работы художника получили такие названия, как “ Автопортрет. Я”, “Утро”, “Сентябрь. Серое небо”, “Дети солнца”, “Раздумье”, “К солнцу”, “Дружная семья”.

Галина Мысливцева пишет: “Это путь к красоте и природе из дисгармонии  современного мира через возвращение к культу красоты чистой формы.”5

Действительно ли красота природы способна “давать радость” и даже “исцелять сердца”? В работе представлены высказывания учащихся, записанные после общения с творческими работами Е. Дорохова.

Что выделяют в работах Евгения Дорохова учащиеся? Солнечность, доброту звучания образов, стремление к взаимопониманию в этом мире. Творчество художника никого не оставило равнодушным и безразличным.

Ульяна пишет: «Мне кажется, я и сама начинаю осознавать: доброта не кричит о себе, не навязывает себя окружающим. Она - возвышенна, спокойна и …естественна! От общения с творческими работами Евгения Дорохова рождается спокойствие, ощущение света, легкости».
 

Ирина Ермакова, 11 класс, 2003-2004 учебный год, тема ее исследования: «Либеров – центр» - школа нравственности».

В своем исследовании она уделяет внимание жизни музейной педагогики города на примере «Либеров – центра». Учащаяся познакомилась с творчеством детской студии при «Либеров-центре». Отмечает в своей работе, что «каждая выставка юных художников студии - праздник. Сколько интересных тем, проблем затронуто в работах ребят! Вот некоторые из них: «Планета Земля – наш дом», «Лесная рапсодия», «Зимний сад», «Мой друг, Отчизне посвятим…»

Во время посещения «Либеров – центра» поменялось и ее отношение к музеям вообще. Знакомство с архивными документами, беседа с Евгенией Юрьевной Ботэ, методистом «Либеров-центра», подарили Ирине небывалый всплеск эмоций, ощущение уюта и тепла, ей не хотелось уходить из храма творчества. Она задается вопросом: «Каким становится ребенок, для которого «Либеров-центр» стал вторым домом?» По мнению Е.Ю Ботэ, «сама атмосфера музея вызывает у детей высокие чувства: они воспитываются музейной средой, у очага культуры».

Ирина отмечает, что музей дарит мир чистоты, искренности, поддержки и добра. В своей работе Ирина утверждает: «музей – это дорога в будущее».

 

Ульяна Мазурова, 10 класс, тема ее исследования: «Против течения. На материале творчества Евгения Дорохова».

Учащаяся считает, что необходимо не только изучать водное пространство, но и приоткрывать тайны природы через творчество. В работе рассмотрено понятие «ответственность», его роль в жизни человека.

Ульяна солидарна с автором живописного полотна, что само название уже приглашает задуматься: сможем ли мы пойти против течения равнодушия, безразличия в отношении окружающего мира, обладаем ли мы ответственностью за свои поступки, слова. Она познакомила с новой страницей в творчестве Евгения Дорохова и учеников своей школы.

Анализируя работы учащихся, выделила основное: учащиеся чувствительны к восприятию добра и зла, они не хотят жить в мире зла, поэтому в их рассказах добро, даже если его и не так много, всегда побеждает зло, они хотят быть ответственными за красоту окружающего мира. Воспитать в себе ответственность за чистую реку, голубое небо, цветущие деревья, добрые слова и призывает работа Евгения Дмитриевича Дорохова «Против течения».


Залётова Алла, 10 класс, её тема исследования «Ответственность. На материале творчества Г.С. Катилло-Ратмирова».

Алла пишет, что «общество, потерявшее нравственные ориентиры, не может рассчитывать на будущее». Она считает, что через изучение творчества художника можно прийти к осознанию понятия «ответственность». Обращение к теме «Мой город» позволит подтвердить или опровергнуть предположение, что уже в подростковом возрасте возможно осознать «что такое ответственность».

Встреча, беседа с художником - это уроки нравственности, любви к родному городу.

-Я неравнодушен к двум важным, на мой взгляд, темам: тема природы и тема родного города, города Омска.

