С нами 14804 учителя, 5183 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Интегрированные уроки изобразительного искусства"
Вера Мирошина   08.04.2020   102   1   ФГОС

Вера Леонидовна Мирошина
Учитель ИЗО и технологии,
МБОУ «ООШ» пгт Парма
первая квалификационная категория,
 г. Усинск
Республика Коми
 
 
Интегрированные уроки изобразительного искусства
 
«Без творческих поисков нет подлинного искусства»
Д. Шостакович
 
    Предмет «изобразительное искусство» предполагает творческое развитие учеников, построение художественно-образного мышления, развития у учащихся наблюдательности. Искусство неотъемлемо от духовного мира человека, изучая и постигая необыкновенный мир живописи, человек обогащается новыми знаниями и умениями. Творения прошлых веков значительно отличается от современных, поэтому необходимо помочь ученикам создать целостный образ в восприятии различных произведений искусства.  В построении материала по предмету важнейший акцент делается на понимании роли искусства в жизни человека и всего общества. Основы и законы предмета могут рассматриваться как совокупность различных наук. Например: физика объясняет, как преломляется луч света на цветовые волны, химия рассказывает, как с помощью реакций различных элементов превратить один цвет в другой, из истории мы узнаем о развитии искусства различных эпох, в географии ученики узнают цветовые предпочтения любой страны, а биология раскроет тайну цветов в природе. Получается вместе взятые науки говорят о довольно сложном явлении-цветовидение. А это один из основных инструментов в работе над рисунком.
     Многие понятия предмета «изобразительное искусство» не могут обойтись без понятий геометрии, понятий линейных, плоскостных и объемных форм. На уроках в 5 классе, мы рассматриваем круги, прямоугольники, квадраты, треугольники в рисунке орнамента. На уроках изобразительного искусства в 6 классе, говоря о построении перспективы, трехмерности пространства и  изображения объёма на плоскости, появляются изображения геометрических тел. Линии и точки могут передавать ритм, динамику и статику. По программе шестого класса школьники учатся изображать образ человека, используя схематическое построение, стилизуя и упрощая его до отрезков, овалов, прямоугольников. Любая работа: композиция, рисунок, набросок основывается на правилах перспективы, параллельности или соединения линий. Чтобы помочь ученику усвоить элементарные правила предмета «изобразительное искусство», учитель  не может обойтись без внутрипредметной интеграции с геометрической наукой. По темам: «Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий», «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира», «Симметрия», «Золотое сечение» уроки получаются результативными и познавательными. Учащиеся применяют новые знания в прикладной художественно-эстетической форме. Жучки, бабочки, листья, цветы, узоры появлялись при помощи оттиска, отпечатывания симметричной стороны. «Золотая спираль» превращалась в замысловатые, морозные узоры, ветки елей и забавных змеек. Все это несет мотивационный смысл и результат.
        Внеурочные занятия по изобразительному искусству и театральных дисциплин очень продуктивно  формирует у учеников убеждения в связанности предметов, мотивирует практическую активность для применения знаний, умений и навыков. Комплект творческих рисунков  для театральной постановки развивает у детей творческие способности, формирует навыки дизайна. Школьники часто рисуют картинки-декорации. Цвет декораций также затейлив и декоративен. Среди этих декораций школьники разыгрывают настоящие спектакли, действующим лицами которых являются вылепленные ими из глины звери и птицы, что вызывает искренний восторг зрителей. Работы в которых решались объемно-пластические и декоративные задачи, по достоинству оцениваются жюри. Вместе с тем одни из них ярко раскрываются в создании скульптуры, наделенной динамикой, другие тяготеют к статичным образам.
       На интегрированном уроке ИЗО и культура речи по теме «Выразительность в басне и её силуэтная иллюстрация» ученики сравнили, как графическая (силуэтные композиции) и сценическая выразительность (интонация, тембр) помогает передать характер животных в баснях И. Крылова.  На уроке «Народные мотивы Коми национальной росписи» заворожил хороводом сказок Коми писателей, которые изучают пятиклассники на уроках литературы Коми. Особыми элементами орнамента и сказочными героями украсили разделочные доски и панно  для  выставки ученических работ в предметной неделе.
        На уроке ИЗО и литературы в шестом классе по теме «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл» учащиеся познакомились с миром реальности и фантастики, с тем, что произведения в искусстве и литературе наводят нас на те или иные размышления, помогают влиять на жизнь других людей, играют огромную роль в формировании общения. На примере ученики видят, как запечатлеются фантастические образы, сотворение вымышленного мира, в котором живут выдуманные герои.  Для детей планируются издания небольших, но красочно иллюстрированных  пособий, книг, блокнотов, брошюр. Методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными, важным является приобщение детей к  искусству.
       ИЗО и игровой тренинг требует особой мобильности, ученики работают на планшетах и выходят на площадку. Тема «Волшебная страна» - ребята придумывают, зарисовывают и разыгрывают этюды из жизни воображаемых героев. А урок «Композиция в пластике» раскрыл ребятам правила композиционного построения (по диагонали, в линию, по окружности) и в картинах художников, и на сценической площадке.
