Статья "Задержка психического развития. Причины. Характеристика"
Анастасия Нагорная
13.04.2016
1293
0
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Нагорная Анастасия Анатольевна
учитель технологии
ГБОУ РХ "Школа-интернат
для детей с нарушениями зрения"
г.Абакан, Республика Хакасия
учитель технологии
ГБОУ РХ "Школа-интернат
для детей с нарушениями зрения"
г.Абакан, Республика Хакасия
Задержка психического развития. Причины. Характеристика
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) умственные операции не достаточно сформированы, интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма слаба и нестойка. При этом, преобладает игровая мотивация, плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и выполнять школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности. Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляется ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, являющимся основным признаком низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Все эти особенности детей с ЗПР приводят к тому, что оказываемая им в школе индивидуальная помощь не ведет к преодолению отставания в развитии. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все в меньшей мере усваивают новый материал. При относительно высоких показателях по интеллектуальным тестам (пределах нормы) многие дети этой категории испытывают очень большие трудности в учении. У детей с ЗПР была обнаружена низкая продуктивность и устойчивость памяти (особенно при значительной нагрузке), слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности. Учащиеся этой категории требуют особого подхода к ним, их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Причины ЗПР
Биологические:
• патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
• недоношенность;
• асфиксия и травмы при родах;
• заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;
• генетическая обусловленность.
Социальные:
• при воспитании в условиях безнадзорности, гиперопеки или жестокости, так различные виды эмоциональной и социальной депривации (как в семье и в детских сиротских учреждениях и т.д.);
• стрессовые ситуации;
• педагогическая запущенность.
Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения.
• недоношенность;
• асфиксия и травмы при родах;
• заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;
• генетическая обусловленность.
Социальные:
• при воспитании в условиях безнадзорности, гиперопеки или жестокости, так различные виды эмоциональной и социальной депривации (как в семье и в детских сиротских учреждениях и т.д.);
• стрессовые ситуации;
• педагогическая запущенность.
Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения.
Разделяют на группы:
Задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка), обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:
• хроническими инфекциями;
• аллергическими состояниями;
• врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);
• детскими неврозами;
• астенией.
• хроническими инфекциями;
• аллергическими состояниями;
• врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);
• детскими неврозами;
• астенией.
Задержка психического развития соматогенного генеза
• снижение психического тонуса,
• задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм: неуверенность, боязливостью связанные с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.
• такие дети — «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения.
• родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия.
• задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм: неуверенность, боязливостью связанные с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.
• такие дети — «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения.
• родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия.
Задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка).
• при раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности.
• в условиях безнадзорности может наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду.
• в психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм.
• при названном варианте ЗПР на первый план также выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. У детей беден запас знаний и представлений, они не способны к длительным интеллектуальным усилиям.
• в условиях безнадзорности может наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду.
• в психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм.
• при названном варианте ЗПР на первый план также выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. У детей беден запас знаний и представлений, они не способны к длительным интеллектуальным усилиям.
Задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).
У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.
Литература:
Литература:
1. «Диагностика и коррекция ЗПР у детей». Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: издательство «Аркти», 2004 г.
Другие статьи
- Признание рождается только тогда, когда привносится ценность
- Как подготовить ребенка к школе
- О здровьесберегательных технологиях замолвим слово
- Организация коррекционно-развивающей и воспитательной работы с гиперактивными детьми в начальной школе
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
- Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы
- Мой профессиональный путь
- Электронная презентация методической деятельности по темам самообразования учителя музыки
- Разные приёмы начала урока русского языка и литературы
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.