- Из окна моей мастерской можно любоваться нашими реками: Иртышом, Омкой. Какие они живописные! Можно ли быть равнодушным и не обратить внимания на эту красоту?

-Мой город - это моя жизнь. Люблю его и как горожанин, и как художник. Как горожанин я не равнодушен к тому месту, где живу. Как художник я обращаюсь к теме города, его улицам, площадям, архитектурным сооружениям…

- Да, я думаю, что художник в своем творчестве стремится бережно относиться к духу города, к его облику. Иначе он и не художник и не горожанин. Для этого нужно быть не столько талантливым человеком, сколько просто думать о своем городе и любить его.

С творчеством художника познакомились учащиеся восьмых классов. Что такое любить и быть ответственным за свой город? Наверное, не просто много об этом говорить, выступать с экрана телевизора, а при этом не замечать темных улиц, не убранный мусор…

Быть ответственным за свой город - желать видеть свой город чистым, красивым, и ухоженным в любое время года. Да не просто видеть красоту рядом с собой, а желать жить в красоте. Этому качеству можно учиться в любом возрасте. Помогают в этом творческие работы художника.

 

Серкова Олеся, 10 класс, тема исследования «Смысл жизни. Творчество Г.С. Катилло – Ратмирова»

Учащаяся соглашается с философами, психологами, что на рубеже ХХ – ХХI веков человеческая жизнь катастрофически обессмысливается. Люди, лишившись смысла своего бытия, - глубоко несчастные люди. Именно они наполняют ряды самоубийц, наркоманов, алкоголиков, именно они совершают жестокие преступления, страдают от одиночества и собственной никчемности.

Олеся считает, что один из путей обретения смысла жизни является собственное творчество.

В своем исследовании учащаяся обращается к творчеству омского художника Георгия Сергеевича Катилло-Ратмирова. Через публикации Г. Мысливцевой, Л.Шороховой, В. Чиркова, И. Шихатова, А. Чернявской, А. Носова, А. Чермошенцева, непосредственное общение с художником определяет смысл жизни Георгия Сергеевича:

  • Ученики, с большой осторожностью направляет их природный дар, помогая им обрести СВОЙ почерк, СВОЕ осязание мира, СВОЕ цветовидение. Неудивительно, что многие его ученики сами стали педагогами, мастерами живописи, членами Союза художников;

  • развитие творческо – педагогического метода, который привел к творческому явлению: «Учитель и ученики». Экспозиции сопровождаются методическими семинарами для педагогов, творческими встречами с учащимися. Г.С. Катилло-Ратмиров и его ученики не изменили своему таланту, национальным духовным ценностям, приумножили свое мастерство, придав ему гражданственность и общественную значимость;

  • поэтичном живописном звучании красоты природы и архитектуры родного города.

  • в оптимистическом взгляде на мир. Он воспевает жизнеутверждающее начало в изобразительных образах. Безграничная любовь и восторженность природой и человеком – вот составляющие художнического кредо Георгия Сергеевича;

  • в профессионализме и требовательности к себе;

  • в активной пропаганде изобразительного искусства. Он провел десятки персональных и групповых выставок со своими учениками по области и за ее пределами.

На примере деятельности омского художника Георгия Сергеевича Катилло – Ратмирова учащаяся определяет один из путей обретения смысла жизни, а именно: творческая деятельность.

Мир художника – это всегда «выразительное и говорящее бытие», это опыт нравственного отношения к жизни, который открывается во время проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.

 

Мазурова Ульяна, 11 класс, 2004-2005 учебный год,  продолжая изучение культуры, как художественной летописи истории, посвящает свое исследование высокому служению родному городу в области искусства и культуры, творчеству омского искусствоведа Г.Ю. Мысливцевой.

Чем вызван интерес к творчеству именно искусствоведа? Почему именно профессия искусствоведа вызывает интерес к изучению и исследованию в начале ХХI века.