   Уроки ИЗО и  музыка – неистощимый источник вдохновения. Знание основ цветовидения и музыкальное сопровождение на уроке помогают учащимся справляться со сложными творческими задачами. Например,  интегрированный урок в восьмом классе по теме: « Игровой художественный фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме»  ставятся следующие задачи:
1. Показать что фильм это динамическое сочетание изобразительной, звуко-музыкальной и словесно-игровой драматургических линий или действий.
2. Многообразие аспектов режиссерской профессии: от работы с актерами до работы со звуком.
3. Показать азы звукорежиссуры, и умение создавать звукооформление видеофильма.
4. Закрепить изученный ранее на уроках музыки песенный материал.
5. Повторить ранее изученные, знания о современной музыке.
    На уроке  учащихся вводятся в мир большого музыкального (художественного) искусства, изучают музыку (изобразительное искусство) как живое искусство во всем богатстве форм и жанров, вызывает  в учащихся ясное понимание и ощущение того, что музыка (изобразительное искусство) – важная часть самой жизни в целом, а не простое развлечение и добавление, создает в обучении атмосферу творческой заинтересованности и, следовательно, процесс обучения будет процессом не только логически понятным, но и эмоционально увлекательным.     
   Уникальны по своему характеру ИЗО + технология, в таких темах как: вязание, художественная вышивка, плетение, батик, художественная обработка дерева, художественная роспись, моделирование одежды, история костюма, парикмахерское искусство, визаж, интерьер.
      Интегрированные уроки ИЗО и технологии в пятом классе оказывают помощь учителю  в совершенствовании методических приемов организации работы с учащимися путем приобщения их к народному творчеству, художественным ремеслам, способах и приемах изготовления и декорирования изделий. Например, интегрированный урок «Производство текстильных материалов», помогает учащимся  познакомятся с такими понятиями как: отделка ткани «крашение», «печатание» - нанесение рисунка на ткань, «яркость рисунка», «дефект рисунка». На уроке по теме «Узорное ткачество» помогает освоить мелкоузорчатое переплетение с использованием цветных ниток, для получения пояса, ленты, дорожки. По теме «Вышивка», дополняет усвоение изготовления розеток, звезд, цветов, образующих узор. У учащихся вырабатывается навыки самостоятельной работы по созданию рисунка, орнамента, композиции, рассчитанную на ту или иную технику.  На уроках по теме «Цветовое сочетание в орнаменте» ученики легче осваивают законы цветовидения. Знакомятся с терминами «хроматические цвета», «ахроматические цвета», «дополнительные цвета», «теплые», «холодные цвета». На этом уроке учащиеся выполняют творческие рисунки по гармонической цветовой композиции, которая заключается в уравновешенности теплых и холодных, темных и светлых тонов, работают над практической частью по созданию композиции на компьютере с помощью графического редактора. Так же не обойтись без интеграции ИЗО и технологии в изучении тем «Аппликация»,  «Лоскутное шитье», где необходимо научится соединять между собой лоскуты не близкие по цвету и рисунку, не нарушая  задуманную композицию.
    Одна из эффективных форм изучения изобразительного искусства и краеведения. Познание подкрепляющее эмоционально окрашенным восприятием. Увлекательно изучать историю и культуру своего региона: народное искусство своего края, народные художественные промыслы, встречаться с людьми, любящими свое дело, с мастерами и художниками - творцами красоты. Например, этнографические походы в музеи, научно-исследовательские центры. Учащимся предлагается создание памяток-заданий, сбор материала по конкретным темам, описание национальных праздников, народного жилища, костюма, произведений мастеров. Привлечение юных следопытов к сбору материала – один из наиболее удачных путей ускорения процесса и изучения. Собранные материалы оформляются в виде тематических презентаций, исследовательских проектов, включающих документальные записи, зарисовки, исторические фотографии.
   Таким образом, мы видим, что при изучении предметов одной направленности происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ разных направленностей. В зависимости от поставленных целей, выбора форм, методов, педагогических технологий определяется качественно новый результат уровня образования. Следовательно, обнаруживается логика связей между проявлениями в разных искусствах одной и той же идеи. Эта единая логика организует художественное воздействие на духовный мир ребенка, выступает как подчинение всех проявлений искусства решению единой идейно-художественной задачи – формированию в человеке подлинно человеческого, которое бы поднимало его еще на одну ступеньку культуры.
Результаты интеграции для обучающихся: 
1.Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности. 
2. Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения. 
3.Расширяет тематику изучаемого материала. 
4. Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием. 
5.Увеличивает спектр изучаемого материала
6. Повышает роль самостоятельной работы. 
7. Реализует лучшие личностные качества.
Результаты интеграции для образовательного учреждения:
1. Адекватность современным требованиям образования и воспитания; 
2.Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем; 
3. Широкий выбор деятельности; 
4.Появление новых перспектив развития; 
Получение качественного педагогического результата. 
Рекомендации:
Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:
- систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю;
- увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы; 
- вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания;
- подбор технического оснащения;
- систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.

