Статья "Проблемно-диалогическое обучение на уроках литературы"
Татьяна Волкова
21.03.2016
2476
0
Методика преподавания
Волкова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории,
МАОУ СОШ № 22
г. Тамбова, Тамбовской области
Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Каким же должен быть анализ литературного произведения, чтобы учитель имел возможность воспитывать духовно богатую личность? Для этого необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней, убеждая в актуальности затронутых в художественном произведении проблем.
Проблемный вопрос предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме противоречия, поэтому становится увлекательной задачей для учеников, стремящихся доказать свою точку зрения. Чтобы решение проблемного вопроса развернулось в дискуссию, он должен охватывать широкий круг материала.
Создавая проблемную ситуацию, необходимо учитывать период развития школьника.[3]
При чтении и изучении повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» учащимся можно предложить следующий проблемный вопрос: «Почему в Рождественскую ночь исполняется самое необычное и трудновыполнимое желание, желание Вакулы?» (5 класс – вопрос основывается на событийной основе).[2]
Учащиеся 9-11 классов могут рассуждать на философские темы, затрагиваемые в произведениях классической литературы, устанавливать связи между эпохами, разными видами искусства, поэтому ответ на вопрос должен выводить на какое-либо соотнесение с чем-либо. Например, методом проблемного анализа изучается роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», где центральный вопрос выдвинут авторским предисловием: «Действительно ли Печорин – герой своего времени?»
Решение проблемного вопроса может быть организовано в форме диспута, эвристической беседы, мозговой атаки, деловой игры, самостоятельного поиска.
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования. Результативность технологии проблемно-диалогического обучения технологии заключается в повышении интереса обучающихся к изучению литературы; обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения ; развитии личности ребёнка, его творческих способностей; создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика; развитии речи, логического мышления; достижении высокого уровня обученности.[3]
Данная технология развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных условиях успешно решать сложные педагогические задач.
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории,
МАОУ СОШ № 22
г. Тамбова, Тамбовской области
Проблемно-диалогическое обучение на уроках литературы как технология, способствующая развитию личности обучающихся и повышению качества их обученности
Только в диалоге развивается способность
мыслить. М.Бахтин
мыслить. М.Бахтин
Модернизация системы школьного образования определяется сменой парадигмы обучения федеральными государственными образовательными стандартами, закладывается переход от традиционной системы, ориентированной на приобретение суммы знаний, к инновационной – построенной на освоении различных видов деятельности. Основой образовательного процесса признано становление личности, способной к самовоспитанию, самообучению и самообразованию в целях достижения личной эффективности и общественной пользы.
Задача педагога сегодня – развивать личность ученика средствами своего предмета.
В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается одна из главных задач – воспитание духовно-нравственной личности. В нашем обществе наблюдается дефицит бескорыстия, толерантности, доброты, отзывчивости, патриотизма, поэтому так важно, чтобы урок литературы приблизил современного школьника к тем духовным ценностям, которые выработала наша отечественная культура.
Важнейшим средством реализации новых целей образования являются личностно-ориентированные технологии, реализующие исследовательские, контекстные, диалогические, имитационно-игровые модели обучения, основанные на субъектно-рефлексивной позиции обучающегося.
Образовательное пространство становится развивающим, если мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности; создавать психологический комфорт ученика; создавать среду для развития мыслительных способностей ученик через овладение определенными мыслительными операциями; строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных; обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях.
Одной из наиболее универсальных технологий, применяемых на уроках литературы, является технология проблемно-диалогического обучения. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Технология проблемно-диалогического обучения лежит в основе образовательной системы нового поколения «Школа 2100». Главная идея образовательной системы "Школа 2100" – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. На уроке изучения нового материала постановка учебной проблемы и поиск её решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Необходимыми условиями организации учебного диалога является снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми (категоричность учителя, нетерпимость к ошибке, отсутствие внимания учителя к ребенку, перебивание); владение педагогом технологией организации предметного диалога. [3]
Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов: ни одна из реплик не должна остаться без ответа; учебный диалог ограничен во времени; если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний; учебный диалог требует полных ответов.
Существует множество классификаций методов обучения по самым разным основаниям. В рамках научного направления, получившего известность как «проблемное обучение» (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.), методы классифицировались в их связи с особенностями учебной (познавательной, творческой) деятельности учащихся. Дальнейшая разработка этой идеи позволила предложить следующую классификацию методов обучения.[1]
Задача педагога сегодня – развивать личность ученика средствами своего предмета.
