С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Проблемно-диалогическое обучение на уроках литературы"
Волкова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории,
МАОУ СОШ № 22
г. Тамбова, Тамбовской области
 
Проблемно-диалогическое обучение на уроках литературы как технология, способствующая развитию личности обучающихся и повышению качества их обученности
 
Только в диалоге развивается способность  
                                            мыслить.                                                                                                                  М.Бахтин    
 
     Модернизация системы школьного образования определяется сменой парадигмы обучения федеральными государственными образовательными стандартами, закладывается переход от традиционной системы, ориентированной на приобретение суммы знаний, к инновационной – построенной на освоении различных видов деятельности. Основой образовательного процесса признано становление личности, способной к самовоспитанию, самообучению и самообразованию в целях достижения личной эффективности  и общественной пользы.
           Задача педагога сегодня – развивать личность ученика средствами своего предмета.
           В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается одна из главных задач – воспитание духовно-нравственной личности. В нашем обществе наблюдается дефицит бескорыстия, толерантности, доброты, отзывчивости, патриотизма, поэтому так важно, чтобы урок литературы приблизил современного школьника к тем духовным ценностям, которые выработала наша отечественная культура.
         Важнейшим средством реализации новых целей образования являются личностно-ориентированные технологии, реализующие исследовательские, контекстные, диалогические, имитационно-игровые модели обучения, основанные на субъектно-рефлексивной позиции обучающегося.
      Образовательное пространство становится развивающим, если мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности; создавать психологический комфорт ученика; создавать среду для развития мыслительных способностей ученик  через овладение определенными мыслительными операциями; строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных; обеспечивается организация  поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях.        
         Одной из наиболее универсальных технологий, применяемых на уроках литературы, является технология проблемно-диалогического обучения. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
            Технология проблемно-диалогического обучения лежит в основе образовательной системы нового поколения «Школа 2100». Главная идея образовательной системы "Школа 2100" – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека.
        Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. На уроке изучения нового материала постановка учебной проблемы и поиск её решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
            Необходимыми условиями организации учебного диалога является снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми (категоричность учителя, нетерпимость к ошибке, отсутствие внимания учителя к ребенку, перебивание); владение педагогом технологией организации предметного диалога. [3]
             Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов: ни одна из реплик не должна остаться без ответа; учебный диалог ограничен во времени; если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний; учебный диалог требует полных ответов.
           Существует множество классификаций методов обучения по самым разным основаниям. В рамках научного направления, получившего известность как «проблемное обучение» (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.), методы классифицировались в их связи с особенностями учебной (познавательной, творческой) деятельности учащихся. Дальнейшая разработка этой идеи позволила предложить следующую классификацию методов обучения.[1]
 
Методы Проблемные
  «Классические» «Сокращенные»
Постановки проблемы Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации Побуждающий диалог от проблемной ситуации Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Поиска решения Сообщение гипотез, проверка учителем Выдвижение и проверка гипотез учениками Побуждающий к гипотезам и проверке диалог Подводящий от проблемы диалог Подводящий без проблемы диалог
 
           Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
         Каким же должен быть анализ литературного произведения, чтобы учитель имел возможность воспитывать духовно богатую личность?  Для этого необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней, убеждая в актуальности затронутых в художественном произведении проблем.
             Проблемный вопрос предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме противоречия, поэтому становится увлекательной задачей для учеников, стремящихся доказать свою точку зрения. Чтобы решение проблемного вопроса развернулось в дискуссию, он должен  охватывать  широкий круг материала.
Создавая проблемную ситуацию, необходимо учитывать период развития школьника.[3]
При чтении и изучении повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» учащимся можно предложить следующий проблемный вопрос: «Почему в Рождественскую ночь исполняется самое необычное и трудновыполнимое желание, желание Вакулы?» (5 класс – вопрос основывается на событийной основе).[2]
          Учащиеся 9-11 классов могут рассуждать на философские темы, затрагиваемые в произведениях классической литературы, устанавливать связи между эпохами, разными видами искусства, поэтому ответ на вопрос должен выводить на какое-либо соотнесение  с чем-либо. Например, методом проблемного анализа изучается роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», где центральный вопрос выдвинут авторским предисловием: «Действительно ли Печорин – герой своего времени?»
           Решение проблемного вопроса может быть организовано в форме  диспута, эвристической беседы, мозговой атаки, деловой игры, самостоятельного поиска.
          Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования. Результативность технологии проблемно-диалогического обучения технологии заключается в повышении интереса обучающихся к изучению  литературы; обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения ; развитии личности ребёнка, его творческих способностей; создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика; развитии речи, логического мышления; достижении высокого уровня обученности.[3]
           Данная технология развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных условиях успешно решать сложные педагогические задач.
 
Используемые источники
  1. Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб.      программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Баласс, 2008
  2.  Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
  3. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