С нами 15220 учителей, 5219 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе посредством вовлечения обучающихся трудновоспитуемых детей в коллективно-творческие дела"

  Автор: Чубаева Наталья Николаевна,
педагог-воспитатель высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» , город Магнитогорск, Челябинская область
 
Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе посредством вовлечения обучающихся трудновоспитуемых детей в коллективно-творческие дела
 
“Жил мудрец, который знал все.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все.
Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
 “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”.
 Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”
.
 
Аннотация: В данной статье представлен опыт педагога-воспитателя по созданию благоприятного психологического климата в классном коллективе посредством вовлечения трудных воспитанников с ОВЗ начальной школы в коллективно-творческие дела. При этом процесс вовлечения младших школьников в коллективно - творческую деятельность рассматривается не что иное, как создание не просто благоприятной психологической атмосферы, а полноценной жизни старших и младших, воспитателей и воспитанников. И в этой жизни педагоги воспитатели выступают как старшие товарищи, действующие вместе с ними и ведя за собой.

Ключевые слова: психологический климат, благоприятный и неблагоприятный психологический климат, коллективно-творческое дело, эффективные формы организации КТД, психологически комфорт.
 
       Притча «Всё в твоих руках» в качестве эпиграфа выбрана не случайно. На мой взгляд, именно в наших руках есть возможность создать в классе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.  Главным критерием этой среды является безопасная обстановка, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной. Именно в такой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на реализацию идей, на творчество, на сотрудничество.
        На сегодняшний день усиливаются негативные тенденции в учебно-воспитательном процессе: снижен интерес к знаниям, уровень  познавательной активности оставляет желать лучшего, число пропусков уроков учащимися увеличивается, что негативно сказывается на усвоении знаний и формировании умений и навыков обучающихся. Поэтому одной из актуальных проблем в работе с детьми создание благоприятного психологического   климата в классном коллективе.
       Считаю, что создание психологического климата в учреждении коррекционного образования является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми, имеющих отклонения от норм в поведении
     Как показывает практика, большую и важную роль в решении вопроса создания благоприятного психологического климата в любом детском коллективе является вовлечение «трудного» ребёнка в какой либо значимый для него вид деятельности.
       В учреждениях для детей с ОВЗ интернатного типа наиболее эффективными формами организации воспитательного процесса, направленного на создание благоприятного психологического климата и комфорта, принято считать такой шаг, как вовлечение ребёнка в коллективно – творческую деятельность (КТД).
          В современной учебно-воспитательной среде, коллективно-творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого воспитанника, поскольку является способом организации яркой жизни в детском коллективе, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью.
             В педагогике вариантов форм и видов организации и проведения КТД великое множество. Однако, самыми интересными и эффективными формами в создании благоприятного психологического климата в классе считаю следующие: «атака», «акция – десант», «подарок далёким друзьям, или операция ПДД», «ролевая игра «фабрика»», «газета – «Молния», «день рождение коллектива», «журнал – эстафета», «разведка тимуровцев», «смотр и эстафета дружбы» и многие другие.
       Перечисленные формы организации  КТД рассматриваются  не как отдельные творческие мероприятия и праздники, а мотивируют коллектив класса на осуществление заботы через труд- творчество, побуждают к самостоятельной организаторской деятельности. Цель таких КТД – обогатить знания детей об окружающем мире, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить личный вклад в улучшение жизнедеятельности коллектива, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далёких людях, действовать самостоятельно и побуждать к деятельности весь коллектив, вести его за собой, подходить к любому делу с желанием и творчески.
Предлагаю краткое описание методики перечисленных выше форм организации и проведения КТД.
       
КТД «Атака» 

 
КТД "Атака" - операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей действительности недостатков, которые можно устранить силами своего коллектива. Такие атаки осуществляются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов.
Возможные задания для организации такого рода дел:
- расчистить территорию школы от листьев, снега и т.д.;
- посыпать песком обледенелые дорожки;
- украсить общественные здания и т.д
        Как правило, атаки проводятся после специальной разведки или по любому сигналу о замеченных в окружающей жизни недостатках. Создается добровольческая группа ребят, выбирается командир. После проведения атаки группа отчитывается перед всем коллективом о своих результатах в произвольной форме. Это может быть защита проекта, газета – отчёт, выпуск молнии.