Библиографический список:
1. Максимова В.Л. «Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы» - М. 2012 г. с.21.
2. Перекатьева О.В. «Современные открытые уроки». Серия «Школа радости» - 2012 г.
4. Евладова, Е.Б. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие /Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьевой.–М.,2006.–296с.
5. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие /Под ред. О.Е.Лебедева.-М.,2000.–256с.
6. Барадулин В.А.  «Основы художественного ремесла». Пособие для учителя. М., «Просвещение» 1987 г. -244с.
7. Гусева О.М. «Поурочные разработки по изобразительному искусству» по программе Б.М. Неменского, М., «Просвещение», 2012 г
8. Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся на уроках изобразительного искусства [Электронный ресурс] 
https://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/intieghrirovannyie-uroki-kak-osnovnoie-sriedstvo-povyshieniia-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-izobrazitiel-nogho-iskusstva
9. Методика преподавания изобразительного искусства на интегративной основе: организация, содержание, диагностика [Электронный ресурс]   
http://infourok.ru/metodika-prepodavaniya-izobrazitelnogo...nostika-3629210.html
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Вера Леонидовна, очень глубокая и интересная Ваша статья. Вы сумели раскрыть особенности интегрированных уроков для повышения активности учащихся. Изобразительная деятельность даёт широкий простор для интеграции со многими предметами, что несомненно, благотворно сказывается на всём процессе обучения.
Татьяна Медведева, дата: 30.04.2020 в 19:52  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.