- Галина Юрьевна открывает для нас через знакомство с творчеством многих омских художников искусствоведческую страницу родной истории и истории города, в котором я родилась и живу. Среди них и творчество Г. Штабнова, Н. Горбунова, М. Разумоваа, Е. Дорохова, Г.Катилло-Ратмиров, Н.и И. Щетининных, А. Темерева, Е. Гурова, Б. Торика, С. Федоричева, Т. Колточихиной, Г. Пилипенко, Н. Холодова как пример сохранения веры в силу красоты и достоинства,- пишет Ульяна.

- В статьях Г.Ю. Мысливцевой «Педагогические проекты художественных музеев Омска: история и современность», «Музей Либеров – центр в культурном пространстве Омска», «Городской музей «Искусство Омска» найдем ответы на вопросы: «Что происходило в области музейной педагогике в Омске в ХХ веке», «Какие педагогические идеи и проекты возникали? Какие были осуществлены?»

-Читая статьи Галины Юрьевны «Река и город», «Себя - познающий ландшафт», «Омск. Растительная составляющая образа города», «Художник и город», начинаешь понимать, как надо любить город, в котором живешь.

-Особая страница в искусствоведческой деятельности Галины Юрьевны - выставочная деятельность.

Не просто увлекательным и познавательным, а глубоко поучительным было общение с художниками, которые помогли найти ответ «Почему именно профессия искусствоведа вызывает

особый интерес к изучению и исследованию в начале ХХI века».

-В.Сафронов: Галина Юрьевна удачно объединяет в себе и критика, и литератора, куратора выставок, научных конференций, музейного работника, и просто интересного собеседника, имеющая редкостный дар слушать и слышать. Искусствовед обнажает острые вопросы не только перед зрителем, но и перед самим художником. Не дает ему успокоиться, быть удовлетворенным своей работой. Галина Юрьевна относится именно к таким искусствоведам!

- Е.Дорохов: Искусствовед занимает активную жизненную позицию! Чтобы она ни делала, все

обладает определенной новизной, все интересно для зрителя. Так, вспоминается один эпизод на международной конференции, когда вся публика постепенно умолкала, внимая словам Галины Юрьевны. Потом задавали много вопросов: своим выступлением смогла победить затронуть сердца многих людей и победить равнодушие.

-Еременко В.Ф.: Труд искусствоведа очень ответственен! Поэтому он не только автор, но и жесточайший критик!

Ученики читают, изучают, анализируют статьи Галины Юрьевны на протяжении вот уже нескольких лет.. Ее творческие работы знакомят не только с деятельностью живописцев, но и с поэтами города, направлениями в искусстве, разными взглядами на развитие художественной истории.

 

Марина Ксения, учащаяся 11 класса, 2005-2006 учебный год,  в своем исследовании «Патриотический интерес художника» через раскрытие творческой индивидуальности сибирского мастера живописи начала XIX века В.П. Петрова обращает внимание на завещание художника будущим поколениям, заложенное в его собственном творчестве: любить “сверх выгод” свою работу, а значит, ответственно относиться к порученному делу.

Так, в своем исследовании Ксения пишет, что «получив предписание и подорожную, художник выехал «…от Санкт – Петербурга до Барнаула через Екатеринбург, Ишим, Каинск», и, в дальнейшем, именно «на Алтае В.П. Петровым были выполнены лучшие реалистические рисунки сибирского периода. Он фиксировал все, что привлекало его внимание: домашних животных, национальные костюмы, часовни, церкви, инвентарь горняков, горные выработки, типы людей, писал и рисовал окрестности Барнаула. Во всем этом он видел очарование живой красоты как поэтическую реальность».

О натурных рисунках Петрова А.А.Федоров–Давыдов писал: «…именно патриотический интерес определил его достижения в лучшем из того, что он сделал в Алтайских видах…»

Пройдя тысячи километров бездорожья от Алтая до Забайкалья пешком, на лошадях - путь мужества и чести человека, глубоко сознающего свой гражданский долг, влюбленный в красоту Сибирского края, Петров завещал потомкам любить “сверх выгод” свою работу.