 
КТД "Акция - десант"   
     
     КТД «Акция – десант» -  операция, проводимая силами ребят и представляет собой выход или выезд команды добровольцев для оказания помощи другим коллективам или организациям в каком – либо жизненно – важно деле.  Такая акция организуется по призыву тех, кому необходимо оказать помощь, по заданию каких - либо руководящих органов, либо по личной инициативе самого коллектива.
Приведу примеры жизненно важных задач, решаемых в процессе организации такого рода акций – десантов:
- помощь пожилым людям в любых видах работы: уборка садовых участков, жилых помещений и т.д.;
- помощь лесничеству и другим коллективам в охране природы, в борьбе с лесными пожарами и другими стихийными бедствиями.
    Такие акции – десанты воспитывают потребность и умение приходить на помощь в любое время и в любых условиях; заботиться о них бескорыстно и самоотверженно; развивают находчивость, настойчивость, чувство ответственности перед обществом и коллективом – основу сознательной дисциплины.

КТД «Подарок далёким друзьям или операция ПДД»
 
Организаторами и участниками такого дела могут быть как младшие школьники, так и ребята среднего и старшего звена.
Решение о проведении очередной операции ПДД принимается общим сбором коллектива во время совместного планирования его жизнедеятельности на определённый период, например на учебный год или в случае какого – либо экстренного известия или события.
     Коллективный подарок может быть выслан как отдельным людям (например, ветеранам войны, их семьям), так и целым коллективам (детскому дому и другим организациям).
В качестве подарков могут быть подготовлены и посланы игрушки, в том числе, елочные, рисунки, фотографии, модели и макеты и т.п.
Операция ПДД включает так же коллективное написание письма далёким друзьям, которым посылается подарок.
Рассмотрим возможные способы подготовки подарков и писем:
- каждый микроколлектив или союз готовит свой подарок или письмо, потом эти подарки и письма отправляются вместе);
- по общему проекту, составленному на сборе всех участников, готовится один подарок  — вначале по частям (одновременно работают сводные бригады), потом вместе (письмо также пишут коллективно — по предложениям всех участников).
         Перед отправкой проводится смотр (защита) и обсуждение подарков, затем выбирается делегация для оформления и отправки посылки и письма (из представителей каждого коллектива участников или по жребию) или это поручается штабу операции.
         В качестве наглядного примера могу привести организованное мною КТД в 2019 -2020 учебном году под названием «Акция – проект «Подари Новогоднее чудо». Формат проведения данной акции представлено в Положении об её проведении

КТД «Ролевая игра «Фабрика»»
 
Ролевая игра "Фабика", участники которой, подражая организации настоящего производства, создают разнообразные изделия на общую пользу школе, либо классу в целом.
Приведём примеры возможных видов изделий:
- наглядные и дидактические пособия;
- самодельные словарики
- самодельные решебники
- самодельные книжки – малышки
- самодельные книжки – раскраски и т.д
     В состав фабрики могут входить следующие отделы и цехи: дирекция, проектное бюро, отдел  снабжения необходимым оборудованием и инструментами, отдел приемки продукции или отдел технического контроля — ОТК; отдел сбыта (передачи, отправки) продукции; цехи — макетный, модельный, швейный, кукольный, переплетный и другие (в зависимости от профиля фабрики).

