С нами 17294 учителя, 7327 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Личностно -ориентированный урок в начальной школе"
Ирина Мерзлютина   18.12.2016   4791   6   ФГОС
Мерзлютина Ирина Александровна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МБОУ «Прогимназия № 2»
город Воронеж
Воронежская область

Личностно -ориентированный урок в начальной школе
 

      Выбор этой темы не является случайным. В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
      Давайте обратимся к документу – к ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.
      Приведу несколько пунктов из «Федерального государственного образовательного стандарта».  Они гласят так:

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаёт основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

        Обратите внимание, что требования стандарта нас ориентируют на развитие личности школьника в целом.
            А как мы понимаем, что такое развитие личности младшего школьника?
         Развитие – это сформированное умение ребёнка знания добывать, знания применять, умения ребёнка использовать приобретённый опыт, умения оценить знания своего незнания. Эти позиции и определяют особенности личностно-ориентированного урока в начальной школе.
         Напомню, что методологической основой нового стандарта является системно – деятельностный подход.
       На рисунке 1 хорошо представлена преемственность между дошкольной и начальной ступенью образования.

 



Рисунок 1.
 

 

       Если на ступени дошкольного образования деятельностный подход, на основе которого формируются предпосылки учебной деятельности, то в начальной школе этот процесс продолжается, мы уже реализуем системно - деятельностный подход, в результате чего мы формируем так называемые УУД. Новый стандарт ориентирует нас на то, что знания нам нужны не как мёртвый груз в памяти, а как живой инструмент для решения жизненных задач.
        Перед вами на рисунке 2 новая классификация типов урока, которую предлагает Наталья Фёдоровна Виноградова. Их всего пять. 

 



Рисунок 2.
 


          Но в чистом виде эти уроки встречаются редко. Репродуктивный тип не должен доминировать. Школа сегодня уходит от зубрёжки, натаскивания, т.к. это тупиковый путь. Поэтому современное образование ориентирует нас сегодня на организацию поисковой деятельности и проблемного обучения. Т.е. когда ребёнок сам наблюдает, сам анализирует, сам делает выводы. Для личностно-ориентированного урока характерно наличие так называемых учебных задач, в ходе которых ребёнок вместе с учителем выстраивает алгоритм выполнения задания. В результате чего формируется так называемая учебная деятельность.
            Перед вами обязательные структурные элементы современного урока. Рисунок3.

 



 Рисунок3.
 

 

        Первый этап – это предъявление мотива. Мотив – это желание что–либо делать. Мотивация – это побуждение к деятельности. Психологи говорят, что человек запоминает то, что было в начале и в конце. Поэтому нужно погружать детей сразу в решение проблемы урока с помощью проблемных вопросов, проблемных ситуаций. В результате чего дети формулируют тему урока. Т.е. обучающиеся становятся субъектом учения, заинтересованным лицом. А это наша первостепенная задача.
          Приведу пример: урок технологии в 1 классе по теме «Пришивание пуговицы с двумя отверстиями». В начале урока дети разгадывают ребус. 

 

 

Рисунок 4.
 

      Разгадав ребус и рассмотрев пуговицы, которые у каждого из них лежали на столе, дети сформулировали тему урока (был использован приём рассыпавшегося предложения) и определили цели, т. е. чему они должны научиться на уроке.
 



Рисунок 5.
 

 

           Следующий этап урока – совместная деятельность. Совместная – как мы это понимаем?
      Это равноправные партнёрские отношения. Сегодня учитель не навязывает своего мнения, его мнение рассматривается как одна из возможных точек зрения, и в результате этой совместной деятельности организуется так называемый учебный диалог. Рисунок 6.

 


Рисунок 6.
 

 

          Как мы раньше готовились к уроку?
         Мы подробно писали конспект урока, где формулировали вопросы и в скобках писали предполагаемые ответы. И так же выстраивалась работа на уроке – учитель задаёт вопрос, ученик отвечает. В этом случае нам мешали неправильные ответы детей. Шла так называемая вопросно-ответная работа. Рисунок 7.

 



Рисунок 7.
 

