Статья "Выявление и поддержка детской одаренности через инновационные формы внеурочной деятельности экологической направленности"
Елена Юдина
04.07.2016
2477
1
ФГОС
Юдина Елена Павловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Средняя школа №72
с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Ульяновска Ульяновской области
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Средняя школа №72
с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Ульяновска Ульяновской области
«Выявление и поддержка детской одаренности
через инновационные формы внеурочной деятельности
экологической направленности»
Под одаренностью - мы понимаем системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования образования в нашей школе.
В связи с этим, процесс воспитания одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.
Этапы работы по данной теме:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования образования в нашей школе.
В связи с этим, процесс воспитания одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.
Этапы работы по данной теме:
-
Создание базы данных "Одаренные дети", обеспечение полноты и достаточности информации о каждом одаренном ребенке, а также ее открытости и доступности.
-
Организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях: школьном, районном, региональном, федеральном.
-
Развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
-
Разработка рейтинговой системы оценивания внеучебных достижений учащихся.
-
Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.
Формирование экологической культуры школьника занимает особое место в российской системе образования. Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы. Усваивать и применять экологические знания и умения в жизни школьнику помогает учитель, который грамотно выстраивает процесс проектной деятельности.
Проектная деятельность – это особая область общения с источниками информации.
-Во-первых, мы учимся создавать ситуацию вопроса.
-Далее являемся советниками в определении шагов к решению вопроса.
-Затем предоставляем юным экологам возможность практических действий.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования второго поколения нацеливает нас на воспитание функционально грамотной личности, способной действовать в нестандартных ситуациях. Создать для ученика ситуацию поиска нестандартных путей решения той или иной учебной задачи экологической направленности помогут проблемные вопросы, которые нацеливают учащихся на использование усвоенных знаний, умений и способов деятельности на уроке и во внеурочное время.
В условиях модернизации современной российской системы образования возникла проблема организации работы с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учебе за рамками класса. В школе создана система поддержки и развития способных учащихся в рамках работы НОУ начальной школы, в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций ЭКОШКОЛы.
На сегодняшний день наше взаимодействие имеет определенный инновационный опыт, имеет управляемое развивающее пространство по формированию навыков эко-исследовательского поведения дошкольников и младших школьников и базируется на десяти базовых площадках г.Ульяновска и Ульяновской области, г.Волгограда и г.Самары.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую обучающемуся возможность осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений.
Инновационные формы внеурочной деятельности экологической направленности, в рамках ЭКОШКОЛЫ:
*Экологическая игра «Осенний экспресс» для дошкольников и младших школьников, с элементами онлайн-встречи.
Название «Осенний экспресс» говорит само за себя: вся игра построена по правилам железнодорожного путешествия по экологическим станциям.
*Семейный конкурс творческих работ из природного материала
«Осенний вернисаж».
Данный конкурс проекта по декоративно-прикладному творчеству предлагает всем желающим осенью, совершая прогулки, собирать природный материал, придумывать истории с желудями, шишками и другими предметами. А затем браться за основную часть творческой работы и вместе с родителями соединять во что-нибудь интересное. В заключении подобрать яркое название и написать эссе к работе.
Все участники присылают материал на e-mail ЭкоШколы.
Номинации конкурса разнообразны и дают возможность реализовать свои творческие возможности всей семье.
*Интернет-тест «Как животные готовятся к зиме».
Интернет-тест "Как животные готовятся к зиме" – это, прежде всего, познавательная игра, это возможность проявить себя.
*Семейный конкурс фоторепортажей «Зима в наш край пришла».
Фоторепортаж - это съемка с места событий, в которой должны быть представлены не менее пяти фотографий, объединенных одним смыслом или одной идеей.
Экологический фестиваль «Чистота родного края» с 2008-2009 учебного года выполняет миссию познавательного и доброжелательного общения участников. Это своеобразный итог проделанной работы по улучшению экологической обстановки родного уголка природы или родной окружающей территории.
По плану фестиваль включает в себя парад социально значимых проектов, участие в творческих мастерских и экологических акциях.
В 2014-2015 учебном году 85 юных экологов из Ульяновской области представили свои социально значимые экологические проекты. Из них шесть проектов стали победителями и в апреле 2015 года на базе ОГАУ Центра Информационных Технологий в режиме видео-конференции состоялся парад данных проектов для учащихся начальной школы из Ульяновской области. Нас посмотрело 230 учащихся Ульяновской области, каждый из которых принял участие в экологической акции «Ульяновская область – нет равнодушию».
24 апреля 2015 года лучшие социально значимые проекты из Ульяновской области отправились в г.Волгоград на Всероссийский фестиваль «Чистота родного края». Делегация от Ульяновской области состояла из 47 человек.
