С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя"
Ефимова Нина Васильевна.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
 
Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного руководителя
 
В воспитании человека важно добиваться,
 чтобы нравственные и моральные истины были не просто
 понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека,
 предметом собственных стремлений и личного счастья
И. Ф. Свадковский
 
      Классный руководитель - педагог, основная деятельность которого – работа, направленная на помощь школьникам в личностном развитии.
      В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом.
      Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.
      Основополагающее значение этой стороны в работе классного руководителя состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению учащихся. Если учителя осуществляют нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению морально-политических идей, то классные руководители проводят эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время.
      В системе организации внеурочной воспитательной работы по нравственному воспитанию учащихся классный руководитель должен решить несколько задач.
  1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному развитию учащихся
  2. Существенным компонентом нравственного воспитания является формирование и развитие морально-политического сознания учащихся.  
  3. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. 
  4. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
  5. Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и комплексное осуществление политического, нравственного и трудового воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной позиции.
      Одной из существенных функций классного руководителя является систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их характера, поведения и моральной воспитанности в целом. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи.
      В нравственном воспитании большую роль играет разумное использование мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей, ученического долга и проявление высокой сознательности в работе. Опыт показывает, что кто бы ни прибегал к применению мер стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев необходимо предварительно посоветоваться с классным руководителем, как лучше использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по отношению к тем или иным школьникам, чтобы эти меры оказались педагогически эффективными.
      Есть ещё одна очень важная функция классного руководителя, связанная с организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт о тех серьёзных отклонениях в моральном развитии отдельных школьников, которые иногда имеют место в школе. В моем классе есть несколько учащихся с отклонениями в моральном развитии. Это происходит, в основном, потому, что родители этих детей – далеко не высоконравственные люди: основная их забота – добыть денег любым путем. Есть дети, которые относятся ко всему равнодушно. Им не знакомы такие слова, как «милосердие», «патриот», «бескорыстие». Потому что в семье у них такие слова не произносят. Поэтому на классного руководителя ложится большая ответственность. Очень нелегко воспитать в этих детях какие –то нравственные ценности. Очень много труда уходит на это.  Иногда ребенок заканчивает школу, а этих ценностей у него нет: не удалось это сделать классному руководителю. И идет такой человек по жизни, равнодушный к чужой боли, не думающий ни о ком, кроме себя и своих насущных потребностях. Бесполезный для общества человек!
      «Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть прежде всего работа организатора». По отношению к деятельности классного руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся разнообразную практическую деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный руководитель должен знать технологию организации.
 Вы думаете, «классным» быть легко?
 Не спать от мыслей долгими ночами,
 И вслушиваться в шум учеников,
 И спорить с тем, кто не доволен мелочами.
 Прожить сто жизней, добрых и плохих,
 Чужой бедой болеть однажды.
 Да, может «классным» быть легко,
 Но «классным» ведь становится не каждый
                                                     Макеева С. В.
 
Источники:
1.http://festival.1september.ru/articles/566057/ 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