      Теперь давайте посмотрим, как меняется структура диалога. Мы задаём один вопрос проблемного характера и выслушиваем мнение всех детей. При таком подходе возможны как верные, так и неверные ответы. И мы с вами ни жестами, ни мимикой не должны показать, что нам этот ответ не нравится. Идёт так называемый учебный диалог. Таким образом, личностно-ориентированный урок можно назвать уроком общения. Нам надо создавать такую ситуацию, при которой дети будут свободно высказывать своё мнение, не будут чувствовать себя дискомфортно, даже если высказали неправильную точку зрения.
        В этом и заключается сложность при подготовке к современному уроку. Сегодня мы с вами не пишем конспект урока, а создаём его проект, т.е. предполагаем возможные варианта развития урока.
      Следующий этап урока – рефлексия (очень важный этап), здесь мы организуем контроль, оценку и самооценку. На этом этапе обучающиеся вспоминают ход урока, говорят, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, анализируют свою деятельность и деятельность товарищей, формулируют свои впечатления. Причём урок сегодня может носить незаконченный характер. Рисунок 8.

 



Рисунок 8.
 

       По мнению известного психолога Подьякова «чем длиннее был мыслительный процесс, тем больше возможностей мы закладываем для развития личности ребёнка в целом». Ребёнок как бы уходит с урока с нерешённой проблемой. Что он делает? Обращается к родителям с этой проблемой, к дополнительной литературе, и на следующий день нужно начать образовательный процесс с вопроса, который не решили.
       Следует отметить, что личностно-ориентированный урок отличается тем, что представляет собой урок-систему. Каждый последующий урок является продолжением предыдущего урока. И если учитель не выработает систему, то результаты будут плачевными.
         На какие ещё особенности современного урока необходимо обратить внимание?
        Домашнее задание предполагает возможность выбора способа его выполнения, а также использование творчества ученика.
          Парные и групповые формы работы сегодня обязательный структурный элемент урока.
      И на ещё одной особенности нужно остановиться. Это самостоятельность детей. Чем выше доля самостоятельности, тем выше эффект развития. Нас учителей начальных классов можно сравнить с курочками – наседками. Нам хочется, чтобы дети качественно выполнили задание, поэтому каждый раз мы как бы подставляем костыли. Сегодня всё иначе: погрузили детей в проблему и отпустили. Пусть они сами решают, что-то получится, что-то нет, но они приобретут опыт самостоятельной работы.
     Обратите внимание, что в основе преодоления перегрузки детей лежит смена видов практической деятельности. Какие виды деятельности можно сегодня предусмотреть? Вот они перед вами. Рисунок 9.

 

 



Рисунок 9.
 

 

           И в заключении. У нас получился портрет личностно-ориентированного урока. Рисунок 10.
 



Рисунок 10.
 

     Урок - та учебная ситуация, та "сценическая" площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно-ориентированный урок.
 
 
        Литература:

 

  1. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с. - (Педагогическая мастерская).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС. Издательство: Просвещение,2016.
  3.  Лукьянова, Разина, Абдуллина: Личностно ориентированный урок. Конструирование и диагностика. Издательство: Педагогический поиск,2006.
 


 


 





 


 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Личностный подход вынуждает педагогов переосмысливать формы организации урока и всей классно-урочной деятельности, а также предполагает изменение самой структуры урока. Урок превращается в творческое общение учителя с учениками, учеников между собой и в проблемную дискуссию. Учителя постепенно начинают отдаляться от фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой в малых группах и с индивидуальной (самостоятельной) работой. Успех в организации личностно-ориентированного образовательного процесса приходит к учителю не сразу, так как это сумма многих составляющих. И главное – это личность учителя, помноженная на желание сделать свою работу предельно результативной.
Юлия Пасынок, дата: 20.12.2016 в 14:31  
#2 Личностно - ориентированный урок-это, прежде всего, огромная подготовка учителя, его знания, его мастерство.На личностно-ориентированном уроке учитель должен принять на себя роль координатора, организатора диалога, полилога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ребёнка.Хорошая статья, большое спасибо.
Ирина Шаврина, дата: 21.12.2016 в 19:19  
#3 Отличная статья, современная, а самое главное актуальная, так данная тема волнует и будет волновать любого учителя из года в год, который неравнодушен к детям, который работает на результат и ставит в центр внимания личность ребёнка.
Наталья Чубаева, дата: 21.12.2016 в 21:48  
#4 Спасибо за положительные комментарии о статье.
Ирина Мерзлютина, дата: 21.12.2016 в 23:03  
#5 Ирина Александровна, отличная статья. Согласна с мыслью, что "Урок - та учебная ситуация, та "сценическая" площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся". Учитель - это тот же артист, который работает на зрителя, на ребёнка и результат. Спасибо Вам огромное!
Наталья Куприянова, дата: 22.12.2016 в 7:27  
#6 Несомненно, личность учителя важна. Учитель вносит в урок свое творчество, свой методический почерк. Но, по-моему, личностно-ориентированный урок это единое целое учитель+ученик.
Ирина Мерзлютина, дата: 22.12.2016 в 20:33  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