В 2015-2016 учебном году очный этап VIII Всероссийского экологического фестиваля «Чистота родного края» состоялся в городе Ульяновске на базе МАОУ «Средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов». Программа фестиваля имела традиционные направления: торжественное открытие, парад проектов, творческие лаборатории и творческие мастерские. На экологический праздник съехались 105 юных экологов из Ульяновска, из Самары, из Димитровграда, из поселка Первомайское Чердаклинского района Ульяновской области, из Сенгилея Ульяновской области, из села Чесноковка Уфимского района Республики Башкортостан. Много положительных отзывов получили организаторы от участников фестиваля. Прохорова Светлана Юрьевна, заместитель директора по научно-исследовательской и инновационной работе ОГБУ «Центр ОСИ», к.п.н., научный руководитель ЭКОШКОЛы отметила четкую организацию экологического фестиваля, удачную интеграцию экологии, краеведения и патриотизма в тематике и содержательной линии фестиваля, и добродушную атмосферу витавшую вокруг каждого присутствующего. Кочеткова Татьяна Владимировна, специалист Управления образования г.Ульяновска отметила продуктивность работы фестиваля и его практическую значимость и для детей, и для взрослых.
С 2014-2015 учебного года мы разработали и претворили в жизнь новое мероприятие:
*Онлайн-встречи «Мои открытия» юных экологов со сверстниками из образовательных организаций через Интернет в режиме реального времени.
К таким встречам юные экологи тщательно готовятся: наблюдают, читают, спрашивают, делают выводы, сопоставляют имеющиеся факты со своими открытиями, оформляют краткое выступление с обращениями к слушателям в виде сообщения о своем открытии, готовят демонстрационный материал.
ЭКОШКОЛа предлагает педагогам из различных образовательных организаций с целью конструктивного общения по вопросам экологического образования и воспитания ряд мероприятий: онлайн-гостиные, онлайн-встречи и конкурс педагогического мастерства.
*Конкурс педагогического мастерства «Мой мастер-класс» для педагогов РФ.
Участниками конкурса могут быть педагоги общеобразовательных организаций, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры.
Конкурс проводится в два этапа: заочный и очный (финал).
Когда проходит очный этап конкурса, педагоги работают на своих творческих мастерских с юными экологами и в режиме краткосрочного проекта решают экологические вопросы, например, вторичной жизни упаковки, экономного расходования воды, оказание практической помощи классному зеленому уголку и т.д.
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна.
Источники
Прохорова С.Ю., Юдина Е.П. Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций по экологическому воспитанию младших школьников: методические рекомендации/ Ульяновск – УИПКПРО, 2014.- 94 с.
Проектная деятельность – это особая область общения с источниками информации.
-Во-первых, мы учимся создавать ситуацию вопроса.
-Далее являемся советниками в определении шагов к решению вопроса.
-Затем предоставляем юным экологам возможность практических действий.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования второго поколения нацеливает нас на воспитание функционально грамотной личности, способной действовать в нестандартных ситуациях. Создать для ученика ситуацию поиска нестандартных путей решения той или иной учебной задачи экологической направленности помогут проблемные вопросы, которые нацеливают учащихся на использование усвоенных знаний, умений и способов деятельности на уроке и во внеурочное время.
В условиях модернизации современной российской системы образования возникла проблема организации работы с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учебе за рамками класса. В школе создана система поддержки и развития способных учащихся в рамках работы НОУ начальной школы, в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций ЭКОШКОЛы.
На сегодняшний день наше взаимодействие имеет определенный инновационный опыт, имеет управляемое развивающее пространство по формированию навыков эко-исследовательского поведения дошкольников и младших школьников и базируется на десяти базовых площадках г.Ульяновска и Ульяновской области, г.Волгограда и г.Самары.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую обучающемуся возможность осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений.
Инновационные формы внеурочной деятельности экологической направленности, в рамках ЭКОШКОЛЫ:
*Экологическая игра «Осенний экспресс» для дошкольников и младших школьников, с элементами онлайн-встречи.
Название «Осенний экспресс» говорит само за себя: вся игра построена по правилам железнодорожного путешествия по экологическим станциям.
*Семейный конкурс творческих работ из природного материала
«Осенний вернисаж».
Данный конкурс проекта по декоративно-прикладному творчеству предлагает всем желающим осенью, совершая прогулки, собирать природный материал, придумывать истории с желудями, шишками и другими предметами. А затем браться за основную часть творческой работы и вместе с родителями соединять во что-нибудь интересное. В заключении подобрать яркое название и написать эссе к работе.
Все участники присылают материал на e-mail ЭкоШколы.
Номинации конкурса разнообразны и дают возможность реализовать свои творческие возможности всей семье.
*Интернет-тест «Как животные готовятся к зиме».
Интернет-тест "Как животные готовятся к зиме" – это, прежде всего, познавательная игра, это возможность проявить себя.
*Семейный конкурс фоторепортажей «Зима в наш край пришла».
Фоторепортаж - это съемка с места событий, в которой должны быть представлены не менее пяти фотографий, объединенных одним смыслом или одной идеей.