Рассмотрим возможные варианты организации фабрики:
1. Каждый цех полностью изготавливает один или несколько видов продукции (например, в швейном цехе делаются «кассы» для будущих первоклассников, в кукольном — куклы для театра, в столярном — скворечники и т. п.). В цехи и отделы ребята записываются по желанию, образуя сводные коллективы. Состав цехов в основном не меняется в течение всего времени работы фабрики, а переход из одного цеха в другой происходит лишь с согласия дирекции.
2. Каждый цех выполняет одну или несколько операций в процессе изготовления общей продукции (например, фабрика создает макеты, а в разных цехах делаются основания этих макетов, домики, фигурки людей; в этом случае в составе фабрики имеется обычно сборочный цех).
3. Постоянный штаб цехов состоит из сравнительно небольшого числа сотрудников — инструкторов, мастеров и т. п. В цехи приходят все желающие и работают под их руководством столько времени, сколько хотят. Изготовленную продукцию берут с собой (для себя или близких) или оставляют персоналу фабрики для последующей передачи другим (например, будущим первоклассникам).
4. На фабрике трудятся постоянные микроколлективы и их союзы, причем каждый такой коллектив проходит по очереди через все цехи, работая в каждом один определенный период (неделю, две недели и т. п.). Тогда фабрика (комбинат) действует в течение нескольких периодов. При этом какие-то виды продукции могут полностью изготавливаться за один период (допустим, в игрушечном, цехе — украшения для елки), а другие могут постепенно создаваться в течение всех периодов, передаваясь, как эстафета, от одного коллектива к другому (к примеру, так может делаться сложный макет в макетном цехе). Достоинством этого варианта является возможность провести каждого участника игры вместе с его постоянным коллективом через различные виды трудовой деятельности.
       Создание фабрики начинается с общего сбора-старта участников, или по крайней мере тех, кто первым захотел принять участие в этой трудовой игре. Здесь сообща решают, какую продукцию будет выпускать фабрика и для кого, придумывают название фабрики и значок-эмблему. Выбирается вариант организации работы, намечаются отделы и цехи, избираются дирекция, начальники отделов и цехов, определяется время начала работы и продолжительность действия фабрики. Запись желающих по отделам и цехам производится и на самом сборе, и после него.
        Дирекция ведет подготовку к открытию, договаривается о помещении, распределяет рабочие места между отделами и цехами, составляет производственный план, дает задание конструкторскому (проектному) бюро и отделу снабжения, разрабатывает график-календарь работы.
     Коллективы «цехов» собираются на предварительное совещание, обсуждают проекты изделий, полученные от конструкторского бюро, сообща разрабатывают технологический процесс, распределяются по участкам, операциям, выбирают мастеров.

КТД «Газета – «Молния»».
 
Особый тип стенной или радиогазеты; содержит экстренное сообщение об одном или нескольких важных событиях в жизни коллектива; ставит в связи с этими событиями вопрос-задачу для общего безотлагательного размышления; призывает к скорейшему практическому решению жизненно важной задачи.
      Газета-«молния» не простая информация, а коллективное творческое дело как участников ее выпуска, так и всех членов коллектива, думающих над обсуждаемым вопросом, увлеченных общим поиском наиболее удачного его решения.
Газету-«молнию» можно выпускать в таких, например, случаях:
  • когда коллективу предстоит какое-либо срочное, важное, новое дело и нужно сообща подумать, как лучше его выполнить;
  • когда в жизни коллектива неожиданно возникли конфликты или обнаружились какие-то серьезные трудности и нужно вместе решить, как их преодолеть;
  • когда произошло какое-то важное событие, радостное или печальное, и нужно сообща подумать, какие изменения в жизни коллектива и каждого его члена оно может вызвать;
  • когда в коллективе появился интересный опыт, который надо сделать достоянием всех.
        Газеты-«молнии» может выпускать редколлегия постоянной стенной (радио-) газеты по собственной инициативе, а также по предложениям руководящего органа коллектива, по материалам разведки дел и друзей и т. д. Но целесообразно также дать право на выпуск газет-«молний» дежурному коллективу в классе (октябрятской звездочке, пионерскому звену, которые выполняют традиционные поручения типа «хозяева класса», «санитары» и т. п.) и в школе (дежурному классу или союзу старшего и младшего классов). В этом случае каждый сможет участвовать в выпуске газет-«молний».
         Газета-«молния» не терпит шаблона в содержании и подаче материала, новый выпуск должен быть оригинальным по форме, приковывать внимание яркими, выразительными средствами оформления — шрифтом, красочностью, рисунками, необычной композицией (телеграфная лента, круг-«светофор», «молния» и т. д.). Однако в любом случае все эти средства должны не быть самоцелью, а выделять главное: лаконичный броский текст сообщения и призыва, четкую постановку вопроса-задачи, точное указание на то, когда и как члены коллектива могут сообщить свои мнения и предложения по этому вопросу.
      Для «обратной связи» можно использовать и специальную «шкатулку мнений», помещаемую возле газеты-«молнии», и дежурство участников выпуска в определенное время, и «почтальонов». Собранные мнения и предложения обсуждаются участниками выпуска, а в случае необходимости в руководящих органах коллектива (например, на совете отряда), на экстренном общем сборе коллектива.
      Важно снять газету-«молнию» вовремя — сразу же после того, как ее все прочитают и смогут дать отклики. Ни в коем случае не допускайте того, чтобы она примелькалась или висела обязательно до выпуска следующей газеты. Не выпускайте «молнию» по малозначащим поводам, не превращайте ее в регистратора фактов, избегайте пышных фраз и стандартных призывов. Пусть каждая такая газета действительно будет молнией — неожиданной, яркой и острой. Пусть будит интерес, бьет тревогу, будоражит умы и открывает перспективу. А для этого действуйте по-гайдаровски, т. е. в тесном содружестве ребят и старших друзей. И здесь, пожалуй, нет лучшего средства, чем сравнение и обсуждение всех выпущенных ранее газет-«молний» (на общих сборах-«огоньках» или на очередном слете всей школы).

