Статья "Учет психологических особенностей развития мальчиков и девочек в процессе обучения (из опыта работы по раздельному обучению в ГБОУ «Школа №106» Санкт-Петербурга)"
Валентина Федоровна Шайдурова
16.11.2015
1654
0
Другое
Шайдурова Валентина Федоровна
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
ГБОУ «Школа № 106»
Санкт-Петербург
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
ГБОУ «Школа № 106»
Санкт-Петербург
Учет психологических особенностей
развития мальчиков и девочек в процессе обучения
(из опыта работы по раздельному обучению в ГБОУ «Школа №106» Санкт-Петербурга)
развития мальчиков и девочек в процессе обучения
(из опыта работы по раздельному обучению в ГБОУ «Школа №106» Санкт-Петербурга)
При выполнении требований ФГОС о личностно-ориентированном подходе к обучению, необходимо помнить о психологических особенностях развития мальчиков и девочек, ведь с первого момента зарождения жизни в них закладываются разные принципы функционирования организма.
Следовательно, не может быть единой стратегии обучения, одинаково учитывающей особенности формирования психики мальчика и девочки.
Учителя и психологи нашей школы реализует программу раздельного обучения мальчиков и девочек уже более 20 лет: разработали принципы организации учебно-воспитательного процесса с учетом гендерных различий учащихся; выявили главные этапы индивидуального развития мальчиков и девочек; определили параметры, по которым наблюдается динамика успешности обучения и развития психических функций; разработали критерии эффективности и оценки результативности гендерного обучения. Все эти проблемы разрабывались и обсуждались на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.
И что важно: определен срок, когда целесообразно перейти на совместное обучение мальчиков и девочек – с 10 класса.
Исследования, которые проводили учителя и психологи нашей школы, показывают, что уровень достижений мальчиков и девочек классов раздельного обучения в развитии интеллекта, приобретении умений и навыков обучения выше, чем у мальчиков и девочек смешанного класса. А детей с низкими достижениями в раздельных классах или нет вовсе, или их число незначительно.
Также выявлено явное преимущество в успешности детей гендерных классов в начальной школе- в 2 раза меньше «троек» по математике и русскому языку и почти в 2 раза больше «пятерок» в годовых отметках. К концу года успеваемость в этих классах не падает, на срезовых контрольных работах с повышенной сложностью подтверждается факт о более успешном усвоении знаний . Интегральная оценка уровня развития мышления в баллах, разработанная в нашей школе показывает, что мальчики из раздельного класса опережают мальчиков смешанного класса в среднем на 1,9 балла, а девочки раздельного класса опережают девочек смешанного класса на 1,3 балла.
Важно отметить, эти преимущества положительно сказываются на успешности обучения в основной школе, даже при смешанном обучении. Наблюдения, диагностические тесты и их анализ выявляют картину поведенческих различий учащихся. Учителя смешанных классов характеризуют мальчиков как негативных, неуверенных в себе, неспокойных, неряшливых и переменчивых, а также считают их молчаливыми и нетерпимыми.
В классах мальчиков большинство из них разговорчивы, спокойные, старательные, настойчивые. В смешанных классах только 15% мальчиков считаются лидерами, а в классах мальчиков-42%. Такие результаты важны для дальнейшего становления мужского характера будущих мужчин, для их профессионального роста и семейного счастья.
Девочки чаще характеризуются как более старательные, внимательные, но, правда, и менее спокойных по сравнению с девочками смешанных классов.
Очевиден вывод, что мальчики больше выигрывают от раздельного обучения, т.к. исчезает прессинг более речевых и более зрелых по биологическому возрасту девочек, которые мешают мальчикам проявить инициативу.
Подводя итоги исследований и наблюдений учителями по разным учебным предметам, можно сделать вывод, что гендерное обучение в школе позволяет каждому ребенку оптимально раскрыть те возможности, которые даны ему от природы, радость познания у детей, максимально приблизить методику и стиль обучения к возможностям ребенка данного пола, мальчика или девочки., т.е осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.
Необходимо подчернуть, что в нашей школе мальчики и девочки только учатся в разных классах. Зато с радостью участвуют в совместных мероприятиях: во внеклассной и во внеурочной деятельности, в кружках и секциях в рамках дополнительного образования, вместе ездят на экскурсии по городу и пригородам Санкт-Петербурга.
Источники
- Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. Ж. Иностранные языки в школе, №2, 2002г., с. 11.
- Гариен Майкл. Мальчики и девочки учатся по разному . М., 2004.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранных языков в школе. М.,1991
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира.
С-Петербург, 1998.
- Новосельцев В.И. Образовательный процесс: учет половозрастных различий в
формировании ответственности .Ж. Завуч, №5, 2005г.
- Отчеты по опытно-экспериментальной работе учителей и психологов ГБОУ «Школа №106» за 1998-2010 годы
Другие статьи
- Создание конструктора урока с использованием материалов школьных онлайн–конкурсов по английскому языку
- Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах.
- Использование проектных технологий на дистанционных уроках русского языка, литературы
- Самостоятельная работа студентов в педагогическом колледже
- Создание ЭОР - видеороликов к урокам литературы
- Общие вопросы организации и методики проведения внеклассной работы по математике с младшими школьниками
- Формирование понятия о емкости. Обучение измерению емкости
- Исследовательская деятельность как способ учебной самоорганизации школьника
- Интернет-ресурсы на уроках математики (из опыта работы)
- Театральный проект
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.