Экологический фестиваль «Чистота родного края» с 2008-2009 учебного года выполняет миссию познавательного и доброжелательного общения участников. Это своеобразный итог проделанной работы по улучшению экологической обстановки родного уголка природы или родной окружающей территории.
По плану фестиваль включает в себя парад социально значимых проектов, участие в творческих мастерских и экологических акциях.
В 2014-2015 учебном году 85 юных экологов из Ульяновской области представили свои социально значимые экологические проекты. Из них шесть проектов стали победителями и в апреле 2015 года на базе ОГАУ Центра Информационных Технологий в режиме видео-конференции состоялся парад данных проектов для учащихся начальной школы из Ульяновской области. Нас посмотрело 230 учащихся Ульяновской области, каждый из которых принял участие в экологической акции «Ульяновская область – нет равнодушию».
24 апреля 2015 года лучшие социально значимые проекты из Ульяновской области отправились в г.Волгоград на Всероссийский фестиваль «Чистота родного края». Делегация от Ульяновской области состояла из 47 человек.
В 2015-2016 учебном году очный этап VIII Всероссийского экологического фестиваля «Чистота родного края» состоялся в городе Ульяновске на базе МАОУ «Средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов». Программа фестиваля имела традиционные направления: торжественное открытие, парад проектов, творческие лаборатории и творческие мастерские. На экологический праздник съехались 105 юных экологов из Ульяновска, из Самары, из Димитровграда, из поселка Первомайское Чердаклинского района Ульяновской области, из Сенгилея Ульяновской области, из села Чесноковка Уфимского района Республики Башкортостан. Много положительных отзывов получили организаторы от участников фестиваля. Прохорова Светлана Юрьевна, заместитель директора по научно-исследовательской и инновационной работе ОГБУ «Центр ОСИ», к.п.н., научный руководитель ЭКОШКОЛы отметила четкую организацию экологического фестиваля, удачную интеграцию экологии, краеведения и патриотизма в тематике и содержательной линии фестиваля, и добродушную атмосферу витавшую вокруг каждого присутствующего. Кочеткова Татьяна Владимировна, специалист Управления образования г.Ульяновска отметила продуктивность работы фестиваля и его практическую значимость и для детей, и для взрослых.
С 2014-2015 учебного года мы разработали и претворили в жизнь новое мероприятие:
*Онлайн-встречи «Мои открытия» юных экологов со сверстниками из образовательных организаций через Интернет в режиме реального времени.
К таким встречам юные экологи тщательно готовятся: наблюдают, читают, спрашивают, делают выводы, сопоставляют имеющиеся факты со своими открытиями, оформляют краткое выступление с обращениями к слушателям в виде сообщения о своем открытии, готовят демонстрационный материал.
ЭКОШКОЛа предлагает педагогам из различных образовательных организаций с целью конструктивного общения по вопросам экологического образования и воспитания ряд мероприятий: онлайн-гостиные, онлайн-встречи и конкурс педагогического мастерства.
*Конкурс педагогического мастерства «Мой мастер-класс» для педагогов РФ.
Участниками конкурса могут быть педагоги общеобразовательных организаций, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры.
Конкурс проводится в два этапа: заочный и очный (финал).
Когда проходит очный этап конкурса, педагоги работают на своих творческих мастерских с юными экологами и в режиме краткосрочного проекта решают экологические вопросы, например, вторичной жизни упаковки, экономного расходования воды, оказание практической помощи классному зеленому уголку и т.д.
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна.
Источники
Прохорова С.Ю., Юдина Е.П. Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций по экологическому воспитанию младших школьников: методические рекомендации/ Ульяновск – УИПКПРО, 2014.- 94 с.
Другие статьи
- "Путешествие в мир химии" или Как принять участие в образовательном Интернет-проекте?
- Роль исторического краеведения в формировании патриотизма молодого поколения
- Спешите делать добро
- Роль проектной технологии в формировании современного школьника
- Развитие креативности учащихся 10-11 классов средствами предмета "Технология"
- Методы реализации воспитательных задач на уроках информатики
- Карта индивидуального роста как инструмент формирующего оценивания
- Развитие презентационной культуры обучающихся изостудии "Радуга"
- Изучение миротворчества через исследование биографии подполковника запаса Геннадия Марленовича Камынина (род. в 1960 г., г. Владимир).
- «Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период»
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 В статье у меня вызвал особый интерес информация: "С 2014-2015 учебного года мы разработали и претворили в жизнь новое мероприятие:
*Онлайн-встречи «Мои открытия» юных экологов со сверстниками из образовательных организаций через Интернет в режиме реального времени". Елена Павловна, есть ли возможность создать статью или мастер-класс, презентацию по данной теме: какие вопросы рассматривали, какие регионы приняли участие, каков результат данных интернет - встреч.
Татьяна Мазурова, дата: 30.07.2016 в 21:08
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.