 
КТД «День рождение коллектива»
 
      Ежегодный праздник, во время которого в теплой, непринужденной обстановке происходит творческий смотр верности традициям и идеалам коллектива, заботы о его чести, красоте жизни, единстве, о его друзьях — близких и далеких.
         Подготовка к дню рождения коллектива начинается задолго до праздничной даты (например, за месяц). На общем сборе-старте выбирается совет дела — праздничная комиссия из представителей всех первичных (классов) и микрогрупп. Между ними проводится конкурс на лучшие предложения к празднику, составляется его план, распределяется поручения между первичными коллективами (для выполнения отдельных дел могут быть созданы сводные отряды желающих).
       В период подготовки к дню рождения каждый коллектив (сводный отряд) выполняет поручение общего сбора (например, изготовление и вручение гостям пригласительных билетов, оформление помещения, рассылка писем и подарков далеким друзьям), а также готовит сюрпризы-подарки другим первичным коллективам или всему коллективу, отдельным его членам или друзьям-гостям. Такими сюрпризами-подарками могут быть стенная или «живая», фото-, световая, радио-, киногазета, песня или сюита песен, стихи, самоделки «со значением», с дружеским розыгрышем, благодарностью, пожеланиями и т. д.
Сам праздник проводится как традиционный вечер, который может включать и другие творческие дела в честь дня рождения коллектива (например, торжественную линейку, трудовую операцию, сюрприз, фестиваль собственных фильмов, смотр-защиту творческих работ, большой общий сбор коллектива и его друзей — разговор о жизни в течение года и о новых перспективах).
      Прологом праздничного вечера становится встреча гостей. Это лучше всего сделать силами специального «гостевого» сводного отряда — представителей всех первичных (микро) групп. Члены такого отряда приглашают гостей в свои коллективы, где в тесном дружеском кругу беседуют, рассказывают о том, что сделали за год, показывают фотографии, альбомы, поделки, подготовленные подарки. Каждый первичный коллектив знакомит своих гостей с программой вечера, вручает им тексты своих любимых песен и вовлекает желающих в секретную подготовку сюрпризов. Последнее особенно важно: хотя участие гостей в коллективном выступлении будет носить характер экспромта, оно сразу же сблизит их с хозяевами вечера, превратит из зрителей в товарищей по творческому делу, поможет создать атмосферу общей увлеченности, общего радостного подъема.
        После торжественного открытия вечера (когда может быть внесен флаг, спета песня-гимн) каждый первичный коллектив представляет собравшимся своих гостей, а в дальнейшем делает их участниками творческих дел, входящих в программу вечера, тепло провожает, на прощание вручив памятные открытки и попросив записать в специальной книге (например, в «Книге добрых напутствий») мнения об увиденном, советы, пожелания на будущее.
       В программу праздничного вечера (сбора) могут входить разнообразные творческие дела и игры, например: сюрпризы-подарки первичных коллективов, сводных групп, чтение писем, телеграмм от далеких друзей, корреспонденции, посылаемой им с праздничного вечера («перекличка друзей»)
      И конечно же, весь вечер должен быть насыщен любимыми песнями — веселыми и грустными, задорными и торжественными. Об этом заботятся ведущие — члены праздничной комиссии или специальный совет запевал.

 
КТД «Живая газета»
 