 

Мандрик Алена, учащаяся 11 класса, в работе «Ответственность. Эссе об искусствоведе Г.Ю. Мысливцевой», обращаясь к проблеме ответственности «за свои поступки, слова перед окружающими людьми, самим собой», стремится самостоятельно определить для себя роль искусствоведа в художественной жизни города.

В своем исследовании Алена рассказывает о знакомстве с Галиной Юрьевной, о том, как она пришла в свою профессию, о роли ответственности настоящего профессионала перед обществом за художественную культуру, за собственную точку зрения.

-Каким должно быть современное искусство? – задает свой вопрос искусствоведу Алена.

-Актуальным! Ответственным! – вот так кратко, но емко отвечает Галина Юрьевна.

-Должно ли современное искусство и искусство вообще учить людей?

-А люди совсем не любят, когда их учат! – улыбается в ответ Алене на ее вопрос с хитринкой Галина Юрьевна.- Каждое мнение, каждая точка зрения имеет право на жизнь. Не надо учить, надо помочь приблизиться к истине. Правильный выбор они сделают сами. Не просто правильный, а ответственный!

-Так необходим ли обществу искусствовед? – этот вопрос не напрасно Алена задавала человеку, для которого профессия стала настоящим призванием.

Галина Юрьевна Мысливцева задумалась…

-Пока будут существовать искусство, будет существовать и моя профессия. Надо жить и радоваться, что занимаешься любимым ответственным делом!

 

Анна Хо-Ши-Чан /11 класс/, обращаясь к теме «Портрет в творчестве омского художника Л.Г. Медведева», акцентирует свое внимание на нравственные мотивы в портретном искусстве художника.

-Стремление к утверждению величия, значительности человека и его дел – долг каждого живописца, скульптора, графика. Высокие духовные стремления и прослеживаются в портретном творчестве омского художника Леонида Георгиевича Медведева.

Можно назвать такие его произведения, как «Философ», «Оля», «Художник В.И. Третьяков», «Раздумье», «Художник Егоров Н.Г.», Автопортрет», «Думы о солдате», диптих «Победа»: «Прощание», «Мысли о встрече», «Гульнара», которые, по мнению искусствоведов, «призваны раскрыть глубоко личные переживания, передать в «простых напевах к сердцу близкие чувства».

Омский искусствовед, Нина Мороченко, писала, что «при первом знакомстве с работами Л. Медведева остается удивительное чувство: они не оказывают сиюминутного, шокирующего впечатления, и в то же время они запоминаются, благодаря скрытой, внутренней силе. При более подробном знакомстве с творчеством данное чувство только возрастает».

Сколько глубины и понятных человеческих чувств передано в работе «Раздумье» /1981/. По мнению Анны, в работе «Раздумье» «художник приглашает взглянуть на одинокого пожилого человека как на близкого, родного человека. Такой взгляд бередит совесть, невольно рождает вопрос: а все ли каждый из нас сделал, чтобы воздать должное родному человеку»?

-Художник обращается к особой тональности в пластическом строе образа - и сразу же безошибочно определяешь величие женщины, ее высокую нравственную силу. Л.Г.Медведеву удается показать ситуацию пребывания человека не в комнате, не на улице, а в большом мире своей биографии. Пожалуй, на мой взгляд, это самый притягательный женский образ, исполненный благородства и обаяния, созданный художником,- рассказывает Анна.

-Мягкий полумрак скрадывает очертания тела, но придает лицу задумчивость, внутреннюю беседу. Спокойствие ритма, строгость композиции, глубина бархатистого тона – все работает на создание образа. Бывают судьбы, поражающее воображение необычностью и внутренней завершенностью – такова судьба изображенной женщины художником. Сравнительно легко проследить очередность событий, составляющих человеческую судьбу. Но возникает вопрос: а какова была внутренняя жизнь этой замечательной женщины? Каков ее характер? О чем она думала?

Много вопросов рождается в душе Анны, не на все, возможно, находятся и ответы, но самое главное, рождается потребность поисков ответов на нравственной основе.