В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается одна из главных задач – воспитание духовно-нравственной личности. В нашем обществе наблюдается дефицит бескорыстия, толерантности, доброты, отзывчивости, патриотизма, поэтому так важно, чтобы урок литературы приблизил современного школьника к тем духовным ценностям, которые выработала наша отечественная культура.
Важнейшим средством реализации новых целей образования являются личностно-ориентированные технологии, реализующие исследовательские, контекстные, диалогические, имитационно-игровые модели обучения, основанные на субъектно-рефлексивной позиции обучающегося.
Образовательное пространство становится развивающим, если мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности; создавать психологический комфорт ученика; создавать среду для развития мыслительных способностей ученик через овладение определенными мыслительными операциями; строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных; обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях.
Одной из наиболее универсальных технологий, применяемых на уроках литературы, является технология проблемно-диалогического обучения. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Технология проблемно-диалогического обучения лежит в основе образовательной системы нового поколения «Школа 2100». Главная идея образовательной системы "Школа 2100" – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. На уроке изучения нового материала постановка учебной проблемы и поиск её решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Необходимыми условиями организации учебного диалога является снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми (категоричность учителя, нетерпимость к ошибке, отсутствие внимания учителя к ребенку, перебивание); владение педагогом технологией организации предметного диалога. [3]
Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов: ни одна из реплик не должна остаться без ответа; учебный диалог ограничен во времени; если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний; учебный диалог требует полных ответов.
Существует множество классификаций методов обучения по самым разным основаниям. В рамках научного направления, получившего известность как «проблемное обучение» (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.), методы классифицировались в их связи с особенностями учебной (познавательной, творческой) деятельности учащихся. Дальнейшая разработка этой идеи позволила предложить следующую классификацию методов обучения.[1]
Методы | Проблемные | ||||
«Классические» | «Сокращенные» | ||||
Постановки проблемы | Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации | Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации | Побуждающий диалог от проблемной ситуации | Подводящий к теме диалог | Сообщение темы с мотивирующим приёмом |
Поиска решения | Сообщение гипотез, проверка учителем | Выдвижение и проверка гипотез учениками | Побуждающий к гипотезам и проверке диалог | Подводящий от проблемы диалог | Подводящий без проблемы диалог |
Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Каким же должен быть анализ литературного произведения, чтобы учитель имел возможность воспитывать духовно богатую личность? Для этого необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней, убеждая в актуальности затронутых в художественном произведении проблем.
Проблемный вопрос предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме противоречия, поэтому становится увлекательной задачей для учеников, стремящихся доказать свою точку зрения. Чтобы решение проблемного вопроса развернулось в дискуссию, он должен охватывать широкий круг материала.
Создавая проблемную ситуацию, необходимо учитывать период развития школьника.[3]
При чтении и изучении повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» учащимся можно предложить следующий проблемный вопрос: «Почему в Рождественскую ночь исполняется самое необычное и трудновыполнимое желание, желание Вакулы?» (5 класс – вопрос основывается на событийной основе).[2]
Учащиеся 9-11 классов могут рассуждать на философские темы, затрагиваемые в произведениях классической литературы, устанавливать связи между эпохами, разными видами искусства, поэтому ответ на вопрос должен выводить на какое-либо соотнесение с чем-либо. Например, методом проблемного анализа изучается роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», где центральный вопрос выдвинут авторским предисловием: «Действительно ли Печорин – герой своего времени?»
Решение проблемного вопроса может быть организовано в форме диспута, эвристической беседы, мозговой атаки, деловой игры, самостоятельного поиска.
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования. Результативность технологии проблемно-диалогического обучения технологии заключается в повышении интереса обучающихся к изучению литературы; обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения ; развитии личности ребёнка, его творческих способностей; создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика; развитии речи, логического мышления; достижении высокого уровня обученности.[3]
Данная технология развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных условиях успешно решать сложные педагогические задач.
Используемые источники
- Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Баласс, 2008
- Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
- Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Другие статьи
- Эссе "Моя педагогическая философия"
- Активизация познавательной самостоятельности учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности посредством проблемного обучения
- Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах.
- Использование технологии критического мышления на уроках химии
- "Я - учитель"
- Инновации в преподавании физики.
- Своеобразие преподавания иностранного (английского) языка в условиях среднего профессионального образования (презентация тематического сборника по специальности «Технология продукции общественного питания» 260502)
- Моделирование воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Воспитание культуры речи
- Методическая система изучения вопросов истории Владимирского края в сотрудничестве с одарёнными детьми
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.