С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Учет психологических особенностей развития мальчиков и девочек в процессе обучения (из опыта работы по раздельному обучению в ГБОУ «Школа №106» Санкт-Петербурга)"
Шайдурова Валентина Федоровна
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
ГБОУ  «Школа  № 106»    
Санкт-Петербург 
 
Учет психологических особенностей
развития мальчиков и девочек в процессе обучения
(из опыта работы по раздельному обучению в ГБОУ «Школа №106» Санкт-Петербурга)
 
      При выполнении требований  ФГОС о  личностно-ориентированном подходе  к  обучению, необходимо  помнить о психологических особенностях  развития мальчиков и девочек, ведь с первого  момента  зарождения  жизни в них  закладываются разные  принципы  функционирования  организма.
    Следовательно, не может быть единой  стратегии обучения, одинаково учитывающей особенности  формирования  психики мальчика и девочки.
        Учителя и психологи  нашей  школы  реализует  программу раздельного обучения мальчиков и девочек уже более 20 лет: разработали принципы организации учебно-воспитательного процесса с учетом гендерных различий учащихся; выявили главные этапы индивидуального развития мальчиков и девочек; определили параметры, по которым наблюдается динамика успешности обучения и развития психических функций; разработали критерии эффективности и оценки результативности гендерного обучения.  Все эти проблемы разрабывались   и обсуждались на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.
И что важно: определен срок, когда целесообразно перейти на совместное обучение мальчиков и девочек – с 10 класса.
          Исследования, которые проводили учителя и психологи нашей школы,  показывают, что уровень достижений мальчиков и девочек классов раздельного обучения в развитии интеллекта, приобретении умений и навыков обучения выше, чем у мальчиков и девочек смешанного  класса. А детей с низкими достижениями в раздельных классах  или нет вовсе, или их число незначительно.
Также выявлено явное  преимущество в успешности детей гендерных классов в начальной школе- в 2 раза меньше «троек» по математике и русскому языку и почти в 2 раза больше «пятерок» в годовых отметках. К концу года успеваемость в этих классах не падает, на срезовых контрольных работах с повышенной сложностью подтверждается факт о более успешном усвоении знаний . Интегральная оценка уровня развития мышления в баллах, разработанная в нашей школе показывает, что мальчики из раздельного класса опережают мальчиков смешанного класса в среднем на 1,9 балла, а девочки раздельного класса опережают девочек смешанного класса на 1,3 балла.
      Важно отметить, эти преимущества положительно сказываются на успешности обучения в основной школе, даже при смешанном обучении. Наблюдения, диагностические тесты и их анализ выявляют картину поведенческих различий учащихся. Учителя смешанных классов характеризуют мальчиков как негативных, неуверенных в себе, неспокойных, неряшливых и переменчивых, а также считают их молчаливыми и нетерпимыми.
       В классах мальчиков большинство из них разговорчивы, спокойные, старательные, настойчивые. В смешанных классах  только 15% мальчиков считаются лидерами, а в классах  мальчиков-42%. Такие результаты важны для дальнейшего становления мужского характера будущих мужчин, для их профессионального роста и семейного счастья.
Девочки чаще характеризуются как более старательные, внимательные,  но, правда, и менее спокойных по сравнению с девочками смешанных классов.
     Очевиден вывод, что мальчики больше выигрывают от раздельного обучения, т.к. исчезает прессинг более речевых и более зрелых по биологическому возрасту девочек, которые мешают мальчикам проявить инициативу.  
       Подводя итоги исследований и наблюдений  учителями по разным учебным предметам, можно сделать вывод, что гендерное обучение в школе позволяет каждому ребенку оптимально раскрыть те возможности, которые даны ему от природы, радость познания у детей, максимально приблизить методику и стиль обучения к возможностям ребенка данного пола, мальчика или девочки., т.е осуществить личностно-ориентированный подход  к  обучению.
      Необходимо подчернуть, что в нашей школе мальчики и девочки только учатся в разных классах. Зато с радостью участвуют в совместных мероприятиях: во внеклассной  и во внеурочной деятельности, в кружках и секциях в рамках дополнительного образования, вместе ездят на экскурсии по городу и пригородам Санкт-Петербурга.

Источники
  1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. Ж. Иностранные языки в школе, №2, 2002г., с. 11.
  2. Гариен Майкл. Мальчики и девочки учатся по разному . М., 2004.
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранных языков в школе. М.,1991
  4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира.
      С-Петербург, 1998.
  1.  Новосельцев В.И. Образовательный процесс: учет половозрастных различий в   
      формировании ответственности .Ж. Завуч, №5, 2005г.
  1. Отчеты по опытно-экспериментальной работе учителей и психологов ГБОУ «Школа №106» за 1998-2010 годы
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