Г.А. Севостьянова, омский искусствовед, считает, что «интерес зрителя к портретному искусству Л.Г. Медведева не ослабевает, мало того, становится наиболее востребованным в настоящее время, так как возникает острая необходимость к возвращению к нравственным вечным ценностям».

 

Осмысление явлений художественной жизни родного города, выступая нравственным ориентиром в жизни учащихся, оказывает влияние и на становление ценностной ориентации учащихся, выбор профессиональной деятельности.

15 октября 2004 в музее «Либеров-центр» состоялся научно-практический семинар «Малые музеи в контексте местной культуры». В работе семинара со своими докладами по вопросу «Роль музея в нравственном воспитании молодежи» приняли участие и мои бывшие ученики, а ныне–это студенты высшей школы: Пилипчук Наталья /2 курс филологического факультета ОмГПУ/, Ермакова Ирина /1 курс филологического факультета ОмГУ/, Дьяченко Лидия /3 курс гуманитарного факультета ОмАГУ/.

20 сентября 2005 года музей «Либеров-центр» проводил региональную конференцию с международным участием «Реки Сибири и их образы в динамике природно–культурного ландшафта: Обь и Иртышь». На конференции также прозвучали выступления моих бывших учеников: Мазуровой Ульяны, студентки 1 курса факультета иностранных языков ОмГПУ, Пилипчук Натальи, студентки 3 курса филологического факультета ОмГПУ.

Таким образом, исследовательская работа учащихся – важная часть внеурочной сферы деятельности, в пространстве которой решаются задачи социальной адаптации, формируется жизненное самоопределение, положительная Я – концепция личности, развивается умение рефлексии, и возможность делать самостоятельный выбор – это духовно – практическая деятельность, направленная на сотворение нравственного опыта.

Обращение к анализу вопросов по нравственной проблематике посредством исследовательской деятельности актуализируют интерес к изучению соответствия моральной деятельности личности ее долгу, приходят к осознанию взаимоотношения: чем шире и выше общественные полномочия, тем выше и мера их ответственности перед обществом.


Источники

 
1 Аплетаев М.Н. Воспитаение нравственных основ личности в процессе обучения: /методика и опыт/.-Омск:ОГПИ-НГПИ, 1989
Аплетаев М.Н. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Методические рекомендации.-Омск: ОГПИ, 1991
Аплетаев М.Н. Нравственная деятельность как педагогическая инновация // Инновационные процессы в образовательных учреждениях. Часть 1.- Омск,1994

2 Шмачилина С.В. Воспитание старших школьников в нравственной деятельности: Учебное пособие для студентов педвузов.-Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997.-106с.

3 Городские Этические чтения /методист отдела учебно-методического обеспечения управления образования администрации г. Омска С.П. Баранцева, факультет теологии и мировых культур ОмГУ, декан факультета к.ф.н., Д.П. Синельников, а также духовный наставник – иерей Александр Алексеев /,

Городские конференции НОУ /факультет Искусств ОмГПУ, к.п.н.,О.Е. Колоколова, к.и.н. Г.Г. Гурьянова/,

Либеровские искусствоведческие чтения /Н.С. Курупа, Г.Ю. Мысливцева; музей «Либеров – «Центр»/

 

4 Каталог Евгений Дорохов /под ред. Г.Ю. Мысливцева/ -Омск: 2001.-С.15

5 там же.

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Научно-исследовательская деятельность в школе - это и путь к успешности на самостоятельном пути.
Татьяна Мазурова, дата: 08.09.2019 в 12:06  
#2 Татьяна Михайловна, хорошая статья, глубокая и содержательная, в основе которой заложен краеведческий материал. Ответственность и нравственность - актуальные понятия нашего времени.
Галина Борискина , дата: 09.09.2019 в 3:21  
#3 Галина Георгиевна, спасибо вам за отзыв о результатах нашей совместной работы с обучающимися, именно так я бы определила цель своей публикации. С теплотой в душе вспоминаю время наших нравственных и исследовательских маршрутов.
Татьяна Мазурова, дата: 09.09.2019 в 10:34  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