       Познавательное и организаторское дело-обозрение. Представляет собой серию коротких выступлений, авторы-исполнители которых в образной форме сообщают о новостях жизни коллектива (и окружающей жизни), дают оценку сделанному и раскрывают перспективы на будущее.
         В отличие от устного журнала цель «живой газеты» — помочь членам коллектива правильно оценить положительные и отрицательные стороны своей жизни и настроиться на решение новых задач. Отсюда — боевой, мобилизующий, задорный характер каждого номера, а также сравнительно короткое его существование — обычно не более 15–20 минут.
Материал для выпуска газет должен содержать:
  • положительный опыт своего коллектива и других коллективов, заслуживающий распространения и развития;
  • радостные события в жизни своего коллектива (например, дни рождения) и в окружающей жизни;
  • неприятности и конфликты и предложения о путях их преодоления;
  • планы и перспективы развития коллектива (ближние, средние, дальние).
      Весь этот материал оформляется с помощью самых разнообразных средств (жанров, приемов), например таких, как лозунги-речевки, перекличка, сценка или серия сценок, в том числе с комментариями, репортажем, лозунгом-«приговором», «живые картины», карикатуры, дружеские шаржи и т. п., интервью, загадки, былины, частушки, шуточные оды, эпиграммы, шуточная энциклопедия, теневые картины, световые страницы (с помощью эпидиаскопа), песни, в том числе с новыми словами на популярные мотивы, и т. д.
       «Живую газету» можно выпускать эпизодически и регулярно, в классе — силами микроколлективов (например, пионерских звеньев) и их старших друзей или сводными бригадами желающих; в школе — силами классных коллективов и их союзов (например, по очереди) или сводными объединениями.
Выступать с «живой газетой» можно на общем сборе, вечере, слете, а также на линейке (здесь «живая газета» не должна длиться более 5–10 минут).
        Подготовка к выпуску «живой газеты» начинается на сборе-старте участников, где сообща выбирают ее название, составляют план номера, придумывают жанры выступлений, создают отдельные группы, отвечающие за подготовку своего выступления. На одной-двух репетициях отрабатывают общие выступления, просматривают и обсуждают групповые. Очень важно после показа номера оценить его на «огоньке» участников, а если есть возможность — вместе со зрителями.
      Одним из главных условий успеха «живой газеты» является дружная работа ребят и их старших друзей, которая строится как общая забота о коллективе: о преодолении недостатков в его жизни, о развитии и использовании хорошего опыта, о раскрытии радостных перспектив.
       Пусть как можно больше членов коллектива пройдут через эту работу, будут авторами-исполнителями «живой газеты»: ведь она обладает поистине волшебной силой в борьбе с равнодушием, в воспитании многих ценных качеств, и прежде всего ответственности и чести, развивает творческие способности, навыки выразительной речи и культуры движения, сплачивает ребят и взрослых общими раздумьями, переживаниями, общей заботой, мажорным тоном, содействует взаимному воспитанию и самовоспитанию младших и старших.

КТД «Разведка Тимуровцев»
 
        Необходимая предпосылка и составная часть трудовых операций (атак, десантов, рейдов). Проводится ребятами вместе с их старшими друзьями. Цель поиска — узнать, где и кому нужна помощь и какая (можно ли оказать ее немедленно или дело потребует длительного времени).
      Разведка должна быть секретной, т. е. проводится так, чтобы люди, с которыми встречаются разведчики, не догадались об их намерениях, или полусекретной (если цели разведки необходимо сообщить отдельным лицам, например, руководителям учреждения — детского сада, фабрики и т. п.), или открытой, когда стоит посвятить в свои планы всех заинтересованных лиц, чтобы как можно лучше договориться и поработать вместе с ними.
           В зависимости от цели и окружающих условий разведка длится 2–3 часа, целый день или несколько дней. Она может проводиться по секторам или по маршрутам. В первом случае на общем сборе-старте участники разведки разбивают окружающую местность на секторы-участки, которые тщательно обследуются отдельными разведгруппами (выясняется, кому и в чем нужно помочь). Во втором случае общий сбор намечает маршруты, т. е. объекты определенного профиля, например: «клубный», «сельскохозяйственный», «зеленый» (сад, скверы, бульвар и т. п.), «детский» (детская площадка, магазин книги и т. п.), «спортивный». Составляются разведгруппы по маршрутам, каждая из которых обследует всю местность, но только по своему профилю.
      Все разведгруппы выбирают командиров. Взрослым лучше действовать в качестве комиссаров разведгрупп (в некоторых случаях комиссары проводят свою особую секретную разведку; например, предварительно выясняют с руководителями предприятия возможность их встречи с разведгруппой или секретных действий этой группы на территории предприятия).
   Общее руководство разведкой осуществляет обычно штаб предстоящей трудовой операции или совет коллектива. Командиры отдельных разведгрупп могут посылать в штаб со связными донесения о ходе разведки.
          По завершении разведки все ее участники обсуждают результаты, а затем командиры разведгруппы докладывают о них общему сбору. По данным разведки общий сбор составляет план предстоящей трудовой операции или операций.
    Разведка воспитывает неравнодушие, привычку не проходить мимо недостатков, активную гражданскую позицию, обогащает жизненный опыт, развивает отношения товарищеского сотрудничества ребят и взрослых, создает реальную основу для коллективного планирования.
      В своей работе я применяю и широко использую практически все описанные выше формы организации КТД и имею самостоятельный годовой план КТД, который вложен в рабочую программу воспитательной работы и он отражается в обязательном порядке в ежемесячной календарной план- сетке.
В качестве примера представляю план коллективно – творческих дел на 2019-2020 учебный год.

 
План коллективно - творческих дел, организуемых с обучающимися воспитанниками с ОВЗ в 4 классе
 
№п/п Наименование дела Форма проведения Сроки реализации
1 КТД «Ассорти талантов»:
- «Пролетело лето как комета»
- «Будем знакомы» (конкурс самопрезентаций)
День рождения классного коллектива, газета – «Молния» Сентябрь
 
2 КТД «Осенние фантазии»:
- «Выборы» (ролевая игра);
- «Очей очарования» (изотворчество)
Живая газета
Газета «Молния»
Октябрь
Ноябрь
3. КТД «Новогодние приключения»
- «Творческая лаборатория Деда Мороза и Снегурочки»
- «Акция – проект «Подари Новогоднее чудо»
Фабрика
Операция ПДД
декабрь
4. КТД «Зимние забавы»
- «Рождественские колядки»;
- «Армейские забавы» (игровая программа)
Фабрика
Живая газета
Газета – молния
Разведка Тимуровцев
Январь – февраль
5 КТД «Весеннее вдохновение»
- «День, пахнущий мимозой»
- «
Атака
Акция – десант,
Живая газета
Конкурс красоты
Март
6 КТД «Пусть звёзды Победы над миром горят»:
- «Твори добро другим во благо» (встреча с ветеранами войны)
- «И всё о той весне»
Акция – десант,
Разведка Тимуровцев
Живая газета
Апрель - май
 
   Таким образом, описанная мною методика, направлена на создание благоприятного психологического климата в классном коллективе посредством вовлечения детей с отклонениями в поведении в коллективную творческую деятельность. Кроме того, представленная методика мотивирует поставить каждого ребёнка в позицию организатора с целью развития его инициативности, активности, творчества, умения выдвигать и отстаивать идеи, оценивать результаты деятельности своей и своих товарищей, быть последовательным в своих решениях. Более того, данная методика интересна тем, что обеспечивает возможность создания условий для сотрудничества детей и педагогов, действовать сообща и вместе.
 

Библиографический список:
  1. Веденеева О. А., Савва Л. И., Сайгушев Н. Я. Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие-М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
  2. Гайденко Е.А. Классные часы и коллективно-творческие дела. 1-4 классы. Идеи, конкурсы, праздники. ФГОС – Волгоград, 2017. – 66 с.
  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: изд. «Педагогика», 1989. – 2017 с.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Несомненно, коллективные творческие дела играют большую роль.Представляют интерес формы КТД, которые Вы,Наталья Николаевна , указывает в своей статье.
Ирина Щербакова, дата: 14.07.2020 в 22:07  
#2 Наталья Николаевна, представленный Вами глубокий и содержательный материал, непременно привлечет внимание заинтересованных педагогов. Тем более, что практически в каждом школьном, классном коллективе встречаются сейчас, и довольно часто, дети, которых мы относим к трудновоспитуемым и которые требуют к себе нашего постоянного внимания. Описанные Вами КТД при применении, несомненно, окажут плодотворное влияние на всех участников педагогического процесса. Обязательно предложу Вашу статью для знакомства своим коллегам и не только! Большое спасибо Вам за такой материал!
Татьяна Медведева, дата: 17.07.2020 в 12:02  
#3 Наталья Николаевна. Ваша КТД очень интересная, продумана увлекательная для детей программа. Важно, что все дети вместе общаются и достигают поставленную цель, празднуются Дни Рождения, выпускается газета, работает творческая лаборатория. Дети видят результат своей деятельности, продуктивность совместных усилий. Ваша статья заинтересует не только учителей, но и дошкольных работников. Спасибо.
Ирина Алексеева, дата: 30.07.2020 в 12:30  
#4 Формы работы интересные, но для ребят начальной школы, а какие формы работы можете предложить для работы с ребятами среднего и старшего возраста?
Мария Власова, дата: 02.11.2020 в 13:36  
#5 Наталья Николаевна, очень содержательная статья, которая дает практическую направленность, творческий подход в воспитании детей.
Людмила Петровна Трифонова, дата: 02.11.2020 в 17:58  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.